Б. К. Ге.
Большое количество передающих станций как у нас, так и за границей обеспечивает нам возможность приема почти в любое время дня и даже ночи. т.-е., иначе говоря, все пространство, окружающее нас, наполнено так называемыми электромагнитными волнами, "несущими" музыку, декламацию, речь и проч., — надо лишь уметь принять и выделить из этих станций желательные.
Для облегчения выполнения этой задачи проведем аналогию между явлениями энергий электромагнитной и звуковой.
Возьмем два каких-либо музыкальных инструмента, например, две балалайки, и поместим их рядом, на расстоянии одного метра на столе. Ударим по струнам одного инструмента и затем, прижав их рукой, быстро приставим ухо к деке второй балалайки. Оказывается, вторая балалайка отозвалась на звуки, издаваемые первой.
Поясним это: колебания струн, получающиеся при ударе о них рукой, заставляют колебаться промежуточную среду — воздух, а этот последний передает колебания как нашему слуховому аппарату — уху, так и струнам второй балалайки, заставляя их колебаться.
Звуковой передатчик — первая балалайка — заставляет колебаться звуковой приемник — вторую балалайку.
Опыт можно уточнить — заставив колебаться одну струну первой балалайки и наблюдая эффект воздействия ее на струны второй балалайки, из которой одна настроена на тон первой, а остальные не настроены, отметим, что настроенная струна отзывается с несравненно большей силой, чем ненастроенная.
Совершенно аналогично протекают явления передачи и приема электромагнитной энергии, но промежуточной средой при этом служит не воздух, а "эфир", природа которого до настоящего времени не вполне ясна.
Как уже известно, передающая станция излучает электромагнитные волны; нам надо иметь лишь устройство, которое отзывалось бы на эти колебания, приходящие извне.
Для осуществления этого нам надо прежде всего иметь открытый колебательный контур — антенну. Всякий колебательный контур, способный воспринимать колебательную электромагнитную энергию, состоит из емкости и самоиндукции и обозначается так, как это указано на чертеже 1, где:
А — емкость — конденсатор — прибор, могущий заряжаться электрической энергией, состоит из одной или более пар металлических обкладок (листов), разделенных диэлектриком (слюдой, стеклом, воздухом).
В — самоиндукция — обычно в форме катушки, намотанная из проволоки, обеспечивающая возможность энергии, запасенной тем или иным путем в конденсаторе, колебаться в контуре.
Антенна, состоящая в простейшем виде из проводов, натянутых над землей, представляет из себя развернутый конденсатор, одна обкладка которого — металлические провода, а другая заменена землей (тоже как бы металлическая обкладка). Постепенное (мысленное) развертывание обыкновенного конденсатора в антенну изображено на чертеже 2.
а — обычный воздушный конденсатор; m и n — металлические обкладки. Размер воздушной прослойки между обкладками — порядка 1-го мм. Таких обкладок может быть несколько.
б — площадь обкладок увеличена, и расстояние между обкладками увеличено.
Нижняя обкладка лежит на земле.
в — нижняя обкладка "слилась" с землей и заменена всей поверхностью земли, находяшейся над верхней частью при помощи "заземления" (металлический лист, зарытый в землю). Верхняя обкладка заменена рядом параллельных проводов, соединенных между собой.
Уяснив таким образом, что антенна представляет из себя определенную емкость и обладает, кроме того, вполне определенной самоиндукцией, правда, сравнительно небольшой (всякий прямолинейный провод обладает самоиндукцией, которую мы можем увеличить, включив катушку самоиндукции, как это указано на черт. 3), — мы заключаем, что антенна имеет все данные колебательного контура и может, поэтому, колебаться — отзываться на приходящие колебания передающих станций. Оговоримся, что наличие катушки вовсе не обязательно для того, чтобы рассматривать антенну, как колебательный контур; включение ее преследует цели о которых будет речь ниже.
На примере со звучащей и отзывающейся струной мы видели, что для достижения наилучшего результата необходимо до начала опыта "принимающую" струну настроить на один тон или, что одно и то же, на звуковую волну "передающей" струны. Вполне аналогично — для достижения наибольшего эффекта нам надо "настроить" приемную антенну на волну, которой работает "передающая". Говоря о волнах, звуковой в первом случае и электромагнитной во втором, мы подразумеваем совершенно различные понятия, проникновение в сущность которых заставило бы нас выйти из рамок настоящей статьи; поэтому ограничимся сравнением способов, которыми мы располагаем для изменения длин волн в первом и втором случаях.
Что касается способов изменения длины волны звучащей струны, т -е. высоты тона, который она издает, то это, вероятно, известно каждому — следует только изменить натяжение ее (напр., при помощи колков на балалайке), и мы сможем свободно изменить длину звуковой