РАДИО ВСЕМ, №24, 1927 год. ИТОГИ.

"Радио Всем", №24, декабрь 1927 год

ИТОГИ.

"Радио Всем" — отражение жизни ОДР.

ЖУРНАЛ ОДР "Радио Всем" неотделим от работы ОДР в целом. Переходы, изменения в жизни радиолюбительства, его организации — отразились больше всего, сильнее всего в журнале, вокруг которого объединялся и, развиваясь, двигался вперед актив ОДР, втягивая массовика-радиолюбителя. В свою очередь журнал послужил наилучшим средством оживления работы общества, живого обмена мыслей. Вместо циркуляров, канцелярской переписки между отдельными организациями и разбросанной, не организованной переписки вообще, журнал организовал и объединил живую критическую мысль, сделавшись вместе с тем органом пропаганды технических знаний, проникающих все больше и больше в рабоче-крестьянские массы. Как только назревало новое в технике, в организации радио по всем областям, в организации самого радиолюбительства, — оно сейчас же получало отражение на страницах журнала. Например, не так давно пошедшее вперед коротковолновое движение сразу же нашло опору в выделенной специально для этого части журнала — в органе секции коротковолновиков. И не даром в последнее время Президиумом ОДР было принято постановление, что вся остальная работа должна вестись посредством журнала и через журнал; это гарантирует центральную радиолюбительскую организацию от бюрократических извращений; это делает более живым и более массовым то руководство, которое раньше, без регулярно выходящего печатного органа, могло доходить в виде отдельных циркулярных указаний, только к наиболее крупным составным частям организации ОДР, могло быть использовано только небольшой группой, составляющей руководящую ячейку в каждой данной организации.

Регулярность, организованность, рост.

В 1926 году "Радио Всем" нельзя было назвать регулярно выходящим журналом. Не существовало еще группы работников, достаточно сплоченных и объединенных для этого дела. Не было всех условий у центральной организации ОДР, необходимых для постановки издательской работы. Президиуму ОДР и группе активных работников пришлось расчищать поле для дальнейшей деятельности Общества, ликвидируя пережитки кустарной снабженческой организации, исторически пережившей себя. Почти не было подписки, не было прочного тиража журнала; не было уверенности у читателей и в том, что следующий иомер журнала выйдет во время; больше того, не было уверенности, что следующий номер вообще появится на свет. Все же при этих условиях тираж первого номера журнала в 1927 году доходил до 12.000 экз. Постоянное увеличение количества печатаемых экземпляров, привлечение кадра постоянных подписчиков и закрепление розничной продажи больше чем удвоили тираж, и к концу настоящего года он выражается уже в 25000 экз. Каждый из читателей видел, как регулярно стал выходить журнал в этом году. Добиться этого стоило больших усилий, в особенности в первую половину года, так как нужно было не только создать сплоченную группу работников журнала в центре, но и вызвать к жизни радиокорреспондентов на местах. И мы должны подчеркнуть — не для упрека местным организациям ОДР, а для того, чтобы это было учтено и исправлено в настоящем году — что этот тираж был достигнут путем индивидуальной подписки и розницей, идущей через общее русло распространения периодической печати при чрезвычайно слабой работе по распространению журнала ячеек ОДР.

Достаточен ли достигнутый тираж? Он достаточен для того, чтобы журнал мог твердо существовать и регулярно выходить приблизительно в таком же объеме, какой был в 1927 г.; но он недостаточен для того, чтобы расширить и удешевить журнал; он недостаточен при той массе корреспонденций, которая получается сейчас с мест; он недостаточен для расширившегося круга вопросов, на которые нужно дать в журнале ответ, для той многосторонней работы по пропаганде радиотехнических знаний, которая занимает все более видное место на страницах "Радио Всем".

Можно и нужно добиться к середине 1928 года тиража в 50.000 экз., и тогда за ту же, либо меньшую цену, мы получим расширенный и улучшенный по качеству журнал.

Содержание работы "Радио Всем".

ЕСЛИ просмотреть вышедшие за этот год номера журнала, то мы увидим, что, кроме внутренней и зарубежной радиохроники, чем дальше, тем больше начинает преобладать материал технического характера. За год было помещено заметок общего характера — 340 и технического характера — 422. Это понятно: вопросы организационного порядка по всем разделам радиофикации уменьшаются в доле всего журнала потому, что большая организованность и плановость закрепляются по всей радио-жизни с каждым следующим месяцем. Широкие же массы членов ОДР нуждаются в непосредственном руководстве, в расширении технических знаний. Это видно также по размерам и характеру консультации, главным образом, захватывающей вопросы техники, 80% запросов шло из провинции, главным образом, от индивидуальных подписчиков и читателей журналов. Места, совершенно лишенные подготовленной квалифицированной силы, в последнее время буквально заваливают грудами вопросов по технической консультации; ответы на эти вопросы в 60% помещаются в журнале, а в остальной части идут почтой за отсутствием места в нем. За этот период пропущено было около 2, 800 ответов, главным образом, сосредоточенных в вышедших 15-ти номерах "Радио-листка" — приложения к журналу. Тем большее преобладание техники отмечается в коротковолновом приложении, вышедшем за это время в количестве 8-ми номеров. Мы насчитываем к данному времени уже 327 авторов и радио-корреспондентов, принимающих регулярное участие в журнале. Подавляющая часть из них — работники с мест. Чем больше ширится круг авторов и корреспондентов, тем больше мы ощущаем потребность в расширении журнала, так как значительную часть присланного материала редакция, за отсутствием места, не в состоянии поместить на страницах журнала.

Какова читательская масса.

МЫ тщательно просмотрели результаты радио-анкеты, разосланной в середине года. Эти анкеты показывают, что первое место среди читателей занимают рабочие; почти в таком же количестве идут учащиеся, и вслед за ними служащие. Чрезвычайно мало читателей-крестьян. Еще меньше — военнослужащих. Почти совсем нет женщин. По социальному составу мы, следовательно, имеем массовика, использующего непосредственно радио-знания для устройства радио-приборов и обслуживания их. И еще другой признак говорит о том, что журнал имеет основные читательские кадры в массовом радиолюбительстве, рвущегося к знанию: почти 50% читателей, давших анкету — с нисшим образованием. Читатели с общим средним и нисшим образованием составляют всего 81%, причем наибольшая тяга к радио-технике наблюдается в группе с нисшим образованием. Это говорит за то, что необходимо еще больше увеличить пропаганду технических знаний в журнале, частью за счет теоретических статей, но, главным образом, по конструкциям и опытам.

Нужно пробиться в деревню.

ЖУРНАЛОМ все же до сих пор, главным образом, обслуживается город. В необычайно слабой ступени он проник в крестьянство, откуда мы получили всего два десятка анкет. Здесь отражается то, что имеет место по всему развитию радио-установок, по технической грамотности. Если деревня обладает только десятью процентами общего количества приемников, находящихся в Советском союзе, то журнал, очевидно, захватывает еще меньший процент деревенского радиослушателя и радиолюбителя. В этом году должна быть проделана огромная работа для проникновения журнала в деревню, которая в гораздо большей степени, чем город, нуждается в знаниях для того, чтобы не быть беспомощной в отношении громкоговорящих и других радио-установок. Возможно, что для этого придется более широко, чем в текущем году, использовать систему читательских конкурсов, розыгрышей и премий, применявшихся в 1927 году.

Что же дальше?

СТАТЬ на более высокую ступень организованности, плановости развития радиофикации. Дать не только общие указания, но и техническое руководство массовому радиолюбителю. Это не значит, конечно, что нужно исключить это руководство для более подготовленного, квалифицированного радиолюбителя. По коротким волнам, например, нужно все большее увеличение квалификации до вопросов теории включительно; но в основе своей журнал должен быть рассчитан на массового радиолюбителя, растущего, идущего вперед в области радиотехнических знаний, требующего также наиболее четкого представления о том, что делается и что нужно делать по наиболее важным частям радиофикации СССР. "Радио Всем", как журнал ОДР, должен с наибольшей активностью вклиниваться в больные места, особо чувствительные для деревни, касающиеся производства и торговли радио-приборами. Работа Президиума ОДР, руководство радиолюбительским движением должно быть в наибольшей степени увязано через журнал. Общественное мнение всей любительской массы должно в "Радио Всем" получить достаточное отражение. Журнал должен стать тем источником, из которого обшественная советская и партийная печать может черпать материал для радио-уголков в газетах и журналах, может черпать темы для обсуждения общих вопросов радиофикации страны.

Нужна активнейшая работа по подписке и по распространению журнала.

ВСЕ это может быть сделано только в том случае, если широкая масса читателей журнала, все организации и ячейки ОДР будут вести активнейшую работу по обслуживанию журнала корреспонденциями, статьями и по распространению "Радио Всем" не только среди членов ОДР и радиолюбителей, по и среди той массы радиослушателей, которая требует элементарных радиознаний, которая может дать пополнение в радиолюбительские ряды, которая в некоторой части имеет значительные кадры интересующихся техникой радио и ее практическим применением. Журнал с самого начала поставил целью облегчить проникновение радио в массы, быть массовый журналом, осуществляя на деле то, что выражено в его заголовке — названии "Радио Всем".