РАДИО ВСЕМ, №3, 1928 год. О радиовещании и радиодиспуте.

"Радио Всем", №3, февраль 1928 год

О радиовещании и радиодиспуте.

Волею обстоятельств — 17 сего января радиолюбители Советского союза наконец-то были приобщены через станции им. Попова и Коминтерна к диспуту о радиовещании, происходившем в Политехническом музее г. Москвы.

Правда, еще утром никто из рядовых радиолюбителей не знал и не надеялся на такую передачу и вдруг "вышла амнистия" от "Радиопередачи": "Пиковая Дама" заменяется трансляцией "Диспута о радиовещании из Политехнического музея".

Придерживаясь, повидимому, русской пословицы, что "сапожник сам всегда без сапог", до сего времени у нас практиковалось передавать всевозможные диспуты и заседания, только отнюдь не касающиеся вопросов радио и радиовещания. Радиолюбитель оставался всегда "в потемках" и только частично посвящался в радиовопросы нашей радиопечатью. Ни одного собрания коротковолновиков, ни одного совещания по вопросам радио — по радио не передавалось. И вот вдруг такое неожиданное и положительное разрешение вопроса. Нельзя этого не отметить и не приветствовать. Быть в курсе своего любимого дела, по возможности участвовать в нем и приносить посильную помощь и пользу — это дело каждого активного радиолюбителя. А потому надо, чтобы и впредь все диспуты и заседания по вопросам радио непременно транслировались по радио, ибо надо помнить, что не все, желающие быть на диспуте или заседании, могут это осуществить.

Затронув тему диспута о радиовещании, передававшегося по трансляции из политехнического музея через московские станции, нельзя пройти молчанием мимо вопросов, затронутых на диспуте т. В. Блюмом. Один из них — это о трансляциях концертов из Колонного зала Дома союзов, в которых, по свойственному ему "пaникepcтву", т. Блюм "усмотрел" великую "опасность" для нравственности радиолюбителей. Опять, как и во времена травли против трасляций опер по радио (трансляция оперы "организована"), т. Блюм устанавливает свою "тяжелую артиллерию" и начинает "громить". Извлекается на свет божий вся старая ориентация из громкокричащих и "современных" фраз и слов и о "мелкобуржуазном уклоне", о "мещанстве" и даже "халтуре". Оказывается, что и вечера, устраиваемые профорганизациями для членов различных съездов, носят "нездоровый мелкобуржуазный уклон". Видите, как? Правда, в дальнейшей своей обличительной речи т. Блюм оговаривается, что не следует также транслировать по радио вечера "с гармошкой и балалайкой", ибо что про них "скажет княгиня Марья Алексеевна". Ведь "заграница-то осудит".

Нет, т. Блюм. Этого мы-то во всяком случае не боимся. Вы хотя и "квалифицированный" радиослушатель, по вашим же словам, но все же ваши положения не выдерживают критики и в корне неверны, ибо что, примерно говоря, мы слышим в вечерах транслируемых из Дома союзов? Да те же арии из опер, те же частушки, те же рассказы и ту же скрипку и рояль, которые мы слышим повседневно из студий ваших радиостанций и разве с той лишь разницей, что в Колонном зале обыкновенно эти номера исполняются лучшими артистами Республики. Откуда, кроме как Колонного зала Дома союзов, радиослушатель может слышать выступления народной артистки Барсовой, артиста И. Ильинского и т. д. и т. п. Так в чем же видимая т. Блюмом "опасность"? Где же оправдание всем тем трескучим словам, которыми "открыл огонь" т. Блюм по Колонному залу, по гармонии и по балалайке?

И вот невольно напрашивается вывод: "Да, прав т. Блюм что... он не подготовился к диспуту и что ему пришлось говорить только ради того... чтобы вообще что-либо сказать. Два дня, по словам т. Блюма, его искали, чтобы предупредить о предстоящем диспуте, и нашли его лишь за полчаса до начала диспута. А жалко, что нашли. Товарищи, радиослушатели. А вы как думаете?..

Радиолюбитель В. Платонов.