РАДИО ВСЕМ, №3, 1927 год. РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СТУДИИ НА РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫХ СТАНЦИЯХ ТРЕСТА ЗАВОДОВ СЛАБОГО ТОКА.

"Радио Всем", №3, март 1927 год, стр. 53-55

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СТУДИИ НА РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫХ СТАНЦИЯХ ТРЕСТА ЗАВОДОВ СЛАБОГО ТОКА.

Инж. В. М. Лебедев.

Все усилительное устройство «большой студии» собрано по схемам черт. 1, 2 и 3 и состоит из следующих деталей:

а) Входной трансформатор с большим коэффициентом трансформации (около 1:30).

б) Усилитель № 1 (Б.С.1 — черт. 1) — трехкаскадный на сопротивлениях, сильно амортизованных шунтами и емкостями для достижения максимальной чистоты передачи (отсутствие искажений).

Черт. 1.

В этом же усилителе находится и компенсатор, состоящий из двух частей:

аа) Реактивной катушки с изменяющимся коэффициентом самоиндукции (выдвигающийся железный сердечник), последовательно соединенной с соответствующим сопротивлением;
бб) емкости, изменяющейся скачками и тоже последовательно соединенной с сопротивлением.


Как емкость, так и самоиндукция шунтируют цепи сеток первой и третьей усилительных ламп.

Назначение компенсатора — звуковая окраска (изменение тембра) по желанию. Например, желая сделать тембр более резким, кричащим (выделить гармоники высоких частот), необходимо емкость компенсатора сделать меньшею и самоиндукцию большею. Наоборот, если желательно придать исполнению более басовой оттенок, необходимо емкость увеличить, а коэффициент самоиндукции компенсатора уменьшить.

Во всяком случае надлежит как к емкости, так и к самоиндукции подбирать последовательные соответствующие сопротивления, так как очень большие сопротивления парализуют действие компенсатора, а очень малые — чрезмерно ослабляют усиление.

Для усилителя используются электронные лампы «Микро». Эти лампы следует проверять на отсутствие внутренних шумов. С этой целью лучше всего проверяемые лампы ставить на первую ступень усиления, прослушивая шум усилителя на головной телефон и отбирая наименее шумящие лампы. Именно лампы, поставленные на первом усилителе, должны быть особенно тщательно отобраны (без шумов), так как все оставшиеся помехи их будут многократно усилены последующими усилителями нашей схемы.

Надлежит очень внимательно следить за вольтажем сеточной батареи и анодной батареи. Для цепи накала не допускать свыше 3,6—3,8 вольт, иначе микролампы будут терять эмиссию. С этой целью применяется особый реостат накала и вольтметр, включенный между зажимами катода. Особенно вредно отзываются на работе неисправности батареи цепи сетки.

в) Усилитель № 2 (БС 2 — черт. 2) представляет собою трехкаскадный усилитель на сопротивлениях, также сильно амортизованных. Каждый каскад осуществляется двумя лампами «Микро», работающими параллельно.

Инструкция для манипулирования с этим усилителем, а также потребные меры предосторожности при обхождении с ними остаются теми же, какие даны нами для усилителя № 1 (за исключением указаний, относящихся к компенсатору, так как последнего здесь не имеется).

г) Усилитель № 3 (черт. 3) представляет собою мощный усилитель двухкаскадный на сопротивлениях и работает на электронных лампах типа У.Т.—1 (характеристика лампы — катод: 3,8 в. и 0,6 А; анод 240—320 в.; мощность колебательная около 10 ватт). В первом каскаде включены две лампы параллельно.

Черт. 2.

Итак, вся усилительная система имеет 8 каскадов.

Наставление для обращения с усилителем № 3 то же, что и для усилителя № 1. Кроме того, надлежит следить за стойкостью сопротивлений (в случае сомнения — проверять), так как здесь имеют место токи сравнительно большой величины. Далее, следует проверять эмиссию ламп, для чего имеется специальный миллиамперметр (лампы с ненормальной эмиссией надо удалять).

Для всего устройства необходимо принять к руководству такое замечание:

Надо следить внимательно за всеми сопротивлениями — шунтирующими и в анодных цепях, за исправным состоянием всех контактов, в частности анодных, и далее — не пользоваться для работы батареями, свеже заряженными, т.-е. применять только батареи, отстоявшиеся после зарядки — в течение нескольких часов. Затем, надо во-время отдавать батареи в подзарядку и не оставлять их долгое время без зарядки и в разряженном виде. Вследствие этого и дается второй (запасный) комплект батарей.

Как уже было сказано выше, усилитель собран по группам, соответственно схемам, изображенным на черт. 1, 2 и 3.

Эти схемы требуют некоторых пояснений.

Черт. 1 дает схему предварительного усилителя, непосредственно усиливающего ток магнетофона, который включается помощью бронированного кабеля на зажимы A и Б входного трансформатора 1. Первичная обмотка этого трансформатора снабжена так называемым предохранителем от токов высокой частоты (16), который состоит из двух последовательно включенных конденсаторов 5.000—6.000 см, точка соединения которых заземлена.

Токи высокой частоты, случайно попавшие на зажимы А—Б, будут иметь путь гораздо меньшего, почти нулевого сопротивления через эти конденсаторы и поэтому не смогут проникнуть в усилитель.

Все анодные сопротивления 3, —3, —3 изготовлены, как уже говорилось раньше, из проволочных катушек и имеют около 80.000 омов сопротивления.

Конденсаторы 2, —2, емкостью около 0,1 микрофарады, имеют очень высокую изоляцию (больше 100 мегомов) и практически «запирают» анодный ток, не пропуская его к сеткам следующих ламп.

Сопротивления «утечки» —4, —4, —4 — порядка сотен тысяч омов — обычные трубчатые сопротивления.

Для контроля действия усилителя по частям на зажимах анодного сопротивления третьей лампы можно включать контрольный высокоомный телефон в гнездах 12. Конденсаторы 15 с регулировкой емкости скачками и дроссель 14 с плавной регулировкой служат, как было объяснено выше, для изменения тембра передачи. Вольтметр 6 имеет выключатель и служит для контроля напряжения накала непосредственно на зажимах ламп.

От одного из зажимов 12 отходит проводник (бронированный) для присоединения к следующей группе усилителя — ВС2.

Вторым зажимом служит корпус прибора, который соединяется соответственно с корпусами прочих усилителей.

На черт. 2 изображена схема второй усилительной группы — промежуточное усиление.

Этот усилитель почти во всем похож на предыдущий, по крайней мере, в смысле принципиальной схемы.

Разница только: 1) в величинах сопротивлений 2 и 3, которые здесь имеют по нескольку десятков тысяч омов, 2) анодная батарея вместо 80 имеет 160 вольт и 3) вместо одной лампы на каждый каскад установлено по 2 параллельно, что увеличивает общую крутизну их суммарной характеристики.

Кроме того, в виду более высокого анодного напряжения, на сетку ламп дается несколько больший отрицательный потенциал.

От гнезд контрольного телефона 11 отходит бронированный соединительный проводник, идущий к последнему усилителю БС3.

На черт. 3 изображена схема этого усилителя, являющегося оконечным.

Черт 3. Мощный двухкаскадный усилитель № 3 на лампах типа У.Т—1.

В то время как усилители № 1 и № 2 служат, главным образом, для увеличения напряжения и обладают относительно небольшой энергией, усилитель № 3 служит уже для получения той мощности, которая необходима для управления модуляторным устройством передатчика.

Поэтому на последнем каскаде усилителя БС3, включены параллельно 4 мощных усилительных лампы типа УТ1, которые, при достаточном воздействии на магнетофон, могут развить общую мощность до 4 ватт. Средняя работа всего устройства рассчитана на конечную мощность 1,5—2 ватта, что вполне достаточно, чтобы «замодулировать» правильно построенный передатчик до 10 киловатт.

Принципиально и схема черт. 3 та-же, что и на черт. 1 и 2, отличие опять-таки в величине сопротивлений, напряжений и числе и мощности ламп.

Сопротивление 2 здесь около 50.000 омов (проволочное), сопротивления 12 — тоже проволочные по 40—80.000 омов.

Напряжение анодной батареи — до 240 вольт и напряжение (отрицательное) на сетку ламп — до 15 вольт. Для учета анодного тока установлен миллиамперметр на 75—100 миллиампер.

В том случае, когда на передатчике нет специального входного трансформатора у модуляторных ламп, на зажимы 11 включается выходной трансформатор с усиленной первичной обмоткой. Это же имеет место в том случае, когда студия и передатчик находятся на некотором расстоянии и соединяются кабелем.

В заключение следует сказать несколько слов о том конечном эффекте, который можно получить с помощью магнетофона и всех его усилителей.

Правильно собранный и отрегулированный комплект этих приборов дает при относительно громадном усилении чрезвычайно большую чистоту передачи. Тембр человеческого голоса, особенности различных музыкальных инструментов передаются помощью магнетофонной установки без всяких искажений с сохранением мельчайших деталей.

Чувствительность (но не мощность) магнетофона громадна: даже на 100-метровом расстоянии от магнетофона весьма отчетливо воспринимаются им всевозможные звуки и шумы (например, карканье летящих ворон, гудок дальнего завода и пр.). Таким образом магнетофонная установка вполне обеспечивает прием весьма большого ансамбля (оркестр, хор и т. д.), необходимо только разумно и умело расположить исполнителей, а также установить магнетофон в соответствующее помещение (либо специальная «студия», хорошо задрапированная, либо большой зал с хорошей акустикой).

Очень важное преимущество магнетофона, выгодно отличающее его от угольных, даже самых лучших микрофонов, — это отсутствие основного шума так называемого «фона», который в угольных микрофонах неизбежен.

Зато чрезвычайная чувствительность магнетофона вызывает необходимость более тщательной установки ораторов и артистов и несколько более серьезные требования к помещению, где происходят концерты (собственно «студия»).

г. Ленинград.