РАДИОЛЮБИТЕЛЬ, №21-22, 1925 год. Центральный радиоконструкторский музей-консультация и его задачи

"Радиолюбитель", №21-22, декабрь, 1925 год, стр. 432-433

Центральный радиоконструкторский музей-консультация и его задачи

Инж. А. Беркман

Наше радиолюбительство еще слишком молодо для того, чтобы можно было точно учесть ту роль, которую оно сыграет, как один из факторов, способствующих культурному развитию страны. Но уже сейчас можно определенно сказать, что эта роль будет более чем значительна, в особенности в деле распространения технических знаний среди грудящихся масс.

История техники не знает общественного движения, подобного радиолюбительству.

В самом деле, человечество ие раз подходило к новым открытиям, казавшимся переворотом в технике, не раз перед ним открывались новые технические горизонты, и тем не менее масса не проявляла никакой склонности к какому бы то ни было "любительству" в новой области техники. Некоторое исключение в этом отношении составляла электротехника. Но по существу у нас электролюбительство сводилось, главным образом, к устройству собственного электрического освещения (на элементах) и к самостоятельному проведению электрического звонка. За границей, в особенности в Америке, электролюбительство получило более широкое распространение и имеет даже специальные журналы, посвященные многочисленным и интереснейшим применениям электричества на самодельных приборах.

Чем же следует объяснить успех радиолюбительства?

Радиолюбителя, с одной стороны, движет вперед в его стремлениях определенная и интересная цель — связаться невидимыми нитями с внешним миром, услышать станцию, расположенную за сотни и тысячи верст. С другой стороны, необходимо отметить, что ни одна отрасль техники не позволяет любителю так легко, и сравнительно с малыми материальными затратами, подойти к самостоятельному экспериментированию и конструированию, к созданию собственной небольшой лаборатории, как это имеет место при занятиях радиотехникой.

Подходя ближе к радиотехнике, радиолюбитель должен познакомиться и с элементами электротехники, а углубляя свои задания и переходя к элементарным расчетам, усвоить и начала математики, физики, механики, химии. Так "поневоле" товарищи, работающие на производстве, в конторах и канцеляриях и обладающие известными наклонностями к техническому мышлению, вовлекаются в работу по расширению технических знаний и выявляют себя с той стороны, которая им индивидуально свойственна.

Общий уровень технических знаний в стране, таким образом, повышается, а в этом должны быть заинтересованы и общество и государство, так как высокий уровень технических знаний широких масс определяет высокую техническую культуру страны.

Помимо этого, правильно поставленное радиолюбительство направляет творческую мысль тех, кто склонен к технической работе, по правильному пути и тем самым помогает выявиться не одному изобретателю и гению.

Примеров проявления изобретательности европейского и американского радиолюбителя и ее значение для развития науки мы сейчас знаем уже много. В нашем журнале такие примеры уже приводились: одним из главных достижений радиолюбительской конструкторской мысли является передача на коротких волнах, несомненно вписанная в историю руками радиолюбителей.

В каком направлении может работать самостоятельная мысль радиолюбителя?

На первом плане стоит электрическая часть собираемого прибора. Начав с подбора и подсчета отдельных деталей и частей определенной схемы, радиолюбитель может подойти и к разработке собранных схем. Разработка электрической части требует значительно большего опыта и познаний, чем разработка воплощения прибора — его конструкции. Конструирование (сборка) прибора ставит радиолюбителю задачу рационального размещения отдельных частей, исключающего в то же время возможности их паразитного воздействия. Так как конструктивная часть доступнее и проще электрической части, то естественно, что радиолюбитель начинает свою работу именно с конструирования. Что касается творчества радиолюбителя, то оно у начинающего радиолюбителя также проявляется легче всего в области того же конструирования. Тем не менее, значение этого творчества громадно, так как именно эти первые шаги самостоятельной мысли радиолюбителя дают ему возможность осознать свои наклонности и силы и, следовательно, создают побуждение к их дальнейшему развитию.

Если мы обратимся к нашему профсоюзному радиолюбительству, то мы увидим здесь некоторую особенность, которая значительно способствует проявлению индивидуальности и творчества, главным образом, на первых шагах их робкого развития. Мы говорим о коллективности работы в кружках, т.-е. о такой работе, при которой может быть выявлена и использована даже небольшая мысль и инициатива.

Рассмотрим те элементы, которые нужно считать наиболее важными для технического творчества. Наиболее важным элементом надо считать творческую способность человека, то-есть способность создавать новое, способность к новой мысли, к новому представлению и к новой комбинации. Вторым необходимым элементом является техническое знание. И, наконец, последним элементом является умение организовать мелькнувшую мысль и так ее сочетать со знанием, чтобы она получила правильное и действительно ценное оформление. Последние два элемента крайне важны, и история изобретений знает немало случаев, когда и гениальная идея оставалась только идеей потому, что не было знаний и умения их применить. Не имея знаний, можно изобретать то, что давно уже изобретено, можно ломать себе голову над осуществлением конструкции, которая давно уже претворена в жизнь. Вспоминается пример крестьянина одной из центральных губерний СССР, который в результате десятилетней работы изобрел Папинов котел, т.-е. потратил громадное количество времени на то, что было уже давно открыто. Не обладая знаниями, можно работать над идеей, по существу ложной и дающей в результате проработки совершенно отрицательные результаты. Наконец, знания необходимы для того, чтобы результаты творчества были целесообразны; последнее положение имеет особо важное значение для радиолюбителей, так как опыт показывает, что сплошь и рядом радиолюбитель, в погоне за интересной конструкцией механической части прибора, совершенно упускает из виду его электрические свойства. Так, например, можно создать конденсатор переменной емкости, у которого емкость меняется при помощи какого-нибудь интересного приспособления, но ясно, что целесообразность этого приспособления будет ничтожной, если емкость конденсатора будет изменяться скачками или по кривой, невыгодной для электрических особенностей прибора.

Демонстрированный на Всесоюзной Радиовыставке специальный отдел работ радиолюбительских кружков МГСПС вполне подтверждает высказанные положения. Отдел ясно показывает, какой непочатый угол творчества, конструкторской мысли и стремлений к совершенствованию таится в широких рабочих массах вне всякой зависимости от основной профессии отдельных товарищей. Но в этом же отделе можно увидеть, какое значение имеет правильно оформленная творческая мысль и в какие формы выливается мысль по существу неправильная. Конструкторскую творческую мысль мало поощрять путем устройства выставок, конкурсов, премирования. Ей нужно дать известные опорные точки, ее необходимо направить по правильному пути развития, ее необходимо развивать в определенном положении.

Методика работы с радиолюбителем требует поэтому создания и применения наряду с обычными методами инструктажа и таких методов, которые бы способствовали выполнению поставленных выше задач. Совершенно очевидно, что наиболее правильным методом будет тот метод, который даст возможность радиолюбителю видеть то, что было сделано до него, даст возможность заимствовать то, что уже придумано. Другими словами надо создать для радиолюбителя легкий путь обогатить свои знания, свой опыт на уже выполненных приборах и конструкциях, чтобы он не приступал к уже известному и чтобы имел возможность направить свою мысль по правильному пути.

Предлагаемый для осуществления поставленных нами в статье задач метод заключается в обслуживании радиолюбителя специальным радиоконструкторским музеем-консультацией. Этот музей-консультация должен по своему замыслу дать интересующемуся радиолюбителю исчерпывающие данные о главных типах любительских конструкций как самодельных, так и промышленного тина. В отличие от обычного типа музеев (Государственный Политехнический Музей, Мюнхенский Музей), музей-консультация не ограничивается демонстрацией аппарата и прибора на расстоянии: он дает посетителю возможность изучить готовую конструкцию так, чтобы он был в состоянии воспроизвести ее сам. Для этого каждая конструкция выполняется два раза: собранный экземпляр служит для демонстрации работы прибора, другой такой же экземпляр, разложенный на элементы, показывает его устройство. Подробное описание прибора со схемой дает точные данные о его изготовлении и изготовлении отдельных частей. Наконец, наставление в популярной форме указывает наиболее правильный метод пользования прибором. Ознакомившись таким образом всесторонне с прибором, посетитель без особого труда сможет воспроизвести его, тем более, что все неясности разъясняются консультантами музея. Пройдя определенную школу на подражаниях, радиолюбитель усваивает основные принципы конструирования и может перейти к самостоятельной работе в этой области. Для помощи радиолюбителям, желающим проверить свое усовершенствование, свою мысль, при музее создается специальная консультация, не только дающая советы, но и помогающая радиолюбителю, в случае целесообразности его мысли, претворить ее в конструкцию.

Таким образом, радиолюбители с творческими задатками получат определенную поддержку в музее.

По отношению к новейшим достижениям радиотехники музей должен являться тем руководящим центром, который на разработанных и проверенных на практике моделях указывает радиолюбительской массе, что следует строить и как осуществляется та или иная новая схема.

Переходя к промышленным типам радиоаппаратов, т.-е. типам, выпускаемым, главным образом, госпромышленностью и имеющим свое отделение на выставке, необходимо отметить, что здесь задачи экспонатов могут быть двоякие. Во-первых, конструкции промышленного типа, как наиболее экономно и целесообразно построенные, являются типами, которые укажут радиолюбителю путь от самодельщины к фабричному производству, путь от первого воплощения мысли к ее технически совершенному оформлению. Во-вторых, радиолюбитель или кружок при клубе, работающие с купленным промышленного типа приемником, усилителем, рупором, могут в музее детально ознакомиться с его устройством и научиться правильно обращаться с ним. Конструкции промышленного типа выявляются музеем в той же форме, что и конструкции самодельные, т.-е. посетитель видит не только работу прибора, но и имеет возможность изучить его детали и все устройство.

Наконец, музей может быть использован для демонстрации и для учебной работы. В особенности интересно применение к конструкциям музея так называемого интуитивного метода, или так называемого „метода пробелов", принадлежащего американскому инженеру Гау- кинсу. Метод этот крайне прост. Из при- * бора удаляют определенную часть (или части) и заставляют определить эту часть и ее данные. Этот метод, между прочим, крайне полезен для тех радиолюбителей, которые хотят себя испытать и проверить в понимании и усвоении определенных конструкций. В заключение нашей статьи отметим, что к созданию центрального радиоконструв- торского музея - консультации уже присту- ллено. II надо полагать, что он сыграет не последнюю роль в деле насаждения радиотехнических знаний среди самых широких масс радиолюбителей.