РАДИО ВСЕМ, №4, 1927 год. ШИРОКОВЕЩАНИЕ И РАДИО-СЛУШАТЕЛЬ.

"Радио Всем", №4, март 1927 год, стр. 73-74

ШИРОКОВЕЩАНИЕ И РАДИО-СЛУШАТЕЛЬ.

Широковещание в СССР не отстает.

В ОРГАНИЗАЦИИ широковещания за 2 с лишним года, достигнуты большие успехи: расширились, сделались более разнообразными программы передач, умножилось количество пунктов, с которых производится широковещательная работа. Со стороны организационной широковещание в СССР не отстает, но превосходит целый ряд стран. Однако, если учесть те требования, которые предъявляются в Советском Союзе к радио, как могучему орудию культурного развития масс, если учесть общую организованность страны советов, то организация широковещания значительно отстает от той организованности и планомерности, которая проводится во всей хозяйственной и культурной работе.

Задача усложняется с каждым днем. Стоять на месте нельзя. Нужно не только догнать, но и далеко оставить за собой (это мы можем сделать) как Европу, так и Америку в организованной, стройной постановке широковещания.

В чем заключаются "узкие" места широковещательной работы.

КАК ПРАВИЛО, "радиовещатель" вещает, слушатель — слушает; но регулярно выявляемого организованного мнения радио-слушателя нет. Правда, нет еще необходимой организованности и среди тех, кто вещает. Не только в республиках и губерниях, но и в самой Москве широковещанием заняты несколько организаций, не увязывающих между собой эту работу. Кроме "Радиопередачи", широковещанием занимаются: профсоюзы, губполитпросветы, губисполкомы, организации ОДР. Еще большая несогласованность существует в мнениях о программах, времени их передачи, приспособленности программ к различным местам и особенностям, имеющимся в республиках и отдельных районах.

Отзывы о широковещательной работе случайны, разбросанны. И не только в общей, но и в специальной печати нет организованного выявления запросов, мнений радиослушателя; учета опыта; и это сказывается в особенности там, где широковещание лишь теперь начинается.

Повторяются ошибки первых дней.

ЗАТРАЧИВАЕТСЯ зря много усилий. Только небольшая группа радиолюбителей, радиослушателей отзывается на бесконечные запросы каждого, кто широковещает, о слышимости, программах и качестве передачи. Эго сравнительно ограниченная группа, состав которой остается неизученным, с каждым следующим днем оказывается перед увеличивающимися затруднениями — требуют отзывов все, кому только вздумается, спрашивают по каждому поводу, и эти запросы, а также ответы на них, грозят превратиться в бюрократическую отчетность, измеряемую в метрах гораздо большей длины, нежели наивысший применяемый у нас размер волн широковещательных станций.

Нужно бороться с радио-бюрократизмом.

БОРЯСЬ с лишними анкетами и отчетностью в советских учреждениях и предприятиях, мы тем менее можем спокойно смотреть на развивающуюся беспорядочную, анархическую отчетность, хотя бы часть ее отправлялась по эфиру. Стоит только прослушать несколько дней передачи из Москвы и от нескольких провинциальных станций, чтобы придти в ужас от количества этих запросов. Не только каждая широковещающая организация, но и каждая станция, каждый отдел передачи требуют отзыва в отдельности: "радио-газеты", музыковеды, эсперантисты и все; кому не лень, хотят извещений о слышимости (!), качестве передачи и о многом другом, повторяясь, засаривая эфир, нервируя слушателей.

Отсутствует достаточная организованность.

КРАЙНЯЯ разноголосица как в общей, так и в специальной прессе; чрезвычайно небольшое место, уделяемое вопросам широковещания даже в такой газете, которая должна была бы этим заниматься в первую очередь по природе той организации, которая ее издает ("Новости Радио", орган "Радиопередачи"). Отсутствие представления, из каких групп состоит радио-слушатель; отсутствие систематического изучения, от каких групп слушателей получаются отзывы; не выявленные, не систематизированные отзывы провинциальных слушателей о своих станциях. Здесь полный пробел; и если мы знаем, что широковещается из Москвы, то о программах, которые даются провинциальными станциями, о том, помогают ли они, либо, наоборот, мешают слушать основные станции, насколько интересны и доступны эти программы, за редкими исключениями нигде не пишется.

Уже появились передающие "широкомолчатели".

КТО знает, почему они начали молчать — из отсутствия ли программ, либо отсутствия средств, нет ли доступных технических средств для постановки широковещания? Эта часть остается совершенно неразрешенной.

В чем же выход.

МОЖЕТ быть, в специальной организации радиослушателей, какая практикуется в Германии и в некоторых других странах. Нет надобности громоздить еще одну организацию; есть Общество Друзей Радио. Оно объединяет как радиолюбителя, так и радиослушателя. Вокруг него, как общественной организации, более объективной, нежели многочисленные широковещатели, нужно сосредоточить работу выявления и организации общественного мнения по широковещательной работе. Это должно быть одной из составных частей работы ОДР как в центре, так и в особенности на местах.

Что же должны сделать организации ОДР.

НУЖНО во-первых, установить, какие органы, в каких случаях могут обращаться с просьбами о даче отзывов к радиолюбителю; нужно установить систему этих запросов и порядок их проведения; нужно выработать негромоздкие ответы на запросы, лучше всего в виде открыток, как это практикуется на Западе. Кроме того, нужно, чтобы каждая организация, которая нуждается в получении определенного мнения по той или иной группе вопросов, обеспечила бы радиолюбителя и радиослушателя от расходов по пересылке извещений выкупом отправляемых писем. Это должно заставить также прибегать к запросам только тогда, когда имеется действительная в них потребность. А для того, чтобы быть обеспеченным не случайными, а регулярными отзывами от различных групп и, главным образом, от рабочих и крестьян, нужно иметь постоянных наблюдателей и информаторов.

Нужно иметь постоянных наблюдателей и информаторов.

В КАЖДОМ районе, в особенности в фабрично-заводских центрах и в сельских местностях нужно иметь постоянных наблюдателей и информаторов. Наконец, нужно иметь систематический учет мнений, высказываемых на страницах не только центральной, но и местной партийной и советской печати, в деле широковещания, его постановки, программ и качества исполнения.

ОДР должно проявить максимальную инициативу, чтобы способствовать организованности в этом деле, которое имеет огромное значение для Советского Союза во всей его политической и культурной жизни.