РАДИО ВСЕМ, №18, 1927 год. Устройство «тонофильтра».

"Радио Всем", №18, сентябрь 1927 год

Устройство «тонофильтра».

С. Б. (Москва)

Громкоговорящий прием обычно не свободен от некоторых искажений. Часто причины такого явления коренятся в плохом качестве трансформаторов низкой частоты, но многое также зависит от надлежащего режима репродуктора. Даже такой удачный во всех отношениях репродуктор, как «Рекорд», при перегрузке начинает хрипеть и передача принимает жесткий неприятный оттенок. Для устранения этих недостатков можно сконструировать маленький приборчик — «Тонофильтр», благодаря которому удается в известной степени отрегулировать характер звука.

Устройство его крайне просто: на маленькой деревянной панели или крышке фанерного ящика располагаются пять постоянных конденсаторов в 1000, 2000, 3000, 4000 и 5000 см и переменное многоомное сопротивление до 5-6 мегом. Последнее делается ввиде круглой бумажной полоски, зачерненной карандашом, по которой движется латунная пружинка. Описания таких переменных мегомов уже неоднократно давались в нашем журнале, поэтому подробно на нем останавливаться не буду. Рекомендую сделать его из старого реостата накала, у которого удалена обмотка. Для того чтобы бумажная полоска от движения пружины не металлизировалась, следует на сопротивление предварительно наложить упругую латунную полоску, которая закрывала бы зачерненную бумагу (черт. 1).

Сопротивление и конденсаторы присоединяются параллельно зажимам репродуктора, причем, по желанию, оба они могут быть выключены и включены вместе или порознь (черт. 2). Для этого конденсаторы присоединены одним концом к общему проводу, идущему к зажиму репродуктора, а другим — к пяти кнопкам коммутатора. В этом же коммутаторе имеется шестая кнопка (холостая); на нее ставится ручка при выключении конденсаторов.

Многоомное сопротивление также имеет выключатель, который может быть, заменен двумя гнездами со штепсельной вилкой с соединенными накоротко ножками.

В каждом отдельном случае, в зависимости от характера передачи и силы, подбирается наивыгоднейшая емкость конденсатора или величина сопротивления. Излишняя емкость несколько «приглушает» звук, но иногда это бывает полезно, особенно, при приеме хоровых номеров на большом усилении.