"Радиолюбитель", №4, октябрь, 1924 год

ПЕРЕДАЧА ЭНЕРГИИ БЕЗ ПРОВОДОВ.

Одна из наиболее заманчивых задач, стоящих перед техникой, — передача энергии на расстояние.

В радио мы в сущности имеем такую передачу энергии. Передающая станция излучает электромагнитную энергию. Но эта энергия рассеивается во все стороны и до приемной станции доходит ничтожнейшая ее часть. Вспомним хотя бы подсчеты одного американского инженера (Радиолюбитель №3 стр. 38), который пришел к заключению, что в приемную рамку, расположенную в Нью-Йорке, при непрерывной 35-ти летней работе передающей радиостанции в С. Франциско, поступило бы столько энергии, сколько развивает муха, чтобы подняться по стене на 2,5 сантиметра.

Передающие радиостанции затрачивают десятки лошадиных сил, а до приемных доходит небольшая доля "силы мухи". Правда, этой ничтожной энергии достаточно, чтобы привести в дрожание и заставить зазвучать пластинку приемного телефона (кстати, какой поразительной чувствительностью обладает телефон), но мы мечтаем о передаче таких количеств энергии, которые могли бы двигать аэропланы, автомобили и т. п.

Другой принцип передачи энергии на расстояние был применен известным электротехником Тесла. Мы вернемся еще к вопросу о том, как воспроизвести в любительской обстановке некоторые из этих опытов. Последние известия говорят о том, что Тесла добился интересных результатов, которые дают ему возможность утверждать, что его метод можно применять для передачи электрической энергии для целей освещения.

Наш рисунок изображает, каким образом можно было бы использовать явление индукции для целей передачи энергии на небольшие расстояния. Подобные опыты небезуспешно производились во Франции.

Явление индукции, как известно, заключается в том, что когда по проводу проходит переменный электрический ток, то в другом, находящемся поблизости проводе, не соединенном с первым, возникает электродвижущая сила.

На рис. изображен автомобиль, который непрерывно снабжается энергией для своего передвижения, благодаря индукции от токов, протекающих по проводам, проложенным под шоссе. Ток этот — высокой частоты, ибо, чем выше частота тока, тем сильнее явление индукции.

Когда автомобиль или мотоциклетка (рис. 1а) находится на электрифицированной таким образом дороге, в катушке, находящейся внизу экипажа, индуктируется электрический ток высокой частоты, который здесь преобразуется в ток низкой частоты, питающий электрический мотор экипажа.

В верхней части рисунка дана деталь мотоциклетной вилки с мотором, ротор (вращающаяся часть) которого насажен непосредственно на ось колеса.

Авторы проекта, считают возможным его осуществление не в очень отдаленном будущем.


Hosted by uCoz