РАДИО ВСЕМ, №2, 1928 год. КТО ВИНОВАТ.

"Радио Всем", №2, январь 1928 год

КТО ВИНОВАТ.

(Отклики на статью т. Русина.)

"Госшвеймашина плохо снабжает губернию радио-товарами" (газ. "Нижегородская Коммуна").

"В магазинах Госшвеймашины наблюдался небывалый наплыв радиолюбителей. Однако, из-за отсутствия многих радиодеталей спрос не мог быть удовлетворен полностью" (газ. "Вечерняя Москва").

"В депо Госшвеймашины нет ламп, батарей и прочих деталей" (заявление Смоленского Губ. ОДР).

"Посодействуйте нам в высылке батарей от Госшвеймашины, выписанных еще в сентябре месяце" (из письма Воронежской ячейки ОДР).

"Так торговать нельзя. Не нужно бояться затоваривания, нужно учитывать потребности рынка!" (письмо из Барнаула).

"Заказы организаций ОДР и ячеек не выполняются, громкоговорящие установки в деревне молчат, ячейки обращаются к нам за содействием. В магазине Госшвеймашины отсутствуют конденсаторы переменные и постоянные, клеммы, штепсельные гнезда, проволока и т. п." (нз письма Сиб. ОДР).

Этих 5—6 заметок в две строки достаточно, чтобы убедиться, как плохо обстоит дело с удовлетворением потребности в радиодеталях.

Сотни газетных вырезок и писем каждый день приносят все новые и новые "суровые ругательства" по адресу Госшвеймашнны.

Иначе не может быть. Терпению радиолюбителей, ячеек ОДР приходит конец, и они законно высказывают в печати и письмах свое возмущение. Они не вдаются во все тонкости радиоснабженчества. Для них понятно, что все зло от Госшвеймашины, которая монополизировала в своих руках все распространение радиоаппаратуры и деталей и "не может" справиться с делом.

Но стоит немного поглубже всмотреться в сущность вещей, чтобы уяснить настоящее положение дела радиоснабжения, а также убедиться в том, что трест Госшвеймашина находится нисколько не в лучшем, а, наоборот, в худшем положении, чем радиолюбители.

Далеко ходить за фактами не приходится. Статья т. Русина (№ 1 журнала "Радио всем") проливает свет на дело снабжения радиоаппаратурой. Только 44,7% заказов на радиоаппаратуру выполнено Трестом заводов слабого тока, 86% — Аккумуляторным трестом и 67% — заводом Мэмза.

Что это значит? Это значит, что Госшвеймашина, не дополучая от производственных организаций радиоаппаратуру и детали, не может удовлетворить спроса рынка и вынуждена принимать удары радиообщественности на себя, прикрывая собой главного виновника. Виновник этот — радиопромышленность.

Мы вынуждены сделать маленькое отступление от основного вопроса.

В январе 1926 г. инж. В. Лебедев на собрании московской организации ОДР сделал сообщение о работе Треста заводов слабого тока. В докладе он набросал радужные картины будущего года и дал много обещаний. Пожалуй, только этим он смог смягчить критику со стороны низового потребителя, которая все же была достаточно резкой, но которая не дошла до сознания тех, кому следовало бы к ней прислушаться.

В связи с кампанией за снижение цен на радиоаппаратуру была сделана попытка проверить исполнение обещаний Треста. К сожалению, производственные планы Треста не были вынесены на суд широкой общественности, очевидно, из боязни еще более резкой критики. Доклад т. Довженко был заслушан на узком междуведомственном совещании. Таким образом, после февраля 1926 г. прошло почти два года, а положение на радио-рынке не улучшилось, а ухудшилось. Благодаря росту спроса, производственный эффект дал менее ощутительный результат, чем недостатки.

В данное время основным вопросом необходимо признать — вопрос развертывания радиопромышленности на основе полного удовлетворения спроса рынка в соответствии с планом развития радиофикации.

В связи с тем, что в руководящих партийных кругах сделан еще более резкий поворот в пользу радио, необходимо, не откладывая дела в дальний ящик, вопросы радиопромышленности поставить во всей широте и добиться положительного разрешения их. Необходимо радиопромышленность подтянуть к ВСНХ, поставив перед ним задачу развернуть ее до пределов удовлетворения потребности, добиться ее реорганизации, изжить кустарничество, которое до сих пор еще процветает.

Полумерами делу помочь нельзя. Рост радио может продолжаться лишь при условии выработки хорошей по качеству и дешевой по цене радиоаппаратуры. Если этого не будет, мы будем принуждены довольствоваться наличием нескольких сот тысяч приемных станций. В то время, как при наших пространствах и многомиллионном населении наша задача в ближайшие годы количество приемных станций довести до миллиона и больше, если мы всерьез хотим увеличить аудиторию, хотим превратить радио в рычаг культуры.

Не ослабляя ни на минуту участия общественности в налаживании торговли радиоаппаратурой, необходимо сейчас же протрубить во всеуслышание о недостатках радиопромышленности и добиться резкого поворота в сторону их изживания. Если перспективы радиофикации требуют постройки новых заводов, новых фабрик, то об этом надо говорить сейчас.