РАДИО ВСЕМ, №5, 1928 год. ДЕТЕКТОРНЫЙ ПРИЕМНИК-ВОЛНОМЕР.

"Радио Всем", №5, март 1928 год

ДЕТЕКТОРНЫЙ ПРИЕМНИК-ВОЛНОМЕР.

Г. Я. Фридман.

Описываемый ниже, сконструированный мною приемник-волномер, на диапазон волн от 200 до 1 900 м, вследствие отсутствия в нем переменного конденсатора и сменных катушек, является вполне доступным для малоимущего радиолюбителя; по своей конструкции волномер не сложнее детекторного приемника и при тщательном выполнении дает совершенно достаточную для радиолюбительских целей точность измерения и постоянство градуировки.

Схема.

Колебательный контур волномера (рис. 1) состоит из переменной самоиндукции и конденсаторов постоянной емкости. В качестве переменной самоиндукции применен вариометр, состоящий из трех последовательно-соединенных цилиндрических, однослойных катушек, из коих катушки L1 и L2 неподвижные и имеют противоположное направление витков, а катушка L3 подвижная, с направлением витков одинаковым с катушкой L1. Подвижная катушка, выдвигаясь из одной неподвижной катушки, вдвигается в другую и наоборот и таким образом осуществляется весьма плавное изменение самоиндукции в довольно широких пределах. Катушка L1 служит одновременно для индуктивной связи с измеряемым контуром. Постоянных конденсаторов для перекрытия диапазона от 200 до 1 900 метров потребовалось 4. Волномер может быть также использован в качестве детекторного приемника, для чего в схему введены клеммы А и 3 и контакт 0.

Детали.

Для изготовления приемника-волномера требуются следующие материалы:

Провода марки ПБД 0,5 мм. 100 гр.Р.0—80
Ползунков — 1 шт.""—40
Контактов — 7 шт.""—56
Гнезд — 4 шт.""—48
Клемм — 2 шт.""—40
Постоянных конденс. — 4 шт.""—44
Гибкого проводника — 0,5 м.""—07
Жесткого провода 1,5 мм — длинною 1,5 м.""—23
Кусок фанеры для ящика""
Кусок картона для катушек""

ИтогоРуб.3—38

Подвижная катушка.

Для намотки катушки L3 склеивают из тонкого плотного картона цилиндр диаметром 45 мм и длиною 70 мм. Отступив от края 3—4 мм, наматывают 60 витков провода ПБД 0,5, по возможнооти ровно и плотно виток к витку. Оба конца обмотки пропускают сквозь отверстия во внутрь цилиндра и вытаскивают на одну какую-либо сторону. Для того, чтобы обмотка не расползалась, наклеивают по концам цилиндра бортики из полоски картона шириною в 3 мм. Чтобы катушка могла плавно двигаться внутри неподвижных катушек и в то же время не портилась изоляция, ее снабжают двумя донышками; (рис. 2А). Последние изготовлены из двух оклеенных фанерных кружочков, причем диаметр одного из них (d1) равен внутреннему диаметру катушки, а второго (d2) — на 1 мм больше наружного диаметра катушки вместе с намоткой. Кружки большого диаметра должны быть по окружности гладко отшлифованы. В одном из донышек проделывают два круглых отверстия, в которых устанавливаются два контакта и одно прямоугольное отверстие 10х5 мм для укрепления движка. Оба конца намотки поджимаются под головки контактов и донышки приклеиваются столярный клеем к концам катушки, а катушка покрывается шелаком. Под гайки обоих контактов подводятся мягкие проводнички длиною 13—15 см. Готовая катушка изображена на рис. 2—В. Движок изготовлен по рисунку 2—С из фанерной дощечки, шириною 20 мм и длиною 200 мм, хотя до окончательной сборки лучше припустить немного в длину.

Неподвижные катушки.

Катушки L1 и L2 намотаны на один общий цилиндр. Последний должен быть изготовлен такого диаметра, чтобы катушка L3 могла свободно двигаться в ней при минимальном зазоре. Длина цилиндра 170 мм. Отступя от края 4 мм, наматывают 50 витков проводов 0,5 в том же направлении, в каком была сделана намотка катушки L3, — это будет катушка L1. Укрепив провод, но не обрывая его и отступив на 60 мм, наматывают еще 50 витков в обратном направлении, — это будет катушка L2. (Рис. 5.) Укрепление концов и середины этой двойной катушки следует производить лучше всего, пришиванием их ниткой, но отнюдь не продеванием их сквозь проделанные в цилиндре отверстия, так как это мешало бы двигаться катушке L3. По концам намотки также наклеиваются бортики и катушка прошелачивается как снаружи, так и внутри.

Сборка вариометра сводится к тому, что подвижная катушка вкладывается в неподвижные и мягкий проводничок, идущий от начала катушки L3 соединяется (припаиванием) с концом катушки L2.

Конденсаторы.

Конденсаторы постоянной емкости должны быть очень прочные, так как от них главным образом зависит постоянство градуировки волномера. Емкость конденсаторов следующая:

С1 =70см
С2 =200""
С3 =550""
С4 =1700""

Ящик.

Для сборки волномера необходим фанерный ящик внутренних размеров 190х80х65 мм. Для удобства сборки крышка и дно должны быть на винтах. В углах ящика, для крепости, вклеиваются деревянные планочки, сечением 10х10 мм и длиною 65 мм (рис. 3). На одном конце ящика, в центре, выпиливается круглое отверстие диаметром, равным наружному диаметру катушки L1, а на другом конце — прямоугольное отверстие 20х5 мм для движка. Около этого отверстия приклеивается или привинчивается деревянный указатель (рис. 6).

Монтаж.

Гнезда, клеммы, ползунок, контакты и конденсаторы располагаются на крышке ящика и соединяются жестким монтажным проводом согласно рис. 4. Конденсаторы для наглядности изображены лежащими в одной плоскости с крышкой, в действительности же они устанавливаются вертикально. На крышке кроме того устанавливается (на винтах или на клею) колодочка с полукруглым вырезом по диаметру катушки. Ширина колодки около 20 мм. К ее концам приклеивают две картонные ленты, коими впоследствии притягивается и укрепляется катушка.

Готовый вариометр вставляется в круглое отверстие ящика, пропустив вставленный в подвижную катушку движок, сквозь противоположное отверстие. Для удобства оперирования с волномером, конец вариометра длиною в 30 мм должен торчать из ящика. Начало катушки L1 пропускают сквозь небольшое отверстие во внутрь ящика. Далее, держа ящик с вариометром над смонтированной крышкой, поджимают начало катушки L1 под клемму А, а гибкий проводничок, идущий от конца катушки L3 — под гайку ползунка П, после чего привинчивают крышку и приклеивают картонные ленты к катушке, так чтобы последняя плотно держалась.

Остается сделать деления на движке. Для этого отмечают на нем против указателя, крайние положения подвижной катушки, вынимают его и делят расстояние между сделанными отметками, которое будет равно около 100 мм на 50 или 100 равных частей. После этого наносят деления чертежной тушью и движок водворяют на место, предварительно смазав конец столярным клеем, дабы этот конец, вставленный в отверстие подвижной катушки, крепко приклеился. На нижней стороне движка приклеевают ограничители, ограничивающие его движение и, следовательно, движение катушки L3. Торчащий конец вариометра оклеивают чертежной бумагой, окрашивают тушью в черный цвет и покрывают шеллаком.

Проверка и градуировка приемника волномера.

Правильность монтажа волномера можно проверить, включив его в антенну в качестве детекторного приемника; в этом случае он должен дать прием близких станций. Если ближайшая станция расположена далеко и принимается лишь на ламповый приемник, то волномер со включенным детектором и телефоном, связывают индуктивно и настраивают в резонанс с настроенным на ближайшую станцию ламповым приемником, при этом должна быть слышна передача.

Далее следует проверить правильность включения катушки L3. Эта катушка, как сказано выше, должна быть включена так, чтобы вариометр давал максимальную самоиндукцию при вдвинутом движке. В противном случае, измеряемый контур будет индуктировать в катушки L1 и L3 (при вдвинутом положении движка) токи противоположного направления и волномер окажется мало чувствительным. Если намотка катушек и сборка волномера произведена согласно данного выше описания, то вышеизложенное требование будет удовлетворено.

Градуировку волномера можно произвести либо по волномеру-эталону, в радиолаборатории, либо по заграничным станциям, длины волн коих известны, если число этих станций, принимаемых радиолюбителем, достаточно велико, — порядка 15—20 минимум. Градуировку по дальним станциям можно производить двумя способами. Первый способ, менее точный и более удобный заключается в том, что волномер со включенным детектором и телефоном подносят к приемнику так, чтобы их катушки были параллельны, и, слушая в телефон волномера, настраивают последний до наибольшей громкости. Затем постепенно удаляют волномер от приемника до тех пор, пока станция будет слышна лишь на протяжении одного—двух делений шкалы. Длину волны принятой станции, положение переключателя П и положение движка записывают и, когда количество измеренных таким образом станций достигнет достаточного количества, приступают к вычерчиванию кривой (рис. 7).

Второй способ, — способ поглощения, более точен, но менее удобен, так как требует более тесного сближения катушек и не всякая конструкция приемника это допускает, в особенности приемники промышленного типа. Настроившись на дальнюю станцию и слушая в телефон приемника передачу, приближают к катушке приемника волномер (на этот раз без детектора и телефона) и настраивают его до пропадания слышимости, что очевидно будет соответствовать резонансу.

Кривые, вычерченные обоими указанными способами, несколько не совпадают, поэтому для измерений градуированным волномером следует пользоваться тем способом, которым пользовались при градуировке. Если при градуировке волномера окажется, что одна кривая не перекрывает другую, т. е., что максимальная волна волномера при конденсаторе С1 меньше, чем минимальная при конденсаторе С2 и т. д., то следует искать неточности в емкостях взятых конденсаторов. Вычерчивание кривых градуировки волномера лучше всего производить на миллиметровой бумаге в крупном масштабе.