"Радиолюбитель", №7, 1928 год.

В поезде с коротковолновой радиостанцией


В. С. Нелепец (78RA)

ПОСЛЕ удачного полета радиофицированного аэростата мне пришла в голову мысль осуществить связь с движущимся поездом. Работая в Ленинградской группе экспериментирующих коротковолновиков (ГЭК), я поделился этой мыслью с товарищами и нашел о их стороны поддержку. Выло решено просить Ленинградский Облпрофсовет утвердить наш план и отпустить необходимые средства.

Подготовка к от'езду

Когда все было оформлено, приступили к подготовке. Сразу же встал вопрос об аппаратуре. ГЭК имеет свою приемнопередающую радиостанцию RA63, которую и можно было взять в дорогу. Но от этой мысли отказались, так как было решено, что RA63 будет главной дежурной станцией для связи с поездом. Поэтому нужно было остановиться на станции каго-либо из членов группы, а потому пришлось взять мой передатчик и приемник как свободные на время поездки. Естественно, что их пришлось подвергнуть некоторой переделке, применительно к дорожной обстановке. В частности, была переделана система связи катушек антенны и контура в приемнике и т.п. Тут же встал вопрос об антенне. До последнего момента мы не располагали точной длиной вагона. Называли и 8 и 12 метров, но все это было не наверное. Наконец, накануне дня от'езда, т.-е. 29 апреля, мы получили вагон № 2359. Выяснилось, что длина его 16 метров. Коллективно приступили к установке антенны, поставили три мачты, две на концах и одну в середине (нужно было получить максимальную устойчивость), натянули канатики, спустили вводы — и дело готово. Как видно на фотографии, у нас была антенна Герца. От других типов пришлось отказаться, так как мы были ограничены, с одной стороны, длиной вагона, с другой стороны, условием Октябрьской ж. д., разрешившей максимальную высоту над крышей 0,8 метра. Иначе бы мы могли своими мачтами поломать дорогой железнодорожные мосты (hi!).

Постепенно свозятся все принадлежности станции и через некоторое время строгий вид обычного купэ сменяется деловой, но уютной обстановкой, готовой к путешествию станции. На ряду с решением различных организационных вопросов, связанных с этой поездкой, встал вопрос о позывном для станции в поезде. Несомненно, что естественным позывным был бы XEU RA63. Но тут пришлось столкнуться с затруднением: если этот позывной возьмет станция в поезде, то работа станции в ГЭК'е этим будет закрыта, так как нельзя иметь двух станций, одновременно работающих с одним позывным. Из этих соображений и был принят позывной XEU GEK.

В путь!

Приближался час от'езда. Делались последние приготовления. Проверка приемника — все на месте: ok несколько станций. Проверка передатчика — все в порядке: ток в антенне (фидере) 0,35 А.

Осталась одна минута, провожающие товарищи уходят из вагона на платформу. Легкий толчок и мы уже — XEU GEK!

Начинаю с приема. Первое, что слышно, — это QRN R5—6. Ну что ж, и за это спасибо! И из этого QRN выползают одни за другим: швед, португалец, голландец и т. д. Итак, прием возможен, можно браться за передачу. По очереди перекликаю всех, кого слышу. Они же, также по очереди, дружно... не отвечают. Злой бес сомнения нашептывает, что все пропало, что излучения нет, что вся энергия поглощается крышей. Я пробую убедиться в противном и — после длительных и многочисленных перестроек передатчика, изменения волны контура, изменения связи — слышу: "мы вас слышим, слышим, отвечайте XEU GEK отвечайте!" Дав бесу сомнения в зубы, перехожу на передачу и спрашиваю, кто меня вызывает? (Я не слышал начала вызова и позывных). Отвечают: XEU GEK de RA63 т. Нелепец поздравляем и т. д. Таким образом была получена первая двухсторонняя связь с Ленинградом. Это было за станцией Спирово.

Почему до этого не было ни с кем связи? Как оказалось, я работал на волне 38 метров, мало употребляемой среди европейских и советских коротковолновиков; естественно, что многие не слышали меня, так как не слушали на этих волнах, тем более что в телеграфных извещениях, посланных о предстоящей поездке был указан сорокаметровый диапазон.

Но лиха беда — начало. Первое QSO есть. Кроме того я считаю, что в данном случае важно было добиться не десяти связей по 5 минут каждая, а, наоборот, доказать возможность продолжительной и устойчивой связи. На это можно сказать, что связь с RA63 продолжалось 1 ч. 54 мин. В продолжение всего пути велись точные наблюдения за слышимостью, главным образом, советских передатчиков. Ниже приведен описок принятых дорогой станций. Таким образом, путь Ленинград-Москва ознаменовался всего лишь одной двухсторонней связью. Днем 30 апреля я слышал, как т. Востряков (05RA) звал "GEK, GEK, GEK," я пробовал ему отвечать, но он меня не слышал.

В Москве

6 час. утра 1 мая. Москва встретила на холодным утром. В воздухе сыро и холодно; в эфире пусто. Я слежу за французом 8fbm, работающим CQdx и жду появления EU. Скучно! Даю CQ. Ответа нет. Но вот начинают постепенно выползать: 81RA, 54RA. 2AR, 05RA.

Днем меня навещают тов. Востряков (05RA) и тов. Байкузов (54RA).

День близится к концу. Скоро предстоит обратный путь.

Обратно

Лишь только поезд трогается — берусь за ключ и вызываю 05RA. Через некоторое время связь устанавливается. Мы решаем поддерживать ее до момента, когда я в'еду в мертвую зону. В 01.47 (т.-е. через 47 минут после отправки) слышу 05RA с громкостью R6, он же меня только R3. Постепенно его громкость понижается, в 02.10 я слышу его R3, в 02.20 уже только R1; дальше связь невозможна. Последние сигналы 05RA я принял у ст. Сходня, т.-е. в 35 километрах от Москвы.

У ст. Крюково слышу шикарно работающего SCP. Вызываю. Но его перехватывает AG67RA (Хионаки, Баку) и ведет о ним связь. Слежу за тем и другим. Лишь только 67RA дает sk — вызываю его. Он слышит меня и отвечает. Таким образом установлена связь на расстоянии более 2.000 километров! В. Хионаки в шутливом тоне спрашивает: "Товарищи путешественники, как ваши дела, кто оператор, где находитесь?" и т. д. С ним связь вести легко: работает он превосходно, а громкость была R8. Меня клонит ко сну. Я сознаюсь ему в этом и добавляю, что работаю поэтому не лучше курицы. Он вежливо желает спокойной ночи и наша „маленькая" беседа кончается; маленькая... длившаяся 1 час. 03 мин. Это было в 04.45 мин. утра.

Прежде тем лечь спать, бегло прохожу по диапазону. Почти везде тихо; слышен NU2tp, вызывающий SA1sb.

На следующий день, т.-е. 2 мая продолжение вчерашнего. Слышу, как наш RA63 ведет связь с 57RA; сообщает: "что приехал Гиляров (возвратившийся из полета на аэроплане)". Жду конца связи. Вызываю — отвечают. Моя громкость у них R5. Я их слышу R3—4. Сообщаю о полученных результатах, ругнув за одно за невнимательность: накануне вызывал 2 часа! Связь продолжалась с 12.20 до 14.20, т.-е. ровно 2 часа. Продолжать еще не удалось, так как на их волну сел верхом нижегородец 91RA с громкостью на 2 балла больше. Новых собеседников пришлось искать недолго: в 15.30 меня вызвал москвич 61RA, предложивший поддерживать связь с Москвой. Это было ровно в 300 км от Москвы. Пользуясь тем, что я его слышал с громкостью R6, а он меня R8, мы проделали опыт сравнения слышимости на двух волнах, сперва на 37 метров (abt), а затем на 40—41 метр (abt), при чем 61RA отмечает, что на второй волне громкость меньше. Это же заметили и некоторые ленинградские RK, слышавшие передачу XEU GEK. Связь с 61RA продолжалась 1 час. 30 мин. Через час после этого меня вызывает... впрочем сперва придется ругнуть нашу систему позывных. Слышу: GEK, GEK, GEK... 63RA63RA63RA... " С одной стороны — знаю, что станция ГЭК в Ленинграде (RA63) следит за мной и, вероятно, вызывает. С другой стороны, громкость для нее велика (R6) и характер работы не тот. Поэтому сразу же прошу дать адрес, чтобы выяснить, кто зовет: RA63 Ленинград, или 63RA Москва (т. В. П. Парамонов). Слышу ответ: "ere qra Москва". Связь с ним продолжалась 1 ч. 13 мин., при чем его было слышно с громкостью R6, а меня он слышал R7—8. Следующая связь была под вечер 2 мая с Пермью, с громкостью R6. Связь продолжалась почти час (51 мин.).

В ночь на 3 мая была получена восьмая двусторонняя связь, на этот раз с заграницей. Услышав вызов et TPLM я вызвал его. Он сообщил, что живет в Вильно и зовут его Стефан Лапинский. Любопытно, что он принял меня не за подвижную станцию, так как вначале вызывал меня EU GEKX. Моя громкость у него была R5. Связь продолжалась 1 час. 13 мин.

Интересно отметить, что результатом моего CQ было 2 связи; остальных же вызывал я по их CQ.

Результаты и выводы

Подытоживал результаты, можно, пожалуй, сказать, что опыт удался, приняв во внимание, что он является первый в СССР в подобной обстановке. Необходимо отметить, что передача оказалась гораздо легче, чем прием. Вести прием с постоянным QRN до R6 — вещь не из приятных. Но тем не менее прием возможен. С передачей же дело обстояло лучше в том смысле, что излучение было приличное, поглощение железной крышей и корпусом вагона невелико; отсюда и слышимость ХЕU GЕК от R8 до R5 даже при 2.000 км расстояния. Главным же, и до известной степени неожиданным явлением было отсутствие колебания длины волны (QSSS). Несмотря на тряску и качку на большом ходу вагона ни один из корреспондентов не жаловался на QSSS. Этим я обязан членам нашей группы тт. Винокурову и Завгороднему, добросовестно установившим антенну. Касаясь QSSS, нужно упомянуть о сообщении 13RA (Нижний Новгород), который пишет: "Я заметил, что у вас была как бы модуляция частотой. Тон как бы пульсирующий. Катушка что ли трясется?". Это единственное упоминание о тряске. В другом сообщении от RK213 тов. К. Баллю (Одесса) о тоне говорится: QSB-dc, при чем QSSS отсутствует.

Антенное устройство для передачи описано вначале. Остается коснуться антенны для приема. В качестве резервного средства, кроме антенны в вагон был введен провод, соединенный с крышей. Благодаря этому я имел антенну, крышу и корпус (водопроводную и отопительную трубы). Были испробованы различные комбинации, при чем наиболее громкий (а тут приходилось добиваться именно громкости) прием получился при первой комбинации, — один луч антенны (ок. 8 метров) и вместо земли труба отопления. Нельзя не отметить некоторые специфические особенности приема и передачи в пути. Отмечу следующие моменты: если слушаешь какую-либо станцию при движении вагона, то при остановке настройка слегка сбивается. При проходе мимо встречного поезда прием не меняется, но когда на одной из остановок подошел паровоз и остановился рядом с нашим вагоном, можно было заметить ослабление громкости. Это явление особенно наблюдалось при проезде в фермах моста через Волхов. В это время я слушал 61RA с громкостью R6; на мосту громкость пала до R1. Под навесами станций с железными крышами это явление также наблюдалось, но несколько слабее. Так, громкость R6 т. Парамонова (63RA) под навесом ст. Окуловка упала до R3. Самым эффектным образом это экранирование обнаружилось на ст. Лихославль. Я вел связь с RA63. Лишь только поезд встал под навес, RA63 потерял слышимость и убеждал меня: "pse k". Я отвечал, но... дальше навеса мои сигналы не пошли. В то же время громкость RA63 у меня упала не более как на 1—0,5 балла.

Работа станции сведена в нижеследующем. Нужно считать, что XEU GEK работал 30 апреля и 2 мая, так как 1 мая приема и передачи почти не было. QSO: 05RA, 61RA, 63RA, 67RA, RA63 (2). TPLM. Прием: EU и AS: 08RA, 11RA, 13RA, 15RA, 20RA, 29RA, 34RA, 35RA, 54RA, 57RA, 81RA, 88RA, 91RA, 93RA, 94RA, RK96, 2AR — 17 станций ер: 1аа; 1uu, ea: rl; eb: 4fe; ed: 7hj, ef: 8fbm, 8wc, YR; ek: 4cb, 4hy, ABC; em: scp, sas, smtc, en: Оcn, Ofp; es: 4nb, 5dmb; NU: 2tp — 19 станций из них многие в разное время но нескольку раз, что составит 73 приема.

Впечатления

Вагон № 2359. Эти цифры надолго останутся в памяти. С обеих сторон надписи: Коротковолновая станция XEU GEK. От станции к станции идет этот живой плакат пропаганды радио и коротких волн. Если окно к вам в купэ закрыто — на каждой станции неминуемо прилипают к стеклу сплюснутые носы любопытных. Надпись на вагоне, антенна и какие-то штуки в окне — все это диковинно и привлекает. Стоит открыть окно, как завязывается беседа. Первым непременным предложением снаружи всегда было:

— Дай послушать!

Иной раз сосед "желающего послушать" разубеждал:

— Чего послушать? Утром разве есть музыка!

И оба продолжали разглядывать "штуки".

Иной раз делаешь вид, что не замечаешь наблюдательных глаз, слушаешь разговоры.

— Панька, Панька иди сюды, прочитай — ты училась! Панька не без гордости произносит:

— Коротковолновая станция хе-у-сек.

Латинское G так и остается непрочитанным, превратившись в русское С.

На многих станциях спрашивали, зачем и куда мы едем, не "с музыкой ли для 1 мая", а узнав, что в вагоне передатчик спрашивали, "с кем разговаривали". Интересовались живо, деловито; приятно был видеть в них участие. Чувствовалось, что делаешь не отвлеченный эксперимент, а полезное, нужное дело.


Hosted by uCoz