РАДИОЛЮБИТЕЛЬ, №21-22, 1925 год. Радио входит в быт деревни

"Радиолюбитель", №21-22, декабрь, 1925 год, стр. 428-429

Радио входит в быт деревни

(По крестьянским письмам в редакцию)

П. Д.

Еще недавно наша деревня ничего не слыхала и не знала о радио. Теперь нет такого глухого сельского угла, где бы не слыхали об этом новом достижении человеческого разума, и уж не редкость увидеть, даже в самой глухой деревне, антенну, натянутую между деревьями, и самодельный радиоприемник. Стихийный интерес к радио, который мы только что наблюдали в городах, также стихийно разливается по избам и хатам нашего Союза. Оно и понятно. Оторванная громадными расстояниями от культурных центров, наша проснувшаяся деревня через радио приобщается к общей культурной жизни страны.

Чего ждет деревня от радио?

Многочисленные письма, беседы товарищей с мест, наши личные впечатления дают возможность заключить, что интерес к радио у крестьянина землепашца другой, чем у городского любителя. В то время, как горожанин, кроме интереса к радио, как таковому, чаще всего в массе своей ищет развлечения, отдыха, интересных вестей, эстетических впечатлений от радиоконцертов, крестьянин (опять-таки в массе) ждет от радио более существенного, обращает внимание на практическую сторону, на возможность услышать полезные лекции и сведения: об улучшении хозяйства, многопольи, о борьбе с вредителями, уходе за скотом и садом, кооперации, едином налоге, земельных декретах, ему важны и нужны сведения о движении цен на сельские и городские продукты, о погоде, о разливе рек, таянии снегов и т. д. и т. д.

В соответствии с этими запросами и должна быть построена крестьянская радиогазета. Что же касается концертов, то они сейчас мало интересуют деревню — это "забава", говорят крестьяне. Да и по своему содержанию концерты мало подходят к деревне, но при соответствующем изменении программы они также должны занять свое место в радио, повернутом рупором к деревне.

Радио — рупором к деревне!

"Даешь радио деревне!" — это лозунг момента, это одна из линий в шефской работе.

Первые сведения о радио были встречены в деревне недоверчиво, им не верили и не видели пользы от нового изобретения, но это только на первых порах, пока сами не услышали и не оценили то громадное значение радио в крестьянском быту.

Отпускные красноармейцы, учащиеся — рабфаковцы, возвращающиеся на летние каникулы, сезонные рабочие, вернувшиеся с отхожих промыслов из города, приносили первые сведения и являлись первыми агитаторами; сельская молодежь, комсомол дали первые кадры радиолюбителей, и все они нашли широкое и необ'ятное поле для своей деятельности. Крестьяне с колоссальным интересом расспрашивали о радио и понемногу все более и более убеждались, что радио — одна из необходимейших вещей в деревне.

Вот живая картинка

первых впечатлений у радиоэкспонатов, записанных наблюдательным товарищем Грошевым, — одним из организаторов выставки в Алатырском уезде, Ульяновской губ.

"Отдел радио работал с 9 часов утра до 11 часов вечера. Крестьяне сначала недоверчиво, но с любопытством смотрели на радиоприборы, именуемые ими катушечками, мотушечками, антимониями, бочоночками с чекушечками и т. д., но потом, прослушав лекцию, послушав радиотелефон Москвы, становились уже "как дома". Вертели, ковыряли все руками, пробовали сами передавать, щупали, как бьет ток в противовесе. — "Ишь, какая сила, особо на язык". Много приходилось класть труда, чтобы научно, при помощи наглядных приборов, дать возможность понять, почувствовать действие "радио", исправить до невозможности курьезные собственные понятия о радио. У столов с экспонатами разыгрывались живые сцены.

— "Эй ты, какая антихрищиновна", — твердят крестьяне, слушая на радиолюбительский приемник московский радиотелефон.

— "Всего-то навсего лишь ножом обструганная дощечка с одной мотушечкой да блюдечком (телефоном), а поди-ж ты... в ней Москва про заграницу судачит?.." "Да не одному, а всем, всем! И даже каждый... ету машину может иметь и сам сделать. Чудно, и как только люди доходят до этого!"

— "Если бы вас обучить технике, то вы бы еще больше машин всяких понаделали и не только речь, а даже и тепло зимой из Африки в Европу в село к себе передали, а электричество с Волховстроя в деревню", — подбадривает крестьян радист.

— "Оно, конечно", — поддакивают крестьяне.

— "Это ежели городской электромонтер... того... за деньгами пришлепает... так ему можно сказать: давай вашу энергию, а то ваша лишь щиплет глаза, да мигает 60 разов в час и приезжему человеку на постоялке почитать газетку не дает и при том, мол, дорогая, и потому мы, мол, вашими аблонентами хотим, и лампочку от Волховстроя", — заканчивает уже делегат уездного с‘езда советов, раскусивший суть коммерческого дела.

— "Э-э-э-э. Вот ето дело!" — смеются все.

— "А тут бога нет?... ведь у вас проволочужка-то за крест зазязана!" — говорят крестьяне из пожилых.

— "Ось ты?"

После долгих раз'яснений, слушая в разобранную модель телефона, у которой все на виду, убеждаются крестьяне, что тут бога нет, а только техника, ум человека.

— "Эх-ма! А у нас в селе церковь-то... вышина-то, вышина-то, кажись, саженей тридцать будет, тут бы волсовету нашему громкоговорящу поставить".

— "Тормоши!., тормоши... дядя, волсовет... на общем собрании скажи об этом, обязательно надо поставить"...

— "Ладно! ето могим".

— "А и впрямь!.. будто так мудрено, а послухаешь; все поймешь, только сказать... язык не поворотный какой-то!.."'

— "А и впрямь, Микишка! раз бога-то в ней нет... чем мы сами-то с тобой не могим быть механиками?" — заявляет Ванюха.

— "Ну, куда нам механиками!" — отвечает Микишка.

— "Хоть бы детей-то поучить, а мы-то ладно на том, что машину головой-то уразумели".

— "Нет, могим! всеми можем быть!" — возражает Микишке молодежь.

— "Верно, ребята!" — поддерживает молодежь Ванюха"...

На этой сценке, схваченной из жизни, видно, как зарождается и как наростает интерес у крестьян, впервые увидевших радио.

В деле этого первоначального ознакомления с радио и вовлечения деревни в круг приверженцев его существеннейшее значение играет шефство, выставки, работа кружков и отдельных радиолюбителей.

Вот, например, что может сделать один

"выезд" радистов в подшефное село

"В 10 часов утра, мы (пишет секретарь радиокружка Всероссийского текстильного синдиката, тов. Чилян) выехали в деревню, имея на грузовичке 3-ламповый трестовский усилитель, данный нам на один день МГСПС. Громкоговоритель был установлен под открытым небом. Результаты оказались вполне хорошими. Крестьяне не расходились до конца демонстрации радиоприема и остались очень довольны, настолько довольны, что местный трактирщик, послушав их речи, начал нащупывать почву, нельзя ли ему приобрести громкоговоритель для своей чайной.

Во время перерыва инструктор прочел лекцию о радио, крестьяне слушали ее внимательно и, как видно, она их заинтересовала, потому что после лекции они задавали много вопросов по всем частям лекции.

Когда мы уезжали, нас провожало много крестьян, главным образом, старичков, которые просили почаще к ним приезжать с громкоговорителем".

Результат работы

этого кружка и подшефной Домодедовской волости виден из следующего письма:

"Когда мы начали работу в деревне, то я помню — в нашей подшефной и соседних волостях не было ни одного приемника, сейчас ж по дороге частенько встречались антенны, а в нашей подшефной волости, благодаря работе и агитации нашего радиокружка, в нескольких избах-читальнях и у отдельных радиолюбителей стоят приемники и там же ведется запись сообщений ТАСС, которые затем вывешиваются для всех.

При совхозе и фабрике, находящихся в той же волости, установлены громкоговорители".

Выставки

Не меньшую роль в деле агитации за радио могут сыграть, при умелом использовании, выставки. Приводимая ниже корреспонденция радиста Грошева из Алатыря, истинного и энергичного радиолюбителя, показывает, как много может сделать один любитель, преданный своему делу. Участвуя в Алатырской производственной выставке он сумел из радиоотдела сделать центр выставки и добиться в деле агитации значительных успехов. Вот выдержки из его письма:

"Для ознакомления населения с производством связи в Алатыре была проведена производственная выставка связи. Наружный вид здания межсоюзного клуба, украшенный заранее полуторасаженным портретом Ленина, кумачовой вывеской со знаками телеграфа, телефона и радио, привлекал к себе массу посетителей. Отдел радио занимал на выставке центральное место. Стены и столы отдела пестрели, блестели аппаратами, рдели схемами, плакатами. Взятая с креста близлежащей 19-саженной колокольни двухлучевая 59-саженная антенна для приема радиотелефона Москвы порождала сильное любопытство, вызывала всевозможные кривотолки "городского бабьего беспроволочного телефона". За две недели выставку посетило 7300 человек; выставка позволила каждому рабочему, особенно крестьянину, ознакомиться с тем, каким образом и посредством каких аппаратов Союз ССР сносится со всем миром. Крестьяне с живым интересом прослушивали лекции, брали справки на цены, адреса, где купить, где достать и как самому сделать. Особенно детально знакомятся делегаты дальних сел. Выставочная комиссия, учтя громадное значение выставки для агитации за поднятие производства, как средства ликвидации технической неграмотности, вынесла пожелание: включить выставки связи в плановую работу округов связи, устраивать выставки периодически, продвигая их в деревню, устраивать летучие выставки на сельских базарах и ярмарках.

В глуши

В глухих и отдаленных от центров деревнях значение радио еще ценнее и необходимее. Один товарищ из далекой области Коми (Зырянской) в письме о развитии радио в области, между прочим, пишет:

"Край Коми, отдаленный от центральных городов и не имеющий удобных путей сообщения, получает газеты не ранее чем недели через полторы, две, а в распутицу и через месяц. В настоящее время коми-"зырянин" видит, что единственная связь для скорейшего получения центральных сведений и сношения с другими народами — исключительно посредством радио".

Необходимость радио в деревне очевидна, она ясна самим крестьянам и, конечно, недалеко то время, когда радио войдет в быт крестьянина и в каждой деревне в избах-читальнях будет читатель — слушатель — крестьянской радиогазеты.