РАДИО ВСЕМ, №6, 1925 год. "ДОБРОВОЛЬНОСТЬ" ПО КУЗЬМИЧЕВУ

"Радио Всем", №6, декабрь 1925 год, стр. 98-99

"ДОБРОВОЛЬНОСТЬ" ПО КУЗЬМИЧЕВУ

(вынужденный ответ).

На страницах нашего журнала совершенно отсутствует какая-либо полемика с родственными нам по работе организациями. Мы и впредь будем прибегать к полемике только в исключительных случаях, т.-е. только тогда, когда этого будет требовать крайняя необходимость. Так и на сей раз. Когда № 6 нашего журнала был уже сверстан, мы получили № 19—20 "Радиолюбителя" и прочитали в нем статью тов. Кузьмичева "Профсоюзное радиолюбительство". Статья эта помещена, как видно из приписки редакции, в качестве директивной по отношению к нижестоящим межсоюзным организациям по линии Культотдела. Как по форме, так и по существу статья направлена целиком против Общества Друзей Радио, — а в части своей против Московской организации ОДР, ставит вопрос о подрыве, по нашему мнению, деятельности ОДР и своеобразно истолковывает как директивы партии, так и директивы Культотдела ВЦСПС, в частности касающихся развития и руководства радиолюбительским движением.

Мы, к сожалению, не можем не ответить на эту статью, в особенности потому, что ОДР стоит накануне созыва, с одной стороны, Московского Губернского С'езда, а с другой — I Всесоюзного С'езда ОДР, а статья т. Кузьмичева, своеобразно толкующего взаимоотношения профсоюзов с ОДР, может внести совершенно ненужную дезорганизацию в столь успешно налаживающуюся работу.

Теперь по существу. Тов. Кузьмичев берет сразу быка за рога и в начале статьи ставит основной вопрос — вопрос о невмешательстве ОДР в профсоюзное радиолюбительство. Эту часть статьи тов. Кузьмичев заканчивает категорическим заявлением, что "профсоюзные организации ни в коем случае не должны допускать организации ячеек ОДР на предприятиях". Не говоря уже о нелепости такой постановки вопроса, абсолютно несовместимой с методами работы добровольных обществ, и принципиального отношения к ним профессиональных союзов, тов. Кузьмичев к тому же смешивает вмешательство с параллелизмом. Чтобы не пугать тов. Кузьмичева, мы с самого начала заявляем, что мы тоже против вмешательства, но это отнюдь не означает, что ячейки ОДР не могут создаваться на фабрично-заводских предприятиях, как это хочется тов. Кузьмичеву, даже в том случае, если там существует радиокружок. Никто, разумеется, не имеет права запретить нам, в том числе и тов. Кузьмичев, проводить работу по созданию ячеек ОДР на предприятиях, там, где для этого имеется соответствующая почва. Мы имеем это право по уставу Общества, утвержденному Правительством. По этому уставу каждый рабочий может быть другом радио, и ячейки нашего Общества могут создаваться на территории всего Советского Союза, в том числе и на любой фабрике и заводе.

Нам очень хотелось бы знать, на каком основании и по чьим полномочиям тов. Кузьмичев решил не считаться именно с нашим уставом, а не с уставом Авиохима, МОПР, или других общественных организаций. Почему именно ОДР, "не пущать". Но возможно, что для Кузьмичева виза Советск. Правительства на нашем уставе не достаточно авторитетна, и ему нужна директива по линии профсоюзной. И в этом случае выступление тов. Кузьмичева является нетактичным, ибо идет вразрез с той линией, которую наметил Культотдел ВЦСПС. Перед нами письмо Заведующего Культотделом и члена Совета ОДР РСФСР тов. Сенюшкина о взаимоотношениях, какие считал бы необходимым установить Культотдел ВЦСПС с ОДР. В пункте 4-ом этого письма тов. Сенюшкин пишет: "члены профсоюзных кружков одновременно могут состоять и членами ОДР, которое созывает их на совещания, с'езды и т. п. по территориальному признаку" (в данном случае в Московской губернии. М. С.)". Это, как видите, тов. Кузьмичев, ни в какой степени не вяжется с Вашим толкованием директивы Культотдела ВЦСПС. Следовательно, не "не пущать" ОДР на предприятия предлагает Культотдел ВЦСПС, а наоборот, фиксирует необходимость того, что члены радиолюбительских кружков могут быть и членами ОДР. Иначе быть не может. Ибо в противном случае, по рецепту тов. Кузьмичева, нам придется сделаться чисто крестьянской организацией, а мы должны по директиве партии охватить широкие рабоче-крестьянские массы.

Одновременно мы должны невольно заметить, что у тов. Кузьмичева при разрешении затронутого вопроса существует какой-то особый специфический взгляд на добровольность. Мы вынуждены в данном случае спросить тов. Кузьмичева, на каком он основании предполагает запретить рабочим организовывать ячейки ОДР, если они этого пожелают. Вы, тов. Кузьмичев, им этого не запретите, а если бы и запретили, то Вас никто не послушает. И поступят правильно, ибо добровольные общества есть добровольные общества, и создаются они, тов. Кузьмичев, не по воле отдельных лиц, а по воле массового желания рабочих и крестьян. Так есть и так будет.

В заключение статьи тов. Кузьмичев в виде "благосклонного" отношения к ОДР пишет: "У ОДР широкое поле деятельности" (это мы и без Вас, тов. Кузьмичев, знаем). "Профсоюзы, — продолжает тов. Кузьмичев, — не мешают ему (ОДР) и не будут мешать". Вот, тебе и на! Мы, оказывается, ожидали со стороны профсоюзов активной поддержки, в большинстве губерний эта поддержка нам оказывается, а тов. Кузьмичев нам заявляет, что мы вам не мешаем и мешать не будем, а дальше нас дело не касается. Как хотите, так и работайте. Такая постановка вопроса, т. Кузьмичев, нас не удовлетворяет, и она неправильна. Для того, чтобы оттенить, что высказанный взгляд существует только у тов. Кузьмичева, мы считаем необходимым вновь сослаться на письмо тов. Сенюшкина, который ставит вопрос несколько иначе. В пункте 6-ом своих предложений он пишет: "При Культотделе ВЦСПС создается центральное районное бюро, которое должно работать в полном контакте с ОДР и оказывать местам помощь и давать консультации по соглашению с ОДР". Это, как видите, уже не то безразличное отношение" — моя хата с краю", а полный контакт и соглашение во всей работе с ОДР. А Вы, тов. Кузьмичев, вместо того, чтобы поинтересоваться в Культотделе ВЦСПС о том, как ставится вопрос, подняв высоко голову, как в ясную летнюю погоду, глядя на ОДР сверху вниз, употребляете выражение в части, касающейся увязки: "Ну, предположим, отдельные кампании и т. д." Нам не хотелось бы напомнить в данном случае тов. Кузьмичеву циркуляр ЦК РКП(б), которым дается прямая директива всем организациям не предполагать, тов. Кузьмичев, а оказывать максимальную поддержку Обществу Друзей Радио. Этот циркуляр является для Вас обязательным, игнорировать его Вы не имеете права, ибо это есть директива нашей партии, под руководством которой мы работаем и строим добровольную общественную организацию, имеющую в деле Советского строительства огромное значение.

На этом можно было бы и закончить. Нам кажется, из приведенного выше ясно, могут ли создаваться ячейки ОДР на предприятиях, имеют ли право вступать в них рабочие и каковы должны быть отношения профсоюзов к ОДР. Но к статье тов. Кузьмичева имеется приписка от редакции, в которой указывается, что опыт (надо полагать независимо М. С.) существования профсоюзного радиолюбительского движения оправдал себя и в ряде других городов. Каких городов — редакция не указывает. А мы знаем, что это далеко не так, ибо в подавляющем большинстве профессиональные союзы работают (тоже по директиве Культотдела ВЦСПС) в тесном контакте с ОДР. Для того, чтобы не быть голословным, мы приведем пример из жизни одной губернии, где существует наиболее крепкая и активно работающая организация, а именно Вятская.

Выписка из протокола Заседания Совета Вятского губ. ОДР совместно с представителями Вятского ГСПС об увязке работы ОДР с ГСПС. 1. Заслушав доклад тов. Бронникова об увязке работы ОДР с Радиобюро при ГСПС и циркуляры ЦК РКП (б) и ОДР РСФСР по этому вопросу, совещание в целях наиболее тесной увязки в радиоработе находит необходимым установить следующий порядок взаимоотношений между ОДР и ГСПС:

а) Радиобюро при КО ГСПС, всемерно содействуя ОДР по распространению идей радио в широких рабоче-крестьянских массах, развивает для этого широкую агитационную кампанию за радио по профсоюзной линии, стремясь к созданию радиоячеек при предприятиях, учреждениях, а особенно сельских местностях.

б) Все техническое руководство работой ячеек и радиоконсультация возлагаются на ОДР.

в) Организуемые радиобюро ГСПС ячейки в своей работе подотчетны ОДР.

г) В Радиобюро при Культотделе ГСПС входит представитель ОДР, а в Правление последнего — представитель от КО ГСПС.

Вот как идет работа на местах, и какие устанавливает жизнь взаимоотношения. Мы можем при желании привести аналогичные постановления других Губкомов, но в этом надобности нет.

Мы не поднимали вопроса о взаимоотношениях ВЦСПС с ОДР только потому, что в данный момент этот вопрос находится в стадии согласования. Тов. Кузьмичеву необходимо было обождать, и наши взаимоотношения были бы точно определены. А такое "раз'яснение" директив Культотдела ВЦСПС заставляет нас обратиться с убедительной просьбой в Культотдел ВЦСПС отменить директиву тов. Кузьмичева, дабы не вызвать на местах излишних конфликтов, или дать указания, что статья тов. Кузимичева является его собственным мнением, а не линией Культотдела ВЦСПС.

Товарищам, у которых статья тов. Кузьмичева вызовет недоумение, мы рекомендуем в своей работе по созданию ОДР руководствоваться уставом Общества и продолжать попрежнему держать тесную связь с профессиональными союзами.

Ах, как иногда портят дело неудачные "раз'яснения"'

М. Салтыков.