РАДИО ВСЕМ, №10, 1927 год. СЕТЬ ПЕРЕДАЮЩИХ СТАНЦИЙ — БАЗА РАДИОФИКАЦИИ.

"Радио Всем", №10, май 1927 год, стр. 225-227

СЕТЬ ПЕРЕДАЮЩИХ СТАНЦИЙ — БАЗА РАДИОФИКАЦИИ.

Радио-часть электрификации.

РАЦИОФИКАЦИЯ тесно связана с электрификацией; больше того — она от нее непосредственно зависит. Развитие радио требует источников электрической энергии не только для мощных передающих станций, но для сети приемников, в особенности громкоговорящих установок.

Особые трудности проникновения радио во все уголки нашей страны заключаются в том, что нет первичной основы для применения электричества во всех его формах — нет электрических станций, питающих различные установки. Это проявилось с особой ясностью в развитии радио-телеграфии на далеком Севере, где одновременно с установкой передатчика приходилось электрифицировать данный пункт (напр., на Тобольском Севере). Но в области радиотелефонии, посредством которой происходит массовое развитие радио, не признается непосредственная зависимость развития радио от степени электрификации страны.

Кажется только в Дагестане организация "Друзей Радио" возникла как общая для той и другой задачи вместе. Характерный пример — Дагестан создал друзей радио на базе электрификации, организовав "Общество Друзей" электрификации и радиофикации — ОДЭР.

Есть, однако, "радиофикаторы", которые совершенно игнорируют не только зависимость радио-установок от общих источников электрического питания, ио и зависимость развития радиофикации от источников передачи — сети радиостанций достаточной мощности.

Происходила, напр., да и сейчас еще имеет место установка многоламповых приборов там, где нельзя пользоваться электрической энергией для зарядки аккумуляторов, либо для непосредственного питания ламп.

Был ряд ответственных выступлений и в печати за "радиофикацию" деревни путем массовой установки громкоговорителей в деревнях; говорилось при этом о необходимости ссуды государства (что-то около восьми милл. руб.). Хорошо, что кампания эта перешла на правильный путь — поисков источников мощной передачи прежде насыщения сложной и дорогой ламповой аппаратурой деревни. Иначе мы бы имели еще больше молчащих "громкоговорителей", еще больше отдалились бы от проведения действительной радиофикации.

Но все же достаточной ясности в постановке вопроса о технической базе радиофикации нет еще у многих, прикосновенных к развитию радио. Приходится поэтому заставить произвести такое сравнение. Если бы кто-лнбо выступил с устной и печатной агитацией за то, чтобы не ожидая постройки сети электростанций устанавливать уже сейчас лампочки в тех деревнях, где нет еще электричества, то каждый вправе был бы усомниться не только в правильности такой мысли, но и в здоровьи авторов предложений. А между тем, чем отличается приведенное абсурдное положение от тех, которые до сих пор не ушли с радио-сцены — устанавливают ламповые (и даже многоламповые) приборы, вне зависимости от того сможешь ли заряжать аккумуляторы, сможешь ли осилить питание передвижными источниками (элементы), сможешь ли их доставить к месту, где имеется ламповая приемная установка. Если "радио не знает границ", не знает пространства, то оно, во всяком случае не исключено из общих законов накопления и траты энергии.

Можно отыскивать способы предотвратить потерю этой энергии в пространстве, как делает это коротковолновая радио-телеграфия и телефония, но нужно иметь в наличности источник этой энергии — электрическую станцию, радио-передатчик, сеть для переброски волн в пространство. Это кажется элементарным, доступным широкому пониманию, но в действительности эти положения еще требуют разъяснений, так как существует ходовое мнение, что для радио не писаны законы, что оно может преодолеть все, в том числе и непонимание самых простых вещей. Вслед за обеспечением источником электрической энергии — электростанцией идет радио-передатчик.

Сеть передающих радиостанций — база радиофикации.

НЕ ОПРЕДЕЛИВ этой базы, нельзя серьезно, глубоко проводить радиофикацию. Пользуясь приведенным ранее примером, продолжим его для этого случая. Можно ли, например, не зная мощности электростанции, не определив района ее действия, не зная напряжения, вольтажа ставить заранее всю проводку, арматуру, лампы. Никому в голову такая мысль притти не может. А, как мы говорили, такие предложения высказываются с самым серьезным видом в отношении приемной радио-сети. Можно, конечно, сказать, что приемная радиоаппаратура гибче, приспособленнее для различной мощности и характера радиостанций. Это верно только отчасти, когда берутся отдельные приемники, наиболее квалифицированные, дорогие, но это не верно тогда, когда берется радиофикация страны в целом, когда каждая деревня, а дальше и каждый двор может и должен иметь простейший радио-аппарат. В величине затрат, в производстве, в скорости проникновения в глубь страны и, наконец, в качестве охвата можно достигнуть успеха только в том случае, если будут известны, заранее рассчитаны передающие станции по всей системе сети СССР.

И так же, как в электрификации, нужно итти на постройку мощных радиостанций, могущих достаточно насытить приемники, и охватить наибольший район со значительно меньшими, нежели при маломощных передатчиках, расходами на эксплоатацию. Маломощные станции могут иметь лишь дополнительные, главным образом экспериментальные задачи, но не широковещание.

План всесоюзной сети широковещательных радиостанций уже приводился в № 2 нашего журнала. Но, несмотря на наличие этого плана, несмотря на то, что он, вероятно, будет завершен в более короткий срок, чем намечено (уже заказана Ташкентская, заказывается Свердловская станции), до сих пор по инерции продолжаются попытки строить и дальше передатчики малой мощности для широковещания.

Тов. Строгова в "Рабочей Газете" справедливо определяет это как "квасной уездный патриотизм", как напрасно выбрасываемые деньги.

Приводим маленькую табличку, которая показывает, как не хозяйственно развивать для регулярного правильно поставленного широковещания, сеть маломощных радиостанций. Из приводимой ниже таблицы видно, что реальные затраты на строительство почти одинаковы, но резкая разница в обслуживании, эксплоатации. Нужно иметь в виду, при просмотре этих данных, что большая часть станций, сейчас существующих, не несет регулярной, качественно хорошей широковещательной службы. Поэтому затраты на эксплоатацию меньше.

Ориентировочные данные проектируемой мощной и существующей радиотелефонной сети.
  Проектируе-
мая мощная сеть.
Существующая
сеть.
1) Первоначальные зат-
раты:
 
   а) передающие станции ...... 6.000.000 р. 2.000.000 р.
   б) стоимость помещений ... (включена) 2.200.000 р.
   в) трансляции ... 1.000.000 р. 2.500.000 р.
Итого 7.000.000 р. 6.700.000 р.
2) Достигаемая мощность 230 клв. 73 клв.
3) Количество станций 15 42
4) Охват населения (на
детектор) .....
93% 27%
5) Эксплоатацион. рас-
ходы (8 час. в сутки) .....
2.674.000 р. 3.357.000 р.
6) Стоимость обслужива-
ния одного человека
в год ......
2 коп. 8,4 коп.
7) Использование для те-
лефонной работы .....
14 час. в
сутки.
Невозможно.

ОБЫЧНО же не учитывается стоимость предоставляемых помещений, не учитываются затраты различных организаций на местах не только на постройку и эксплоатацию станции, но и на приобретение более дорогой приемной аппаратуры, что должно составить еще более значительную разницу между маломощной и мощной сетью передатчиков.

Но, говорят, — строили ведь в начале маломощные ставции; строили все организации; нужно ли было это делать? Конечно, нужно было сразу ставить мощную сеть. Но в первый момент развития радиолюбительства и радиослушания постройка маломощных станций могла оправдываться тем, что нужно было сделать толчок, нужно было дать хотя бы городу возможность начать опыты, подготовку кадров, нужно было дать хоть что-нибудь для удовлетворения огромной, выявившейся потребности в радиослушании. Наконец, и в осуществлении мощных радиотелефонных станций в 1924/1925 году, были большие трудности, требовались большие сроки.

Но уже в 1926 г. и тем более в 1927 г. широковещательные маломощные установки шли только по инерции, только по причине замкнутости усилий каждой области, губернии.

Правда, перелом уже сделан, но нужно, чтобы он дошел до конца. Если 1925/1926 год дал резкое повышение количества станций, то уж 1926/1927 г. дает усиление темпа раста мощности передающих установок.

Количество и мощность радиовещательных станций в СССР.
  Коли-
чество.
Мощность
в ваттах
% прироста за год.
Количе-
ство
Мощность
На 1 янв. 25 г. 4 13.200
  ""  ""  ""   26 г. 17 26.320 325% 100%
  ""  ""  ""   27 г. 36 71.200 112% 170%

Нужно заморозить количество и резко двинуть вперед мощность.

За границей идет гонка на мощность

НАМ НУЖНО присматриваться и к тому, что делается в буржуазных странах. Там правящие классы поняли значение радио в особенности после английской забастовки, когда буржуазия использовала радио достаточно широко. Англия после этого имеет проект постройки девяти радиовещательных станций мощностью по 50 киловатт, в том числе и в своих доминионах. Это — претензия на мировой охват. Тем временем немцы, не окончив постройки новой станции в Лангеберге, заказывают фирме Телефункен еще более мощную станцию в 120 киловатт.

Франция тоже не хочет уступать и, отстав, предполагает нагнать тем, что вместо 60 киловат. станции переделывает на более мощную. Хотят также гнаться вместе с большими и малые буржуазные страны, в том число и наши "соседи". Финляндия запроектировала станцию в Лахтисе на 25 киловатт, Польша хочет увеличить мощность Варшавской станции с 6 до 15 киловатт. В Кракове строится новый передатчик в 10 клв.

Не будем перечислять всех участников гонки на мировой радиорекорд. И сказанного достаточно, чтобы видеть, что буржуазия хочет использовать все средства техники себе на пользу. И, если высказываются иногда сомнения, следует ли спортсменам СССР принимать участие в состязаниях с буржуазными комаднами, то в радио-гонках мы должны участвовать безусловно, должны первыми притти к наибольшей мощности Советских станций.

Наш голос должны слышать буквально все, даже те, кто не хочет его слушать.

Мощные станции должны помочь также скорейшему охвату всех трудящихся СССР радиослушанием. Только при мощной сети возможен прием на детектор. Детектор преобладает даже в тех странах, где на периферии есть больше, чем у нас, источников тока, где дешевле и лучше сухие ачементы и аккумуляторы, где техника выше.

Пойти впереди общей электрификации страны мы можем только в том случае, если вместо добывавия электроэнергии для усиления на месте будет итти передача такими мощностями, которые нагрузят достаточно все приемные устройства.

Даже в странах с малой территорией (напр. Дания) половина зарегистрированных приемников — детекторные. В Англии 66% слушателей принимают иа детектор. В Японии 80% детекторных аппаратов. Шведы практикуют, главным образом, детекторные приемники, считая ламповые дорогими. Тем более они дороги для нашей деревни, где питание ламп затруднено, почти невозможно.

Поэтому все усилия нужно сосредоточить вокруг строительства наиболее мощных станций. Нам, очевидно, придется думать и об увеличении мощности основной станции даже против намеченных по плану 75 киловатт. Нам нужно выполнить план строительства станций не в пять лет, как намечено, а в три года самое большое. Технические и производственные возможности для этого есть. Нужно только прекратить распыленность, разбрасывание средств на малые широковещательные станции, сосредоточить все затраты на мощное строительство — базу радиофикации.

Члены ОДР, ячейки, организации должны на это обращать внимание советской общественности.


А. Хавенсон.

ВРЕДНЫЙ УКЛОН.

Принципиально неправильный подход к нашей работе наблюдается, к сожалению, еще и до сих пор в некоторых наших областных и губернских организациях. На этот раз мы ограничимся следующим примером. Бурято-Монгольское ОДР поместило в местной газете воззвание о вступлении в члены Общества и несколько сообщений о своей текущей работе. Нет никаких сомнений в том, что очень трудно развивать радиолюбительство и радиослушание в далеком Верхнеудинске, нелегко и по радио преодолеть 4½ тысячи километров до Москвы и около полутора тысяч верст до Ново-Сибирской радиовещательной станции. Поэтому еще в прошлом году мы указывали верхнеудинским товарищам, что нужно быть чрезвычайно осторожным при организации там ОДР и что совершенно недопустимо вести вербовку членов среди окрестного бурятского населения, так как, не будучи знакомым с работой радиоприемника, оно несомненно относится к такой вербовке и сбору членских взносов, как к какому-то дополнительному налогу. Это указание было вызвано личными и письменными сообщениями Бур.-Монгольского ОДР о том, что оно успешно ведет агитационную работу среди населения области. В упомянутых печатных сообщениях Бур.-Монгольсхого ОДР мы читаем, что сейчас оно имеет 600—700 членов Общества и что «в ближайшие месяцы мы это количество должны удесятерить». Другими словами, верхнеудинские товарищи собираются в кратчайший срок втянуть в Общество еще 5—6 тысяч членов. Подобная постановка вопроса совершенно недопустима. Еще осенью, когда мы объявили перерегистрацию, Президиум ОДР СССР указал, что нашей болезнью, нашей бедой является наличие формального членства, наличие нездорового разбухания нашего Общества, обусловленного стремлением зачислить в члены ОДР возможно большее число людей и только. Самая перерегистрация мыслилась как отсеивание от ОДР того балласта, который, правда, давал возможность заполнять колонки отчетности внушительными цифрами, но вместе с тем только застилал истинное положение вещей, а именно: отсутствие актива, отсутствие работников-радиолюбителей и организаторов слушания. В результате, чем крупнее количественно была организация ОДР, тем слабее были охвачены ее руководством втянутые не ради качества работы, а ради пустой статистики массы. За это время многие организации ОДР уже успели перейти на новые рельсы работы и заняться исключительно качеством ее, причем их дальнейший рост сейчас идет параллельно именно с ростом этого качества руководства и текущей работы, а не с бессистемной агитацией за вступление в ОДР во чтобы то ни стало.

Иные полагают, что вместе с ростом числа членов ОДР вырастет и материальная база местных организаций (так пишет в своем воззвании Бур.-Монгольское ОДР). Это абсолютно неверно.

Наши вступительные членские взносы так невелики, что их можно рассматривать только как необходимое и в известной степени формальное проявление связи рядового члена ОДР со своей организацией. Две или три сотни лишних членов, лишних в буквальном смысле этого слова, дадут нашей губернской организации каких-нибудь 3—4 десятка рублей в год. (учитывая, что в распоряжении губ. организации остается только от 10 до 15% членских взносов). Только на этом строить благополучие местного ОДР не приходится. Развивать следует совсем другие источники дохода, о чем мы подробнее поговорим в другой раз. Не годится для этого и другой метод, применяемый Бур.-Монгольским ОДР. Мы читаем: «ОДР решило в ближайшее время убрать с площади репродукторы. Онн будут установлены только в клубах. Вход на радио-концерты будет бесплатный, но только для членов ОДР». Эти два «только», по нашему мнению, совершенно неприемлемы для Общества Друзей Радио. В самом деле, мы не устаем пропагандировать «радио в массы». И летом практически это звучит: «громкоговоритель — из клуба на улицу, на площадь». А в Верхнеудинске делают наоборот.

Дальше. С одной стороны, говорят, что вход на радио-концерты будет бесплатный, а с другой — заявляют, что вход на концерты бесплатен только для членов ОДР. Другими словами, плати за слушание под видом вступления в ОДР. Значит, снова действительное членство подменивается уплатой вступительного и членского взноса. Кстати и лозунг «радио в массы, радио всем» становится сразу бессодержательным. Приходится провозглашать азбучную истину о том, что все без исключения члены клуба могут участвовать беспрепятственно в любой культурно-просветительной работе своего клуба вплоть до слушания радио-концертов. Могут возразить, что работа громкоговорителя требует средств на ремонт, на восстановление источников питания (батарей) и т. д. Ответим, что в практике работы деревенских ячеек ОДР мы встречаемся с взиманием минимальной платы (3—5 коп.) с каждого слушателя радио-концерта (только концерта), которая идет в фонд покупки или перезарядки аккумуляторов.

Но одно дело деревня, где нет почти никаких других возможностей изыскания средств, и другое дело город, в частности, клуб, на работу которого профсоюзы отпускают значительные средства...

На примере Бур.-Монгольского ОДР мы хотели показать, насколько необщественный подход недопустим в работе ОДР-овской организации. Надо думать, что многие ОДР, особенно те из них, которые плохо с нами связаны, учтут новый курс, взятый ОДР СССР еще осенью, и приложат все усилия, чтобы изжить наблюдающиеся его извращения.