РАДИО ВСЕМ, №8, 1926 год. Радиовещание в Красной армии

"Радио Всем", №8, сентябрь 1926 год, стр. 4

Радиовещание в Красной армии

Н. И. Салтыков.

Нет никакого сомнения в том, что качество наших радиопередач за последний период значительно улучшилось. Это признается как внимательными критиками радиопередач, так и сотнями писем, исходящими от основной массы радиолюбителей и радиослушателей. Это, конечно, не значит, что наши радиопередачи достигли предела в своем качестве и в улучшении не нуждаются. Такого предела, по нашему мнению, нет и быть не может. Радиопередача — это рупор жизни. Улучшение широковещательных программ должно все время итти вперед и не отставать от этого роста культурного уровня широких рабоче-крестьянских масс, ибо с ростом их культурного уровня повышается и их требовательность к радиопередачам. Больше того — не только не отставать, но и предугадывать в тенденции те основные требования, какие пред'являет к радиовещанию многомиллионная масса радиослушателей. И успех широковещания в значительной степени будет зависеть от того, насколько программа радиопередачи или вернее радиопередач будет успевать, быстро реагировать, угадывать эти стремления и требования.

Исходя из желания улучшить наши радиопередачи, я хотел бы настоящей статьей обратить внимание т. т. на один, по-моему, очень существенный пробел в нашем широковещании. Я имею в виду обслуживание широковещанием нашей славной Красной армии, с одной стороны, и содействия военизации гражданского населения при помощи радио — с другой. По моему мнению, обе эти задачи не получили достаточного освещения в наших программах, если не считать несколько эпизодических докладов на военные темы и передачи наиболее торжественных моментов из жизни Красной армии. Этого, разумеется, очень и очень мало. В самом деле, посмотрите на наши радиопередачи. Это уже не скромная, как год тому назад, программа. Сейчас мы имеем здесь огромнейший по своему количеству и качеству материал. Систематическая передача директив партии, широковещание, приспособленное специально для обслуживания нужд профессиональных союзов, рабочая, крестьянская, комсомольская и пионерская газеты. Концерты вообще и крестьянские в частности. Передача опер, оперетт. Трансляция всех крупнейших с'ездов и конференций. Лекции по радиотехнике, азбука Морзе, преподавание эсперанто, английского языка, лекции по самообразованию, по сельскому хозяйству, по гигиене, по здравоохранению и т. д. и т.д. Специальных же передач, предназначенных для огромой массы красноармейцев, ее командного и политического состава мы до сих пор не имеем. Вряд ли найдутся товарищи, которые будут доказывать, что таких передач не нужно; если же такая точка зрения и появилась бы, нетрудно, разумеется, доказать, что она не верна. Могут, конечно, говорить, что красноармеец в такой же степени, как и остальной радиослушатель, заинтересован в существующей уже программе, что ему, пришедшему в армию от станка или плуга, не менее интересны как рабочие, так и крестьянские передачи. Это верно, но не совсем. Мы знаем, что наша армия состоит в большинстве из крестьянской массы.

Крестьянский молодняк, вошедший в ряды Красной армии, тем самым, попадает в ту же самую школу коммунизма, в какую попадает неорганизованный рабочий, вступая в члены профессионального союза. В рядах Красной армии он приобретает не только военные знания, выполняя тем самым свой долг перед страной на случай военной опасности, но и воспитывается, как гражданин рабоче-крестьянского государства, растет культурно, не говоря уже об огромной массе красноармейцев, приобретающих технические знания в различных инженерных и иных специальных частях. Красная армия одновременно с общей жизнью живет еще и своей особой, красноармейской жизнью. У красноармейца свои запросы, свои требования и политико-просветительная работа в Красной армии несколько иная, чем школа политграмоты на предприятии или в советском учреждении. Вот почему создание красноармейской передачи абсолютно необходимо. Доклады членов Революционного Военного Совета Республики о международном и внутреннем положении Советского Союза, лекции на различные общие военные темы, красноармейская газета, доклады, приспособленные по своему содержанию для отдельных видов войск, как, например, флот, авиация, кавалерия и т. д., красноармейские концерты по специально подобранной программе, — все это в значительной степени поможет политорганам легче двигать свою работу вперед, значительно используя радио. Это необходимо сделать еще по двум в высшей степени сущесвенным мотивам. Первый — это радиофикация Красной армии. По инициативе ПУР'а, при участии Военно-Технического Управления, уже давно проводится работа по установке во всех красноармейских клубах, в домах Красной армии, в лагерных городках и т. д. громкоговорящих установок, предназначенных для обслуживания массовых аудиторий. По имеющимся у нас данным эта работа проходит успешно. С другой стороны, красноармейская масса в высшей степени активно участвует в радиолюбительском движении, интерес к радио в этом отношении очень показателен. Создание военных секций при местных организациях Общества Друзей Радио, все растущая сеть ячеек Общества Друзей Радио в частях Красной армии, внедрение в красноармейские библиотеки радиолитературы, — все это свидетельствует об успехах радиолюбительского движения. Помимо всего, мы имеем и исключительно большой интерес к радиопередачам вообще. Сведения, получаемые нами от отдельных красноармейских частей, показывают, что красноармейская аудитория — это наиболее благодарная аудитория для радио.

То, что выше сказано по отношению к Красной армии, относится и в значительной степени к вопросам военизации населения вообще. Вне всякого сомнения, красноармейские передачи будут положительно восприниматься как рабочей, так особенно и крестьянской массой. Можно наверняка сказать, что умело составленная красноармейская программа будет пользоваться большей популярностью, чем несколько изысканная программа исторических концертов, или концертов, посвященных отдельным странам, ценных, разумеется, для уже подготовленной, можно сказать, культурно выросшей аудитории. Рассказы, рисующие быт Красной армии, эпоху гражданской войны, историю славных побед, красноармейские частушки и гармошка будут ближе крестьянскому сердцу, чем утонченные мотивы признанных композиторов. Мы должны будем подвести красноармейскую массу к этим передачам постепенно.

Таким образом, уже сам факт красноармейских передач в значительной степени сближает гражданское население с Красной армией, так же, как сближает читателя любой газеты специальный уголок Красной армии. Но этого недостаточно. Необходимо в программе красноармейских передач внимательно учесть и агит-работу по вопросам военизации населения. Раз'яснение задач Красной армии, стремление Советского Правительства к миру, необходимость каждому гражданину быть обученным владеть оружием, поскольку мы находимся в капиталистическом окружении. раз'яснение территориальных сборов, проведение отдельных кампаний, дача всевозможных справок по призыву, переучет военно-способного населения и т. д и т. д., — все это необходимо и все это, по нашему мнению, возможно без больших затрат. Аппарат для этого дела мы имеем. ПУР достаточно сильная организация для того, чтобы это дело сдвинуть с мертвой точки и восполнить тот пробел, который имеется в нашем широковещании. Будем надеяться, что от общих разговоров мы перейдем к делу; а вместе с тем абсолютно необходимо на страницах красноармейской печати, с одной стороны, внимательно учитывать мнения о том, в какой степени красноармейские передачи удовлетворительны, а с другой — широко осветить, насколько успешно идет радиофикация Красной армии и радиолюбительское движение. Использовать великое орудие социализма, каким является радио, в интересах просвещения красноармейских масс и усиления обороноспособности нашего Союза через военизацию населения, связать Красную армию еще ближе с рабоче-крестьянской массой, — вот задачи, решение которых откладывать нельзя, и над проведением в жизнь которых нужно, не жалея энергии, поработать.