"Радиолюбитель", №7, 1928 год.

Анодная аккумуляторная батарея

изготовления Ленинградской экспериментальной электротехнической лаборатории (ЛЭЭЛ)

Эта анодная батарея (40-вольтовая, рис. 1) состоит из легкого деревянного рамчатого ящика, в котором укреплены два ряда стеклянных пробирок. Внутри каждой пробирочки находятся две пластины — положительная (оболочка из гофрированного эбонита, набита активной массой) и отрицательная (оболочка из сурьмянистого свинца, также набитая массой). Пластины разделены эбонитовым сепаратором.

Укрепление пластин в сосудах и самых сосудов в ящике выполнено весьма простым и оригинальным способом, запатентованным ЛЭЭЛ в Комитете по Делам Изобретений.

Принцип этого крепления показан на рис. 2 и заключается в том, что сосуд каждого аккумулятора (пробирки) состоит из двух частей, соединенных между собой в притык, между которыми пропущены выводы от электродов. Все место соединения утоплено в слое эластичной мастики, так, что соединения между аккумуляторами совершенно закрыты.

Такое устройство, давая возможность легкого наблюдения за внутренностью каждого сосуда, позволяет также и легкий доступ внутрь отдельных элементов, не нарушая электрических соединений между ними. Выводы электродов выходят из сосуда, не стесняя его свободного сечения и так как они вплавлены в мастику и снаружи совершенно закрыты, то устраняется возможность их смачивания разбрызгивающимся электролитом, что уменьшает и саморазряд. Выбрызгивание электролита вообще сведено здесь до минимума, так как расстояние от уровня кислоты до верха сосуда достаточно велико. В то же время, вследствие применения такого, состоящего из двух частей сосуда, размеры батареи в высоту чрезмерно не увеличены. Это же позволяет производить зарядку батареи с закрытыми пробками. Кроме того, сульфатирование пластин, вследствие высокого уровня электролита над пластинами, должно быть меньше, нежели в обычных конструкциях.

Наконец, наполнение сосудов кислотой и их чистка достаточно удобны.

Следует отметить желательность отводов от каждого аккумулятора наружу для возможности контроля напряжения отдельных аккумуляторов.

Испытание батареи в электрическом отношении производилось при зарядном токе в 0,025 А и при разрядных токах в 0,020 А и в 0,006 А. Отдельная емкость в первом случае около 0,6 А (время разряда около 30 часов) и во втором случае около 0,66 А (время разряда около 110 часов). Коэфициент полезного действия по емкости от 80 до 90%.

Испытание батареи на саморазряд показало потерю емкости в течение двух месяцев хранения в заряженном состоянии около 20%.

Согласно данным ЛЭЭЛ, нормальный зарядный ток батареи 0,30—0,40 А, нормальный разрядный ток — 0,020—0,030 А. При периодической работе зарядку следует производить не реже одного раза в 2—4 месяца при условии сохранения уровня электролита не менее, чем на 1 сантиметр выше поверхности пластин.

Оказанное заставляет считать батарею ЛЭЭЛ вполне отвечающей требованиям радиолюбительской практики как при небольшом числе питаемых ламп, так и в многоламповых установках. Конструкция батареи, достаточно хорошо предохраняющая отдельные аккумуляторы от тряски (эластичное укрепление), делает ее вполне пригодной для всякого рода передвижек, при условии помещения, кроме рамчатого ящика, еще и в глухой ящик.

Следует обратить внимание Аккумуляторного треста на необходимость постановки массового производства батарей этого типа, так как изготовляемые ЛЭЭЛ экземпляры не могут, конечно, получить распространения в среде радиолюбителей как в виду ограниченного выпуска, так и вследствие связанной с небольшим масштабом производства (не входящего в функции ЛЭЭЛ), высокой цены.


Hosted by uCoz