"Радиолюбитель", №3-4, 1928 год

На воздушном шаре с коротковолновым передатчиком.

Н. ПАЛКИН (15RA)

НАШЕ коротковолновое любительство вписало новую, интересную страницу в историю своих достижений.

17 марта 1928 г. в 17 ч. 15 минут из Кунцева, близ Москвы, отправился в свободный полет аэростат под управлением пилота, тов. Смелова, имевшего на борту аэростата коротковолновую приемно-передающую установку с оператором коротковолновиком тов. Липмановым. Приемно-передающая установка заключала в себе известную многим коротковолновикам приемно-передающую коротковолновую любительскую установку EU—20RA того же Липманова.

Корзина шара перед под'емом; впереди — оператор, тов. Липманов; сзади, над ним, пилот, тов. Смелов.

Здесь необходимо немного остановиться на том техническом устройстве, которое было применено при комбинировании указанной установки в корзине шара. Вся установка — приемник и передатчик — была заключена в сосновый ящик, при чем у ящика имелась боковая откидная дверь, которая давала свободный доступ к аппаратуре, в особенности к приемнику. Вся подводка питания установки была солидно изолирована, а ключ передатчика был заключен весь в резину ("шар-пилот") — все эти предосторожности были необходимы во избежание взрыва аэростата, так как малейшая искра, попадающая в струю выходящего из аэростата газа, могла бы взорвать аэростат. Питание передатчика и приемника производилось: анод — сухие батареи, накал — аккумуляторы. На анод передатчика 2 ламп УТ1 давалось 240 вольт постоянного тока.

приемник и передатчик.

Излучающая система аэростата была строго продумана и рассчитана группой опытных московских коротковолновиков — предполагалась полуволновая антенна Герца с питанием током.

Эта антенна предполагалась одновременно для приема и передачи, но при под'еме шара, при выпуске антенны выяснилось, что в одной из половин антенны сделанной из гуперовского шнура (поставленного Госшвеймашиной!) имеется масса обрывов. Пришлось работать лишь на одну нижнюю половину герцовской антенны (несколько удлинив ее), естественным противовесом которой явилась проводка питания передатчика. При этой комбинации получилась основная волна около 43 м, на которой и работал аэропередатчик. Позывные давались — "ЦСКВ".

шар при под'еме.

Аэростат при взлете взял направление на юго-запад и тихо пошел за горизонт в лучах вечернего солнца.

Своевременно извещенные по телеграфным проводам и по радио коротковолновики СССР и Запада уже сидели у своих аппаратов, дабы принять первую весточку с аэростата и спустя час после отлета из ряда городов СССР понеслись вызовы в эфир, зовущие аэростат. Прошло еще немного времени и телеграммы начали прибывать, указывая работу аэропередатчика.

Телеграммы, сообщающие о слышимости аэростата (позывной "ЦСКВ") 17 марта 1928 г.

21 ч. 03 мин. Киев

Слышали передатчик ЦСКВ сообщил летит на Калугу на уровне 2.000 метров сильный QSSS тон чистый QRK — 4. попробуем связаться вызывал 08RA. ответа не получили.

Игнатьев.

21 час. 05 мин. Томск.

Аэростат Липманова принял волне 36, 18.45 Гринвича.

Баланшин.

18 марта 1928 г.

9 час. 10 мин. Омск.

Меры приняты 22.40 слышен 11RA вызовы не отвечал.

Окр. ОДР.

12 час. 17 мин. Тамбов.

Принято с 9 ч. 40 мин. до 10 ч. 30 мин. от ЦСКВ 08RA EU ЦСКВ тире даю сведения срочные для Москвы — распологайте ими — здесь очень трудно работать пропуск аэростат тире высота 02050, температура минус 4 находимся на пересечении Днепра тире Белорусской ж. д. курс 270 градусов скорость 19 километров самочувствие великолепное тире завтракали семь часов теперь высота 02100 Смелов Липманов ЦСКВ КК.

9 час. 50 мин., курс 280 градусов QRQ пропуск беспрерывная связь с Москвой и Ленинградом пропуск для продолжения полета разреши использовать баласт на сутки желательны опыты по радио можно ли перелет границы? Пропуск сейчас 22 OK? КК ДЕ ЦСКВ тире PSE QSO полчаса QRK R—7 сильное QSSS тире,

RK — 362.

16 час. 08 мин. Н.-Новгород

Передачи не давали из-за форсированного взлета с 1.500 метров на 3.700 для проведения опытов радиосвязи на этой высоте готовы передавать принимать находимся на высоте 3.750 метров тчк. Температура минус 8 тчк. Находимся около станции Ярцево Смоленский губ. время 14—45 тчк. В полете 22 часа все время ногах без отдыха тчк. Пилот Смелов оператор Липманов. Принято 10-RA.

Аникин, Аболин

16 час. 35 мин. Ярославль

Связи с аэростатом дежурят четыре RК работает один RA тчк. 18 от часу до двух приняты позывные подробности письмом.

ОДР Хотянов

17 час. 00 мин. Тамбов

Принято 18/41.45 от ЦСКВ двт квч—ERE MSG для ЦСКВ срочно Москва ЦСКВ передачи не давали из-за форсированного взлета с 1.500 на 3.700 м для проведения опытов радиосвязи этой высоте готовы передавать принимать находимся высоте 3.750 минус 8 возле станции Ярцево Смоленской губ. время 14—45 пилот Смелов оператор Липманов квч R—4 QSSS 14.58 квч 15-RA ДЕ ЦСКВ ERE RPT взлета с 1.500 до 3.750 м пропуск сообщите еще полете уже 22 часа все время на ногах PSE К сильно QSSS.

RK-297

17 час. 47 мин. Н.-Новгород

Сегодня нижегородскими радиолюбителями коротковолновиками аэростата получена следующая телеграмма: "Передачи не давали из-за форсированного взлета с 1.500 метров на 3.700 для проведения опытов радиосвязи на этой высоте готовы передавать принимать находимся высоте 3.750 метров тчк. Температура минус 8 находимся около станции Ярцево Смоленской губ. Время 14—45 тчк. В полете 22 часа все время ногах без отдыха тчк. Пилот Смелов оператор Липманов. Принять РСТ 10—RA Аникин Аболин тчк. Вторую связь ожидает 22 часа.

Наумов.

19 марта 1928 г.

8 час. 21 мин. Владивосток

18/III 23 московского аэростат пролеты Калугу слышно слабо меняется волна затухание продолжаем следить.

RA—03.

Вечер 17/III и ночь с17 на 18/III связь не удается наладить, особенно для Москвы и только утро 18 марта дает первую весточку о связи с аэростатом 06 час. 10 мин. — слышна отчетливо работа аэростата с Ленинградом со станцией EU—08RA, которой аэростат передает о пройденном маршруте и сообщает, что он сейчас летит по территории Смоленской губернии.

Спустя час аэростат связывается впервые с Москвой со станцией EU—15RA, но сильный QSSS и QSS не дают возможности принимать аэростат, после чего связывается с ним EU—63RA но все передачи также записываются с большими пропусками. После этого аэростат зовет 09RA, 42RA, но эти станции не слышат вызова (ах, 09RA, 09RA!), после чего аэростат вновь связывается с Ленинградом 08RA и передает для Москвы ряд радиограмм на 732 слова и в свою очередь 08RA передает для аэростата радиограмм на 519 слов, имея непрерывную связь до 14 часов.

Вскоре аэростат завязывает разговор с Н. Новгородом EU—10RA.

Затем аэростат снова вступает в связь с Москвой с EU—15RA и 63RA, которым он сообщает, что сейчас находится на высоте 3750 метров и летит над ст. Ярцево Б.-Б. ж. д.

Наступающая темнота начинает уже давать себя чувствовать и с трудом принятая радиограмма извещает, что непостоянство ветра "кружит" шар по Смоленской губернии и в настоящее время идем обратно на Москву. После этого сигналы аэростата пропали. Операторы радиостанций 63RA и 15RA решили применить "траффик" для связи с аэростатом, для чего со станции 15RA вызвали AG— 67RA (Баку) и предложили ему немедленно обнаружить аэростат и вступить с ним в связь. Через 5 минут 67RA связался с аэростатом и принял от него радиограмму для Москвы, которая была тут же передана в Москву; в телеграмме говорилось: "Летим над Калугой, продержимся до утра, настроение бодрое". Далее до рассвета связи не было, а на рассвете 19 марта аэростат связался с 08RA, который передал, что аэростат ищет место для посадки южнее Калуги и в 10.45 19 марта, пробыв в полете 40 ч. 32 м, аэростат опустился у дер. Овсянниково в 39 верстах от г. Калуги.

Такова вкратце история полета аэропередатчика "ЦСКВ", доказавшего вполне, что дело связи на коротких волнах аэростата с землей вещь вполне реальная даже в любительских условиях, не требующая сложных приборов.

Те, кто целые ночи сидел за своими аппаратами, знают, что как легко удавалась связь и только наши некоторые радиоинженеры никак не могут понять той революции, которую делают короткие волны. Надо отметить, что ГЭЭИ требовал обязательной гарантии связи и только настойчивость радиолюбителей доказала, что гарантия есть.

Практическая работа, а не теории кабинетных мужей.


Hosted by uCoz