РАДИОЛЮБИТЕЛЬ, №17-18, 1925 год. Радиопередачи для детей

"Радиолюбитель", №17-18, октябрь, 1925 год, стр. 352

Радиопередачи для детей

Н. И. Сац

Вопрос художественного воспитания сам по себе является вопросом новым. Только со времени Октябрьской Революции Москва и некоторые другие города уделяют этому вопросу серьезное внимание. В результате, Москва за 7 лет создала специальные "Театры для детей", школу, вырабатывающую и применяющую методы художественного воспитания, ряд теоретических учреждений и даже кое-какие печатные труды. Тем не менее, преждевременно считать, что достижения наши в этой области являются завершенными. Однако, если очень немногие из наших специалистов по художественному воспитанию насчитывают за своими плечами 6—7 лет широкой практической работы, то работающие в области радиоконцертов не могут насчитать и одного года.

Н. И. Сац
руководительница передач для детей, организованных МГСПС.

Радиопередача для детей, как одна из отраслей художественного воспитания, является, таким образом, делом вдвойне новым, а поэтому, требующим ряда опытов. Практика детских концертов в районах натолкнула нас на необходимость создания специального театра для детей, а театр, признанный наиболее отвечающим ребенку, театр синтетический. Трудность восприятия по радио для ребенка состоит, прежде всего, в том, что нет зрительного впечатления. Не трудно заметить, что внешний образ, краски особенно, ярко воспринимается детьми. Второй очень важный момент — движение. Игра, вся жизнь ребенка, особенно маленького, полна движением. Его ждет он и от нас. Ясно, что танец, жест по радио передать нельзя. Таким образом, две важные составные части, облегчающие художественное восприятие, при радиопередаче выпадают. Не менее важным является и то обстоятельство, что радиопередачу (в противовес, например, театру) ребенок слушает один. Влияние ребят друг на друга очень велико и вещи, которые нужно давать ребенку, находящемуся в коллективе, в особой обстановке или одному у себя дома, разнятся друг от друга.

Много трудностей и для выступающих на радио. Всякий артист хочет видеть свою публику. Актер, выступающий для ребенка вне непосредственного общения со своей аудиторией, теряет массу красок исполнения, часто неожиданных интонаций и совершенно непредвиденных им до этого возможностей, на которые наталкивает его аудитория. И, наконец, труден возрастной учет. В школе, в театре для детей мы для каждого начинания имеем в виду определенный возраст ребят, ибо ребенок 8 и 15 лет, — это два разных человека с разными запросами. Вот главные трудности, возникающие при организации радиопередач для детей, и это далеко не все.

Приступая к этой работе в феврале м-це с. г. на радиостанции МГСПС, я, прежде всего, постаралась учесть перечисленные особенности. Принципиально возражая против дивертисментных программ для детей, я попыталась как бы комплексировать их. Пионерские стихотворения, затем вальс Шопена, соло на трубе, музыка Дриго, — то, что вне учета цельности впечатления принято давать детям, — с моей точки зрения является вредным, даже, если отдельные №№ и программа удачны. Программа может быть об'единенной и по принципу контрастов и по сходству своих настроений и рядом других признаков, но составляющий ее должен иметь определенный план, если он хочет, чтобы вся программа осталась в памяти ребенка. Однако, трудно об'единять программу, не зная возраста слушателя. В первое время нам пришлось давать программы для разного возраста, но вскоре я отказалась от этой мысли. Это не давало возможности серьезно строить программу. Письма слушателей, естественно, по разному реагировали на отдельные №№. Так, например, Витя К., 5 лет, после одной из наших передач для смешанного возраста, пишет: "Рассказывайте побольше про зверей, мне очень понравилось про кота. Я нарисовал, как он плачет и как чихает". "А стихотворение про Ленина я понял плохо. И мне было скучно его слушать". Про тот же концерт Оля П., 11 лет — пишет: "Концерт Ваш нам очень понравился, а особенно нам понравилось стихотворение про вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина. Если Вы не обидитесь, мы Вам напишем стихотворение, посвященное В. И." и т. д. Даже по этим двум письмам можно проследить разное отношение, в зависимости от возраста. Вслед за этим мы начинаем давать I отделение для детей дошкольников, II отделение для I-ой ступени, а дальше, перед каждым концертом, указываем точно возраст, для которого данная передача предназначена.

Конечно, мы лишены возможности проследить всех слушающих нас, и иногда, после передачи для II ступ., получаем письмо, написанное по просьбе 3-летнего радиолюбителя; но поскольку удается прощупать свою аудиторию — большинство слушателей даже радо этому. Так, это избавляет родителей, имеющих один приемник и трех детей, от ссор. "Сказали, что от 8 лет, — значит я и буду слушать. — Вам 8 лет нет", а главное, таким образом больше пользы и радости даем мы детям соответствующего возраста. Об‘единение программ шло по разному. Были следующие передачи: "Ленин", "Труд в капиталистических странах и у нас", "Парижская Коммуна", "1-ое Мая", "Весна" и так далее.

Были программы "русского народного творчества", "японские сказки", при чем тут впервые по радио передавался целый драматический спектакль (из репертуара Московского Театра для Детей — "Зеркало Акико"), были музыкальные программы, как например, посвященная Григу, посвященная русским композиторам, скандинавской музыке и т. д. Все программы идут со вступительным словом и пояснениями. В них мы стараемся найти тот тон, который был бы не поучением, но разговорный тон равных товарищей. Это очень важно, ибо ребята одинаково не любят чрезмерно умных, поучающих и сюсюкающих взрослых. В пояснителе они должны чувствовать "своего", для чего надо не только знать, но любить и постоянно вращаться в кругу детей и вне радио. Программы для дошкольников были следующие: "Мастера и детвора", "Звери", была просто веселая программа и т. д.

Очень важно, чтобы, все, даваемое ребятам, отнюдь не было тенденциозно или скучно. Бодрое настроение, радость вместе с новым знанием должен нести каждый концерт. Добились мы этого уже в полной мере? Нет. Это еще только опыты, учет которых очень важен для будущего, но и то отрадно, что есть у нас хоть крупицы того, что должно быть. Важно, что нам удалось установить некоторую связь со своим слушателем. Ребята писать письма не любят, а писать "невидимкам" — это совсем трудно. Однако, само собой получилось, что мы получаем их письма да еще такие дружеские, точно мы долго вместо играли, а не то, что по радио познакомились.

И еще важно, что концерты послужили отправной точкой для самостоятельного детского творчества. Так, наряду с письмами, мы получаем рисунки, стихи, даже музыку, сочиненную ребятами. Конечно, если сравнить количество этих писем, скажем, с количеством их в Московском Театре для Детей, то это покажется горсточкой, но условия радио в этом отношении гораздо сложнее.

Для концертов мы приглашаем, главным образом, актеров детских театров — они лучше учитывают аудиторию, даже и не видя ее, так как имеют опыт общения с ребятами в своем театре.

В заключение должна сказать, что я против большого количества детских передач, а ежедневные, да к тому же с несистематизированным материалом передачи, считаю просто вредными. Нормально было бы делать передачи 1—2 раза в неделю для каждого возраста. При ежедневных передачах надо или очень хорошо знать интерес и распорядок каждого дня своего слушателя, чтобы сливаться с ним, или, если концерт служит отправной точкой для самостоятельной работы, надо дать возможность ребенку пережить, проработать полученный от концерта материал, а когда каждый день дается новая программа, самостоятельная проработка, которая в воспитательном отношении важнее самих концертов. уже не может иметь места.