РАДИО ВСЕМ, №5, 1926 год. Радио-отклики

"Радио Всем", №5, июнь 1926 год, стр. 2-3

Радио-отклики

А. Р. Т.

Беспризорные установки.

В "Экономической Жизни" Ив. Зацепин рассказывает, как без ухода, без призора стоят ценные радиоустановки не только в селе, но и в городе. "Два раза кооперация платила, раз сельсовет дал, раз промеж себя собрали по полтиннику", — так повествует один из крестьян об установке, поставленной в деревне, которая в конце концов только "пищит".

Это лишний раз напоминает нам, что в деревне нужно не только делать установки, но нужно подыскать того, кто за этой установкой будет постоянно следить, кто будет уметь с нею обращаться. Иначе бесконечные командировки, раздражение у крестьян и в конце концов опорачивание радио. Если нельзя уследить за сделанной установкой, лучше ее не делать, так как через короткое время она вместо пользы вызывает ропот.

Оказывается "пищит" не только деревня, но и город.

В Астраханской и друг. биржах, где установленные громкоговорители должны были сообщать биржевые цены, получается только... запятая. В таком городе, как Астрахань, городе, имеющем передающую широковещательную станцию, уже совсем нехорошо ограничиться постановкой такого приемного устройства, которое способно только изрыгать нечленораздельные звуки.

Но совсем уже скверно выглядят факты, которыми заканчивает свой обзор Ив. Зацепин: "Прикатывают лихие молодые люди, снабженные рекомендациями хоз. органов". Недостаточно сделать налет в тот или иной город "лихих молодых людей". Нужно прокламировать радио успехом установок. Вместо дешевой рекламы нужно на деле показать, что может дать правильно поставленное приемное устройство.

А, кроме того, нужно ликвидировать беспризорность сделанных установок. Организациям ОДР следует для этого устроить в каждом месте регулярное обслуживание радиоустановок по примеру телефонного абонемента. Это — задача организаций и ячеек ОДР.

Некультурность движения.

"Гудок" удивляется, как это в Нью-Иорке работает масса радиостанций и одна другой не мешает, а в Москве всего лишь несколько станций и ухитряются друг другу мешать. Если это происходит, — говорит "Гудок", — то от некультурности. Газета приводит пример, как при езде в маленьких городах два извозчика, встретившись, сталкивались и поднимали крик на всю улицу, а когда культура растет и развивается — сотни автомобилей едут без столкновений и без крика.

Радио в Москве, очевидно, испытывает участь уличного движения. Узки московские улицы; не так еще много быстроходных автомобилей; встречают они на своем пути отсталую, тяжело груженую телегу, препятствующую движению. Так и в области радиодвижения: последнее слово техники и тут же на ряду с ним вопиющая техническая безграмотность, и в особенности недисциплинированность, свойственная также и момковскому уличному движению.

Вздумалось какой-либо организации строить любой мощности передающую станцию в любом месте — никого не спрашивая, не считаясь с тем, что станция будет мешать "радиодвижению", она строит ее по самой середине "улицы", загораживая путь.

Много озорников обнаруживается в эфире. Нужно заставить их, в особенности в Москве, соблюдать правила движения, иначе может быть масса "раздавленных".

Музыкоинквизиторы.

В театральных заметках "Жизнь Искусства" много несладких слов сказано по поводу практикующихся "музыкопояснений". Взаправду неимоверно густо уснащаюся все музыкальные номера нескончаемыми словоизлияниями по поводу каждой программы, каждого исполняемого номера. Как сам музыко-пояснитель, так и те организации, которые поручают им выступать, забывают, очевидно, что слушатели все же живые люди, а не радиоприборы.

Если бы на любом концерте, даже перед небольшим избранным составом слушателей, начали бы закатывать к каждому номеру исполнения такие "музыко-пояснения", какие даются по радио, то, вероятно, ни одного слушателя в зале не осталась бы, так как всякое впечатление от музыки исчезает от музыкословесности.

Но о другом говорит "Жизнь Искусства". Она раскрывает ту сторону музыко-пояснений, которая обычно приводится в доказательство необходимости подвергать инквизиции слушателя. Говорят обычно, что музыко-пояснения дают воспитание в искусстве. "Жизнь Искусства" определяет, во-первых, что эти пояснения насчитывают в некоторых случаях не менее полстолетия и что в вопросе музыки и музыковедения даже квалифицированный любитель и интеллигент, "умеющий насвистывать начало арии Ленского или же на худой конец Торреодора", совсем уже беспомощен...

Тем более беспомощно большинство радиослушателей, которые великолепно споют и насвистят "Кирпичики", но никак не смогут впитать в себя огромнейшую порцию музыке-пояснений, с историей по Иловайскому, с массой хронологических и биографических данных, с перечислением всех дедушек и бабушек знаменитых музыкантов, с повторением в сотый раз, что "гавот — французский танец такого-то столетия".

Воспитывать любовь к музыке и в том числе передаваемой по радио нужно не таким путем. Нужно сделать об'яснения чрезвычайно краткими и интересными и ограничить небольшой порцией, и один раз за вечер во всяком случае. Правда, большинство слушателей во время пояснений выключают аппарат, но зачем же тратить энергию и средства радиопередачи. Освободите же, наконец, от музыко-инквизиции...

Утопия ли?

"Наша Газета" отзывается о проекте одного из сотрудников МКХ Алмазова по радиофикации домов при помощи централизованного управления установок, как о радио-утопии, вредной с точки зрения общественной. Конечно, то, что предлагалось гр. Алмазовым, не утопия, а просто шаблон, который целиком не приложим к радио-делу при разностороннем его использовании.

Однако, в некоторой части этот проект не представляет ни утопии, ни тем более общественного вреда. Нельзя рассматривать радио только с точки зрения квалифицированности радиолюбителей. Тот, кто интересуется техникой радио, кто хочет в ней итти вперед, тот, конечно, не пойдет ни на какую "централизованную" установку. Но есть целый ряд не только домов, но хотя бы смежных между собой квартир, легко доступных для простой проводки и соединения, ряда телефонов, либо репродукторов, когда служащие не имеют досуга, не имеют склонности к радиотехнике, когда они хотят использовать радио для здорового развлечения, для получения информации и т. д. Тут, конечно, можно и нужно применять наиболее экономный способ, когда один из жильцов дома берет на себя обязанности ухода и настройки радиоприборов для целого ряда помещений. Это удешевляет и упрощает использование, а, кроме того, может многих вовлечь в дальнейшем и в самостоятельные установки. Но нельзя ставить целью создать радиолюбителя для радиолюбительства. Нельзя всех сделать радистами, также как нельзя всех граждан СССР превратить в летчиков или в химиков.

Радио-саранча.

Газета "Терек" рисует нашествие радио-гастролеров, предлагающих радиоаппаратуру и принимающих задатки от кого только можно. Вот перечень наезжавших в этот город: "представитель" (чей) из Армавира; "представитель" Акц. О-ва "Приемник" из Тифлиса; "представители" из Владикавказа; "представитель" Ростовской Крайтехконторы. Раскатывает эта орава из города в город, рвет задатки, дерет неимоверные цены, ставит непроверенную аппаратуру. Целая стая радио-саранчи, пожирающей командировочные.

Нужно скорее войти в контакт с Авиахимом, чтобы каким-нибудь газом выкурить налетающую на радио-потребителя саранчу.


В некоторые губернии тучами наезжают "представители" различных организаций с целью распространения радиоаппаратуры.

— Что это, Митрий? Курсанты, что-ли приехали?

— Не-е-т. Это приемники распространяют. Они теперь всегда ротами ездят!