РАДИО ВСЕМ, №1, 1928 год. ФАКТЫ — ВЕЩЬ УПРЯМАЯ.

"Радио Всем", №1, январь 1928 год

ФАКТЫ — ВЕЩЬ УПРЯМАЯ.

Т. Середкин.

На страницах газеты "Новости радио" с благословения редакции расцвел пышный букет "критических" статей о работе ОДР СССР.

Мы за самую широкую, деловую критику, в том числе и работы Общества друзей радио.

Критика — острое орудие борьбы с недостатками, ошибками и проч. ненормальными явлениями работы, но нужно, во-первых, уметь пользоваться этим орудием, а затем нужно не превращать ее в обывательское злопыхательство, как получается у газеты "Новости радио" и автора статьи "Самый большой громкомолчатель" Б. Савельева.

Автор ухватился за то, что т. Любович в своем докладе, переданном 1 декабря с/г. по радио, открыто признал все недостатки в работе Общества друзей радио. Не ошибается тот, кто ничего не делает, и было бы преступным молчать о недостатках. Чтобы исправить их, — нужно иметь положительную критику. Любович"Не было попыток создать общественное мнение вокруг боевого вопроса радиофикации, о ценах, о качестве радиоаппаратуры", решительно заявляет автор статьи.

Обратимся к фактам. В июле месяце 1927 г. при Наркомторге, по инициативе ОДР СССР, состоялось совещание для обсуждения вопросов политики цен на радиоаппаратуру. В совещании участвовали представители всех заинтересованных производственных, торговых и общественных организаций. В ноябре месяце состоялось совещание при ОДР СССР по обсуждению производственной программы на 1928/29 г. Треста заводов слабого тока. В специальной комиссии, выбранной на этом совещании, производственный план подвергся детальному просмотру и вторично обсуждался на пленуме совещания. В 1926 г., на широком собрании членов московской организации резкой критике подвергся доклад инж. Лебедева, о работе треста.

Не знаем, как это назовет критик из "Новостей радио", мы это называем правильным участием радиообщественности в деле улучшения качества радиоаппаратуры, борьбы за снижение цен и продвижения аппаратуры на широкий потребительский рынок.

ОДР СССР это делало и делает. По нему равняются и местные организации: Уральская, Самарская, Сибирская, Воронежская и др. организации и практикуют то же самое у себя: заслушивают доклады товаропроводящих организаций на советах, на конференциях, вносят свои предложения, намечания и помогают торгово-проводящим организациям налаживать распространение аппаратуры в деревне.

Эта практическая работа нашла свое отражение в периодической и непериодической советской и партийной печати и в органах ОДР СССР печатных и по радио.

"Критик" не составил себе труда познакомиться с фактами и заявляет: "вопросы радиослушания, обсуждения программ не подымались Обществом". Так ли это? Достаточно бегло просмотреть журнал "Радио всем", бюллетень по радио и доклады, переданные по радио, чтобы от этих рассуждений остался лишь пустой звук. ОДР СССР не только создавало и создает критическое мнение вокруг программ широковещания, но оно активно воздействует на радиопечать.

Вспомните широкие собрания членов ОДР, на которых обсуждались доклады редакций "Новости радио" и "Радио всем", где рядовые радиолюбители указывали на ошибки и недостатки нашей радиопрессы.

Кстати заметим, редакция журнала "Радио всем" опубликовала резолюцию собрания по своему докладу, а редакция "Новостей радио" спрятала под сукно. Очевидно, не по нраву пришлись ей замечания радиообщественности, указывающие на безличность, на отсутствие целевой установки газеты "Новости радио".

"Правая рука не знает, что делает левая" (это в большей части относится к редакции "Новостей радио").

Критик пишет: "мы не видим ни радиовыставок, ни демонстраций достижений радиотехники, ни популярных лекций". В этом же номере газеты отдел "По Москве" заполнен материалами работы московского Общества друзей радио. Там и о paдиoвыcтaвкe, о курсах морзистов-слухачей, о курсах радиолю6ителей, о семинариях, о работе консультации и мастерской. Для автора и редакции это покажется неубедительным. Укажем на то обстоятельство, что радиовыставки, консультации организуются ОДР повсеместно: Смоленск, Курск, Вятка, Воронеж, Новосибирск, Тифлис. В Баку ОДР выстроило две радиостанции: коротковолновую и радиовещательную. В Пензе также. Не так давно закончилась радиовыставка в Киеве. К 10-летию Октября проведено по СССР свыше 30 радиовыставок.

"Но вы, ОДР СССР, не организовали выставок" — скажет изворотливый критик. Наш ответ: да, мы не организуем радиовыставок каждый год, так как глубоко убеждены, что каждый год всесоюзные выставки — большая роскошь, хорошо если — раз в два-три года. В 1928 г. Всесоюзная радиовыставка будет проведена.

Не хочется отвечать на клевету, когда автор самодовольно заявляет: "ни демонстраций достижений радиотехники, ни популярных лекций". "Может быть, для вас, уважаемый автор", — ничего, потому, что вы только пишете, а не слушаете ни докладов, ни лекций. ОДР систематически передает популярный курс радиотехники по радио, печатает иллюстрации к лекциям в журналах и газетах. Им выпущено пособие ввиде популярной дешевой библиотечки. Втечение сезона 1926/27 г. проведено свыше 20 докладов по paдиoтexнике для наиболее квалифицированных радиослушателей. Как это все назвать?

Автор критической статьи проявил исключительные способности архивариуса, нанизывая строчку на строчку все заметки, относящиеся к деятельности ОДР, делает ударение на "вопросах радиоучобы, военизации радиолюбительства и многих других".

Если откинуть работу ОДР по проведению радиокурсов, докладов, бесед в ячейках, работу с активом, практику организации мастерских, лабораторий и печать, то останется то, что именно хотел выразить автор, т. е. ничего.

ОДР не организует учебных заведений, но проводит массовую работу по радиотехническому просвещению, содействуя индивидуальному образованию. Вычеркнуть это со страниц работы ОДР никто не сможет.

По выражению автора, "должную оценку у ОДР" нашли короткие волны. Однако и здесь профессиональная привычка (привычка — вторая натура) ругнуть не оставляет его.

Видите ли, "коротковолновики находятся на нелегальном, радиозаячьем положении, так как формальности, связанные с регистрацией, чрезвычайно велики". Это уже не в ОДРовский огород кидайте камешки, Наркомпочтелю об этом скажите. Но, кроме того, нельзя объяснить затруднениями с формальностями большой рост коротковолнового движения.

Очевидно, коротковолновое движение, сеть курсов по изучению азбуки Морзе и курсов азбуки Морзе по радио автор считает работой по военизации радиолюбительства. Поэтому с такой легкостью заявляет, что и здесь ОДР ничего не делает.

С особым жаром набрасывается автор на ОДР СССР за радиоконференцию по радио. Мы уже отмечали в вашем радиобюллетене о срыве слушания в Москве. Подобное явление возможно и в других местах, так как конференция по радио проводилась впервые, и было бы, конечно, опрометчиво заявлять во всеуслышание о "срыве" вообще. Мы имеем сообщения от целого ряда организаций об успехе конференции по радио и резолюции, сейчас прорабатываемые.

Нам нужна здоровая критика, нужны деловые указания, учет ошибок, а не ругань, не обывательское злопыхательство. Критиковать общественность может лишь тот, кто знает ее, автор же статьи проявляет исключительную неосведомленность в этой области.