"Радиолюбитель", №3-4, 1928 год

Радиопередвижки

Л. Кубаркин и А. Эгерт

ТЕПЛЫЙ весенний воздух и основательно пригревающее солнце уже заканчивают свою ежегодную трудовую повинность по таянию снега, произрастанию травы и развертыванию листьев на деревьях. Бодрые ватаги грачей хлопотливо устраивают свою семейную жизнь на верхушках деревьев пригородных рощ и садов. Радиолюбители, пишущие в отдел «Технической консультации», впадают в элегический тон и, запрашивая о числе витков катушки какого-нибудь «Суперизодина», с горестью вспоминают о тех днях, когда Блеслау и Кенигсберг были слышны на кристалл...

Наступает пора коллективных прогулок и летних отпусков. Губотделы профсоюзов и месткомы учреждений деятельно готовятся к празднованию 1 мая и к организации загородных экскурсий. Ближайшей задачей радиосекций и клубных радиокружков является обслуживание этих прогулок и экскурсий радиопередачами наших радиовещательных станций. Таким образом, вновь возникает «сезонная работа» — постройка хорошей, компактной и работающей без капризов радиопередвижки.

Требования, предъявляемые к передвижкам

С понятием «радиопередвижка» у каждого невольно ассоциируется представление о небольшом портативном чемоданчике, в который заключен ламповый приемник, выполненный по какой-то особой схеме. Этот чемоданчик так легко захватить с собой, умчаться с ним из душного города в зеленое раздолье полей и лесов и там веселая музыка, интересный рассказ позволят более полно и содержательно провести золотые часы отдыха.

Но этот образ классического чемоданчика отнюдь не является исчерпывающими олицетворением передвижки. На самом деле типов передвижек очень много.

Отпускное время и развивающийся за последние годы туризм пред'являют к передвижке свои особенные требования. В этом случае передвижка является частью багажа отпускника или туриста, а потому должна отличаться легким весом, малыми размерами и зачастую значительными возможностями в смысле дальности действия. Попадая в глухие уголки нашего Союза, такая радиопередвижка может дать много радости и удовольствия своему владельцу и послужить для распространения радио в деревне. Наконец, обслуживание многолюдных массовых экскурсий, больших пространств и площадей пред'являют к радиопередвижке специфические требования: здесь необходимо мощное усиление, повышенное анодное напряжение, некоторые конструктивные усложнения.

Л. В. Кубаркин и А. А. Эгерт "под развесистой клюквой".

В настоящей статье мы попробуем кратко рассмотреть отдельные типы передвижек, разделив их на наиболее характерные группы и поставив себе задачей выловить их достоинства с точки зрения простоты изготовления и обслуживания, дешевизны, удобства и т. д.

Детекторный приемник — простейшая передвижка

Любой детекторный приемник, может служить «маломощной» передвижкой, предназначенной, конечно, лишь для индивидуального пользования. Захватить с собой детекторный приемник совсем не трудно, он легок и не громоздок. В качестве антенны достаточно взять 10—12 метров звонкового провода и закинуть его без всяких изоляторов на любое дерево. Заземление — кусок того же звонкового провода с привязанным на конце большим гвоздем. Гвоздь втыкается в землю, по возможности сырую — и заземление готово. В качестве заземления можно также использовать противовес — 8—10 метров провода, положенного на землю под антенной. Такая «установка» раскладывается буквально в две-три минуты и дает удовлетворительный прием местной станции на одни, иногда на два и больше телефона на расстоянии до двадцати, тридцати, даже пятидесяти километров

Одна-две лампы

Следующим этапом являются одно и двухламповые (0—V—0 и 0—V—1) приемники, долженствующие служить передвижками. Этот тип передвижек так же, как предыдущий, предназначен, главным образом, для индивидуального пользования, так как при приеме на проводную, временную антенну передвижка на открытом воздухе говоритель не раскачает, а сидеть целому обществу с телефонами на ушах вряд ли интересно. Однако, такая передвижка, неспособная к приему на говоритель, обладает значительной чувствительностью (регенеративная схема) и, попадая вместе с отпускником или туристом на окраины нашего Союза, может служить надежной связью с культурным центром страны, способствуя распространению радиоприемника в деревне и захолустье.

Часто радиолюбитель, собравшийся делать одно— или двухламповую передвижку, стремится придать ей вполне «передвижной» вид и приделывает к ней рамку. В этом случае такая передвижка теряет свое основное достоинство — чувствительность, при чем громкость приема близких, местных станций значительно уменьшается. Таким образом, одно-двухламповая передвижка с рамкой теряет весь свой практический смысл, так как при этих условиях дальние станции не могут быть приняты, а для приема местных станций гораздо экономнее, дешевле и проще пользоваться простым детекторным приемником, при простейшей (кусок звонкового провода) временной антенне. Безантенная одноламповая передвижка может служить только нашим тетушкам и бабушкам, благодарным материалом для рассуждений на тему «до чего мы дожили», а отнюдь не широко распространенным предметом обихода. В качестве «веского» довода часто приводят еще то, что на такой передвижке можно принимать «на ходу». Дело, конечно, вкуса, но, по нашему мнению, человек, блуждающий по улицам и дорогам с телефонами на ушах, даже в наш век электричества и радио вызовет в окружающих, по меньшей мере, чувство веселого недоумения.

"Классические" передвижки

Следующим типом передвижек будут передвижки трех или четырехламповые. Это уже передвижки полумощные, предназначенные для коллективного пользования. Трех или четырехламповой приемник даст на громкоговоритель громкость, достаточную для обслуживания нескольких десятков человек. Такой приемник для придания ему портативности, удобства в переносе заключается, обычно, вместе с источниками питания в чемодан или в другую прочную и удобную оболочку. В качестве схемы для такой передвижки берут обыкновенно 0—V—2 (первая лампа детектор с обратной связью, две последних — усилитель низкой частоты) или 1—V—2 (высокая частота, детектор, две низких частоты). Антеннами служат, как наружные походные антенны, так и рамки. Если внимательно разобрать эти два типа передвижек (0—V—2 и 1— V—2), то придется притти к выводу, что первый тип лучше. Передвижки типа 1—V—2 приспосабливают по большей части к приему на рамку. Это мало рационально по тем соображениям, о которых мы говорили выше. Прием на рамку значительно слабее, чем прием на самую плохую временную антенну, поэтому лишняя лампа усилитель высокой частоты ставится в этих передвижках для того, чтобы компенсировать более сжатый прием на рамку. В силу этого приемник становится дороже и сложнее, обращение с ним труднее, вероятность поломок и вообще «капризов» больше, соответствующим образом увеличивается потребность в более электроемких источниках питания, что увеличивает об'ем и вес передвижки. Гораздо проще выбрать схему 0—V—2 и опять-таки зашвырнуть на дерево походную антенну: это и дешевле и надежнее и легче, и даст лучшие результаты. Можно, конечно, и при передвижках 0—V—2 пользоваться не рамкой, а антенной, но так как сфера действия передвижки не превышает обычно двух-трех десятков километров от города, где находится станция и прием носит вполне «местный» характер, то увеличение громкости от лампы на высокой частоте почти совершенно незаметно и эта лампа является по существу, лишней со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде усложнения, удорожания и т. д. Увлечение избирательности, которое могла бы дать эта лампа при приеме местных станций, тоже ни к чему. Таким образом, «классической» передвижкой средней мощности является передвижка типа 0—V—2, работающая на походную антенну. Если такую передвижку устроить на двухсеточных лампах, требующих малого анодного напряжения, то она станет еще портативнее, дешевле и легче. Подобный тип передвижки описан в этом номере журнала.

К полумощным передвижкам относятся также двухламповые рефлексные схемы и супергетеродины. Первые уступают обычным схемам в надежности и устойчивости работы, а вторые слишком громоздки и тяжелы сами по себе (пуды, а не фунты), требуют громоздких источников питания и в общем, чрезвычайно неудобны.

Мощные передвижки

Трехламповая передвижка может обслужить на открытом воздухе аудиторию в 20—30—40 человек. Этого иногда бывает мало. При больших экскурсиях приходится обслуживать сразу несколько сот человек. Конструирование таких передвижек уже заставляет несколько задумываться. В самом деле, для того, чтобы получить очень громкий мощный прием, надо усилить низкочастотную часть установки, а это чревато многими неприятностями. Поставить много каскадов низкой частоты нельзя — неминуемо возникнут искажения. Применить мощные лампы — во много раз увеличится вес передвижки, так как для питания ее не обойтись без аккумулятора. Во многих случаях прибегают к этому выходу — к мощным лампам и аккумулятору, но это выход нежелательный. Гораздо легче, и, если можно так выразиться, изящнее решается вопрос, если в качестве мощного усиления применить двухламповый усилитель по схеме П. Н. Куксенко. Этот усилитель легок, дешев, работает очень громко и чисто. Работает он на микролампах и питать его можно от сухих элементов. Каскад Куксенко для хорошей работы требует, чтобы к нему была подведена достаточная мощность, поэтому перед ним надо поставить две лампы — детектор и одну низкую, в результате получится приемник типа 0—V—3, недорогой, легкий и по мощности вполне достаточной для полной загрузки громкоговорителя типа Божко или «Аккорд», а это и дает громкость, нужную для обслуживания двух-трех сот человек. В этих случаях можно брать даже не один, а два громкоговорителя. При этом каждый из них будет работать несколько чище и можно будет ликвидровать неприятную направленность действия рупорных говорителей, которая на открытом воздухе проявляется резко. Монтировать такие передвижки можно в одном большом чемодане или в двух небольших, подобно описанному в этом номере журнала. Деление установки на два места облегчает ее переноску.

Передвижки большой мощности

Только-что рассмотренными 4—5-ламповыми передвижками, собственно и заканчивается та серия приемников, которые можно с правом назвать передвижками — легкими, портативными приемниками, птриведение в действие которых в любом месте отнимает не более нескольких минут. Но на практике встречаются случаи, когда надо обслужить радиоприемом очень большую аудиторию, во много сот, даже тысяч человек. Для этой цели существуют установки, которые тоже часто называют передвижками, но которые по существу являются сложными сборными установками, громоздкими и тяжелыми, состоящими из многих отдельных частей. Это установки полустационарного характера. Обыкновенно для обслуживания больших аудиторий, приводится в действие несколько громкоговорителей — два-три, даже четыре. Для того, чтобы раскачатъ их, требуется большая мощность. Без мощных ламп тут не обойтись. Собственно, приемная часть в такой установке стушевывается на второй план, центральное же место занимает мощный усилитель.

У нас в Союзе в качестве мощных усилителей используются, обыкновенно, трестовские усилители TW 3/0 или самодельные двух-трехкаскадные пуш-пулльные усилители. Как те, так и другие работают на мощных лампах, чаще всего типа УТ1. В качестве приемников обычно служат простые регенераторы, работающие от походных антенн или приемник 1—V—0 или 1—V—1, работающие от антенн или от рамок. При таких мощных установках применение рамок имеет смысл, так как питается установка непременно от аккумуляторов, следовательно, одна-две лишних лампы не играют роли и при такой установке всегда имеется квалифицированный персонал. При перевозке же большой и тяжелой установки небольшая рамка не явится тяжелым балластом.

Распространенным типом такой передвижки у нас является приемник типа БЧ и усилитель TW 3/0. Передвижки большой мощности применяются для обслуживания очень больших экскурсий, летних площадок, часто в дни празднеств их пускают на автомобилях, трамваях и т. д.

"Исполняющие обязанность" передвижки

В заключение надо отметить, что у нас в качестве передвижек очень часто использовывают обыкновенные стационарные установки. Есть в клубе или кружке своя громкоговорящая установка, ее и тащат с собой в лес, в поле, на площадку и т. д. Передвигают такую «передвижку» несколько человек — один несет приемник, другой — аккумулятор, третий — батареи и т. д. Конечно, если приемник и прочие детали сделаны прочно, а не на живую нитку и переноска не «растрясет» ее, то она честно выполнит срою обязанность. Все отличие от специальной передвижки будет заключаться только в трудности переноски и в большем времени, которое нужно для пуска ее в ход.

Конструктивные особенности передвижек и выбор деталей

Удобство транспорта и компактность являются весьма существенными условиями для удобного пользования передвижкой, при чем стремление к компактности не должно итти в ущерб механической прочности конструкции передвижки. Как было уже указано, панели передвижки вместе с с батареями питания заделываются, обычно, в чемодан, имеющий удобные ручки для переноски и обладающий достаточно крепкими стенками, предохраняющими передвижку от резких толчков и сотрясений. Материал для походной антенны, головной телефон должны по возможности помещаться в том же чемодане, в котором смонтирована передвижка, чтобы не занимать отдельного места и не быть забытыми при сборах. При работе на открытом воздухе и при перевозках передвижка может попасть под дождь, поэтому, чемодан должен иметь покрышку или чехол из водонепроницаемого материала.

Расположение деталей. При расположении деталей в чемодане и на панелях, следует обратить особое внимание на хорошее и надежное их укрепление, батареи питания должны быть так заделаны в чемодане, чтобы последний можно было бы повертывать без опасности для ламп и деталей, как угодно. Кроме того, необходимо следить, чтобы лампы крепко сидели в своих гнездах и не выскакивали бы из них даже в положении «вверх ногами». При монтаже деталей нужно весьма экономить место, поэтому не приходится следить за симметрией или «красивым» расположением ручек управления, ламп и других деталей, важнее, чтобы все прочно сидело бы на местах, было бы удобно и компактно смонтировано и целесообразно в электрическом отношении. Общее расположение батарей, отдельных деталей и монтаж передвижки должны позволять легкую и быструю замену испортившихся или сработавшихся частей.

При постройке передвижек полумощных и мощных типов следует иметь в виду, что по прошествии экскурсионного сезона передвижка будет обслуживать какие-либо постоянные помещения (клубную залу, буфет, комнату отдыха и т. п.) и, таким образом, превращается в стационарную установку. Поэтому, панель, на которой будет смонтирована приемно-усилительная часть передвижки, должна легко извлекаться из чемодана для того, чтобы быть заделанной в ящик.

Панели. Естественно, что панели, на которых монтируется приемно-усилительная часть передвижки и особенно панели с токонесущими гнездами и клеммами должны быть из хорошего изоляционного материала. В качестве такого подходит хорошо пропарафинированное дерево и эбонит.

Монтаж. Монтаж передвижки следует делать жестким (1,5—2 мм) медным, лучше посеребренным проводом. Цепи накала ламп целесообразнее всего производить тем же проводом, заизолированным резиновой трубкой. Вообще, резиновую трубку нужно надевать на монтажный провод во всех тех случаях, где провода проходят близко друг от друга. Необходимо очень тщательно зажимать все гайки, так как плохо зажатая гайка имеет склонность ослабевать при сотрясениях и толчках, благодаря чему может нарушиться контакт и в некоторых случаях произойти короткое замыкание. Надежнее даже все контакты пропаять (после испытания передвижки, конечно), во избежание окисления их от сырости.

Конденсаторы и сопротивления. Перед монтированием конденсаторы следует также погрузить в расплавленный парафин. Без этой предосторожности могут быть употреблены лишь конденсаторы типа «Дюбилье» производства ленинградской фирмы «Стандарт-Радио». Переменные конденсаторы желательно защитить футляром, сделанным из прессшпана или же применять бронированные конденсаторы завода «Радио», так как последние надежно защищены от всяких внешних воздействий броней-футляром, имеют высокую изоляцию между системами пластин и весьма малы по размерам. Сопротивления желательно употреблять в стеклянных трубках, так как «бумажные» и всякие другие сопротивления сильно меняют свою величину под влиянием влажности и температуры воздуха.

Катушки самоиндукции. Катушки самоиндукции в условиях работы передвижки должны быть сделаны из проволоки обязательно с двойной изоляцией (ПБД или ПШД). Кроме того, перед намоткой катушек проволоку необходимо пропарафинировать. Лабораторные исследования катушек, сделанных из пропарафинированной проволоки, показали, что паразитная емкость таких катушек весьма незначительна и почти ничем не отличается от паразитной емкости катушек, сделанных из обыкновенной проволоки. Парафинированная проволока не обладает гигроскопичностью, поэтому исключается возможность вредных утечек в катушках, сделанных из такой проволоки. В условиях работы передвижки (на открытом воздухе, при росе, после дождя и т. п.) чрезвычайно важно соблюсти все предосторожности, способствующие сохранению возможно лучшей изоляции частей передвижки. Катушки самоиндукции передвижки не следует монтировать с наружной стороны панели передвижки, они обязательно должны находится внутри чемодана при открытой крышки его.

Источники тока. В качестве источников тока в передвижках обычного типа, передвигающихся «вручную», приходится употреблять, как уже указано, исключительно сухие батареи. Из всех имеющихся у нас в продаже в настоящее время батарей, лучшими и наиболее долговечными являются как известно, сухие батареи в фарфоровых сосудах (Мосэлемент, Мейер), но такие батареи имеют большие размеры, вдвое тяжелее обычных батарей, соединения между отдельными элементами недостаточно прочны и поэтому они неудобны для передвижек.

Опыт работы с передвижками показал, что нет необходимости гнаться за большой емкостью батарей питания, так как передвижка работает обычно, неежедневно, (один, максимум — два раза в неделю), и вполне достаточно будет, если батарей питания хватит на 5—6 рабочих дней передвижки, иными словами, на 1—1½ месяца — больший срок батареи трудно сохранить в более или менее в «свежем» виде, так как высыхание и саморазряд в значительной степени испортят батарею, если она будет храниться (особенно летом в жару) более чем 1½—2 месяца. Практически при 4 лампах (Микро) вполне удовлетворительно работают в качестве батареи накала 3 элемента типа НТ. При меньшем количестве ламп (от 1 до 3) удобно употреблять для той же цели плоские элементы завода «Мосэлемент», они очень мало занимают места и удобно укладываются в чемодане. Хорошие результаты в условиях передвижки дают анодные батареи производства «ГЭТ».

Говорители. Говорители диффузорного типа («Рекорд») возможно употреблять лишь в том случае, если они вмонтированы в чемодан или в какую-либо специальную оболочку, предохраняющую их от механических повреждений и сырости. Чаще же всего для передвижек употребляются рупорные говорители, которые менее подвержены порче при толчках и сотрясениях и не боятся сырости. Для передвижек «полумощного» типа подходящими говорителями являются «Вестерн», «Амплион» и наиболее доступным «Божко».

Промышленные и самодельные образцы передвижек

Существует у нас в продаже пока один единственый тип промышленной передвижки, выпущенной сначала «Книгосоюзом», а потом — Трестом слабых токов и представляющей собою приемник типа БЧ, заделанный вместе с батареями в чемодан. В другом чемодане помещен говоритель «Рекорд». Подробное описание этой передвижки (Трестовской) дано в № 1 «РЛ» за текущий год. Других типов радиопередвижек наша промышленность пока еще не выпустила, так что поневоле организациям, заинтересованным в радиообслуживании широких масс, приходится строить собственными силами радиопередвижки, приспособленные для всяких случаев жизни.

Радиопередвижка изготовления Треста слабых токов ("Электросвязь"), состоящая из чемодана с приемником и питанием и второго чемодана с говорителем "Рекорд" (показан в двух видах).

Несколько типов самодельных радиопередвижек описано за последние два года в нашем журнале. Для обслуживания небольших экскурсий вполне подходящими являются передвижки, описанные в №11—12 «РЛ», за 1926 г. в статье т. Векслера, в №5 «РЛ» за 1927 год в статье тов. Эгерта и в «РЛ» в статье А. Ш. (рефлексная передвижка — «РЛ» № 7 за 1927 г.). Описание более усовершенствованной передвижки этого рода, работающей на пониженном анодном натряжении и на двухсеточных лампах, дается в этом номере. В №№ 15—16 и 17—18 «РЛ» за 1926 г. дано также описание передвижки супергенеративного типа (конструкции т. Клусье). Описание передвижек для индивидуального пользования, так называемые «микропередвижки» даны в №№ 4, 5 и 6 «РЛ» за 1927 г. в статьях т. Векслера.


Hosted by uCoz