"Радиолюбитель", №3-4, 1928 год

Экскурсии с радиопередвижками и программы летних радиопередач

Л. Кубаркин

В НОМЕРЕ, посвященном передвижкам, нельзя обойти молчанием вопросы о наиболее разумной организации работы передвижек и о программах передач. Начнем с организации. С этим вопросом дело обстоит совсем плохо. Автору приходилось в течение двух лет обслуживать профсоюзные экскурсии, и каждый раз повторялась такая картина. Едет за город экскурсия. У экскурсии есть своя программа дня — тут и выступления «живой газеты», и игра в профвопросы и профответы, и подвижные игры, и т. д., в том числе и передвижка. Программа дня никогда не согласовывается с передвижкой, а, между тем, передвижка — единственный вид культработы, который не может быть преподнесен экскурсантам в любое время, но связан по времени с работой радиовещательной станции.

Это факт, как кажется, совершенно понятный сам по себе, но его с поразительным единодушием отказывались понимать руководители экскурсий. Обычно случалось так:

По приезде на место передвижка быстро разворачивается. Через две-три минуты ловится станция и звуки музыки оглашают лес. Но сейчас же подлетает распорядитель и предлагает «заткнуться», так как идет доклад и передвижка отвлекает слушателей. Попытки растолковать, что ведь станция не ждет, и концерт окончится, не приводят ни к чему. Со скрежетом зубовным передвижка «затыкается». Через полчаса опять подлетает распорядитель и кричит: «Ну, теперь заводите радио!»

Радио «заводится», но в это время идет лекция о разведении холмогорского скота или что-нибудь еще похуже и, разумеется, никто не слушает. И так длится весь день. Еще хуже, когда экскурсию сопровождает оркестр. В перерывах между докладами и профиграми, и оркестру хочется играть, и передвижке хочется говорить. Больше того, оркестр всегда считает своим непременным долгом заиграть, как только заработает передвижка. В результате — «хаос» если не в эфире, то в воздухе.

Автору, вооруженному мощной вестерновской установкой, неоднократно приходилось выдерживать «бои» с духовым оркестром. Надо отдать справедливость «вестерну», он по громкости почти не уступал оркестру, но винегрет из хора Пятницкого и марша Буденного мало кого удовлетворял.

В работу передвижек надо внести организацию и план. Надо строить программу дня применительно к программе передач по радио, иначе передвижку бесполезно таскать с экскурсией.

Второе больное место — программы передач. Передвижке в условиях экскурсионной работы приходится работать, примерно, от 11 ч. утра до 5—6 часов вечера. Эти часы почти сплошь заняты никому неинтересными докладами, лекциями, уроками всевозможных языков, бюллетенями добровольных обществ и т. д. Только какой-нибудь час-полтора заняты концертом. Это никуда не годится. Многотысячная масса рабочей молодежи, устремляющаяся в дни отдыха за город отдохнуть и повеселиться, заслуживает, даже более того, имеет право требовать, чтобы о ней подумали. Надо в дни отдыха, в утренние и дневные часы передавать музыкальные передачи специально для экскурсий. Если нельзя загрузить этими передачами, скажем, ст. им. Коминтерна, то пусть передает их станция им. Попова в Москве, ст. Наркомпроса — в Харькове, ЛГСПС — в Ленинграде и т. д. Не так уж трудно, не сломает это «производственных планов» Радиопередачи, а польза и популяризация радио будет огромная. Можно быть уверенным, что эти передачи будут действительно слушать десятки, сотни тысяч. (Из одной Москвы в дни отдыха летом выезжает за город, во всяком случае, больше десяти тысяч экскурсантов).

Далее, о содержании передач. Наши обычные концерты безусловно не удовлетворяют экскурсантов. Молодежь поехала за город отдохнуть, а не напитываться разными сонатами и сюитами. Молодежь хочет слушать то, что она сама поет. Давайте революционные песни, популярные народные песни, веселую музыку, юмористические рассказы. Дайте то, что поет и играет сама молодежь в своих клубах. Никаких музпояснений, никаких стихотворений. Дайте отдохнуть и развлечься.

Помню, как-то уже осенью 1926 г. станция Совторгслужащих в Москве сделала попытку передать специальный концерт для своих экскурсий. Концерт был составлен удачно, в передачах часто поименно называли экскурсии, приветствовали их. Этот день был торжеством радио. Передвижка была в центре внимания.

Еще не поздно, лето еще впереди. «Радиопередача» и все радиовещательные организации, дело за вами! Не заставьте осенью ругать вас.


Hosted by uCoz