РАДИОЛЮБИТЕЛЬ, №19-20, 1925 год. Лосиноостровская опытно-показательная школа 2-й ступени наркомпроса

"Радиолюбитель", №19-20, ноябрь, 1925 год, стр. 391-392

Лосиноостровская опытно-показательная школа 2-й ступени наркомпроса

Е. Женин

Первая вспышка интереса к радио казалась настолько бурной, что приходилось допустить или ее искусственность или признать, что декретом о свободе эфира только узаконено движение, таившееся в недрах общества. Действительно, еще задолго до декретирования свободы эфира следили, по большей части юные экспериментаторы, за первыми попытками передачи речи по радио под угрозой страшной кары за подслушивание в военное время. Отсутствие литературы по радио, достаточно популярной и содержащей конкретные указания, по большей части ставило почти непреодолимые препятствия, убивавшие движение в самом корне. С появлением журнала "Техника Связи" движение вновь вспыхнуло и к моменту издания декрета мощно прорвалось на свет.

Для молодежи, концентрирующейся вокруг школ и интересующейся радио, вопрос решался в иной форме. Преподавателю физики можно было использовать этот интерес к радио в педагогических целях, смотря на радио, как на одну из форм подхода к изучению физики. При такой постановке работы отпадали те элементы ответственности перед законом, которые висели над головами юношей при самостоятельном экспериментировании. Этот принцип был принят Лосиноостровской школой 2-й ступени в 1922 году, когда первые волнующие молодежь заметки о "чудесах радио" стали появляться в газетах. Лосиноостровская школа может смело утверждать, что в ее стенах возникла, может быть, первая радиолюбительская ячейка, в настоящее время выросшая в небольшую лабораторию, в которой можно вести некоторые серьезные любительские работы.

1. Новая мачта школы для коротковолнового передатчика.
2. Подвязка оттяжек.
3. Заделка блоков для под'ема мачты.
4. Поднимают мачту.

(увеличенное изображение)

Полное отсутствие материальных средств при первых шагах и только моральная поддержка со стороны школы поставили перед кружком задачу самостоятельно пробить себе дорогу и создать материальную базу для осуществления поставленных целей. И только тот энтузиазм, то горячее увлечение, которые можно найти исключительно у молодежи, позволили кружку встать на ноги. Анекдотично звучат слова одного педагога, поставившего в 1923 году выставку школы по радио и писавшего потом, между прочим, в "Вестнике Просвещения" приблизительно следующее: "Учащиеся, найдя на помойке жестяную чашку, устроили из нее радиотелефон". Но в этих словах есть доля правды, и несколько преувеличенно, но достаточно ярко характеризуется случайность материала, из которого приходилось работать. Армия упорных муравьев, собирая все, что хотя бы как-нибудь годилось для дела, работая на стороне по монтажу освещения, в конце-концов создала обстановку, в которой можно было подойти к решению стоящих задач, вводя измерение и поверку расчетов вместо "глазомера".

Отсутствие литературы сильно осложняло работу и заставляло путем долгих собственных изысканий и опытов подходить к решению многих вопросов, теперь известных каждому радиолюбителю. В настоящее время, когда в свет выпускается много популярных книг и несколько журналов, постройка детекторного приемника, или даже лампового, возможна для двенадцатилетнего мальчика, умеющего мастерить, в те же годы такие работы покупались долгим и упорным трудом. Самым ценным в этих первых этапах жизни кружка являлось широкое поле личной инициативы и творческий характер работы, так как приходилось иметь дело не с готовыми приборами или их частями, а создавать все без исключения из материала, находившегося под рукой, и вливать общие принципиальные схемы в конкретные рамки. При разработке таким путем приемной аппаратуры, естественным образом, явился ряд оригинальных конструкций, например: мачты, переменных конденсаторов, вариометра со сферическими сотовыми катушками, детектора и т. п.

Когда приемники и громкоговорящие устройства получили более или менее окончательное техническое оформление, центр тяжести работы переместился в сторону генераторных установок. В течение двух последних лет собирался всеми правдами и неправдами материал для передатчика; удалось купить небольшой двигатель, динамо постоянного тока (2000 вольт) и приобрести аккумуляторные батареи для накала мощных ламп. Параллельно с подготовкой материала и оборудования велось лабораторное ознакомление с генераторными устройствами, практически изучались передаточные схемы и способы модуляции. В частности в число заданий входило выработать тип маломощного телефонного передатчика, который давал бы возможность осуществлять связь на небольших расстояниях и отличался бы наибольшей простотой изготовления. Ставились опыты также с волнами в два метра длиной, для чего были построены передатчик и приемник Маркони и параболические зеркала. Работа с генераторали требовала со стороны учащихся солидной теоретической подготовки, которая и давалась школой. В недалеком будущем школа сможет осуществить свою заветную мечту — начать регулярную передачу на коротких волнах. В настоящее время поставлена мачта, подвешена специальная колбасная антенна и противовес.

В задачи школы всегда входило пропагандирование радио, следствием чего явилась организация выставок для населения. Со своими работами по радио школа знакомила и педагогический мир путем соответствующих докладов и выставок при всевозможных с'ездах опытнопоказательных учреждений. Стремление к популяризации радио привело к созданию наглядных таблиц для консультации по радиотехнике, образцы которых можно видеть на Всесоюзной Радиовыставке. Очередная задача, стоящая перед школой, заключается в организации систематического приема коротких волн, в частности, Нижегородских передатчиков.