РАДИО ВСЕМ, №4, 1928 год. Прием на осветительную сеть.

"Радио Всем", №4, февраль 1928 год

Прием на осветительную сеть.

В № 20 «Радио Всем» за прошлый год мы предложили нашим читателям-экспериментаторам произвести простейшие опыты приема на осветительную сеть для выяснения наивыгоднейших условий приема. В этом номере журнала мы уже имеем возможность привести некоторые результаты, полученные экспериментаторами с детекторными приемниками, включенными в осветительную сеть.

Очень интересную и большую работу произвел В. А. Кузьмин (Москва). Он сообщает нам следующее о своих опытах1).

«Начиная с февраля месяца с. г. и до настоящего времени я занимался опытами с детекторным приемником, преследуя цель получить через осветительную сеть громкоговорящий прием мощной станции им. Коминтерна и ст. им. Попова. Живу я в Москве, недалеко от Болота и имею, таким образом, станцию Комингерна, на расстоянии 1½ км и ст. им. Попова. 4—5 км.

Испытания производились с простыми и сложными схемами на целом ряде приемников как изготовленных мной самим так и фабричного производства, в разных частях города. Эта работа дала возможность накопить некоторый опыт и сделать в этом направлении более или менее конкретные выводы, которыми я и решил поделиться на страницах настоящего журнала.

Испытания производились со схемами, показанными на рисунках 1, 2, 3 и, кроме того, на приемниках по схемам: т. Боголепова (жур. «Р. В.» № 4), тов. Постникова («Р. В.» № 11), «Радиолюбитель», П—4, ЛДВ—5, приемники типа «Кристалл Пирита» (газ. Н. Р.), приемники т. Бронштейна («Р. В.» № 19), приемники с карборундовым детектором по схеме Чеснокова (газ. Н. Р. № 18) и т. д.

Результаты слышимости на телефон через осветительную сеть моей квартиры на все вышеперечисленные схемы, за исключением ЛДВ—5, были вполне удовлетворительны, а по схеме рис. 3 с кристаллическим ультра-детектором тов. Тархова («Р. В.» №19) при паре гален-медь, включенный «лилипут» дал громкий и чистый прием ст. им. Коминтерна и несколько слабее ст. им. Попова на комнату в 4 кв. сажени.

Эта же схемы, испробованные в других частях города, давали не везде одинаковые результаты.

Отыскивая причины получающейся разницы, мною было обращено внимание на проводку осветительной сети, вернее, на ввод осветительных проводов от главной магистрали и дальнейшее их следование в каждом отдельном случае, в результате чего оказалось:

1) в тех домах, где ввод осветительных проводов подземный — слышимость слабая;

2) в домах, где ввод проводов воздушный — слышимость очень хорошая;

3) в двух или нескольких домах пользующихся одним подземным вводом и соединенных между собой воздушной проводкой (на высоте даже второго этажа) — слышимость вполне удовлетворительная для всех домов.

В отношении радиостанций, каждой в отдельности, независимо от мощности станции, в первую очередь лучше слышна ближайшая станция и, во вторую очередь, дальше отстоящая.

Острота настройки, так же как и при антенне, зависит от приемника — чем совершеннее схема и средство отстройки, тем легче устранение мешающего действия других станций.

Приемники включались через конденсатор емкостью 750 см при заземлении через водопроводные трубы.

Сравнивая силу слышимости на осветительную сеть (при условиях проводки, указанных во втором и третьем случае) со слышимостью на антенну, последняя не только не превосходит, но в некоторых случаях даже уступает осветительной сети.

Случаев мешающего действия проводов сети не наблюдалось».

Такие же приблизительно результаты с приемом на осветительную сеть получил т. Д. Кузнецов (Москва), он пишет:

«Я экспериментировал с целым рядом схем и пришел к заключению, что схема приемника с переменной индуктивной связью, дает наиболее благоприятные результаты. Приводимая на рисунке 4 схема собрана из следующих деталей: La, Lб — сменные сотовые катушки, Са = 750 см., Сб — воздушный переменный конденсатор (макс. емкость 750 см). Телефон трестовский.

Прием велся на осветительную сеть, причем провода ее подвешены на высоте 7 м, на расстоянии 12 м. Схема дает достаточно острую отстройку и позволяет вести прием московских станций без взаимного мешания их. Прием получается громкий, чистый; ток сети на приемке не отражается. Включение блокировочного конденсатора постоянной емкости в 1000 см ощутительных результатов не давало».

Интересные опыты с осветительной сетью произвел в Эривани т. М. Айвазьян. Он производил прием на приемник по простой схеме, причем заметил, что включение двух предохранительных конденсаторов — одного перед приемником, а другого после приемника — значительно улучшает прием. Улучшение получается не только в смысле громкости, но и в смысле более легкого подбора нужных конденсаторов. По этой схеме был осуществлен прием местной радиовещательной станции и телеграфной Тифлисской станции.

Приведенные результаты очень малочисленны, и, конечно, на основании их трудно сделать какие-либо обобщающие выводы, но мы надеемся, что дальнейшие работы радиолюбителей-экспериментаторов дадут возможность составить правильное представление о приеме на осветительную сеть во всяких условиях приема.


1) Заметка получена в редакции 8 ноября 1927 г.