РАДИО ВСЕМ, №6, 1928 год. ТАМ, ГДЕ ПРАВИТ КАПИТАЛ.

"Радио Всем", №6, март 1928 год

ТАМ, ГДЕ ПРАВИТ КАПИТАЛ.

(РАБОЧЕЕ РАДИОЛЮБИТЕЛЬСТВО НА ЗАПАДЕ)

УСЛОВИЯ развития рабочего радиолюбительства в буржуазных странах так же тяжелы, как и общие условия классового развития и организации пролетариата.

Капитализм усиливает технику своего вооружения по всей линии, в том числе и в области радио. Естественно, что он не хочет допустить вооружения пролетариата одним из сильнейших средств непосредственной связи между рабочими различных стран и между различными группами рабочих внутри каждого из буржуазных государств.

Иногда бросаются слова о радио, как о культурной ценности, о его аполитичности, но это делается лишь для того, чтобы прикрыть действительные намерения, чтобы заставить пролетариев распылиться по различным буржуазным радио-обществам и оказаться в плену у враждебного класса обезоруженным. И также, как во всей политической борьбе, выступают на стороне буржуазии желтые "социалисты", пытаясь обезвредить рабочее радиолюбительство от "коммунистических идей", пытаясь взять его под влияние и руководство II Интернационала, пытаясь вытравить из пролетарских радио-организаций все, что направлено к классовой борьбе.

Советскому радиолюбителю нужно не только знать все, что касается организации рабочего радиолюбителя на Западе и Востоке, но и помогать ему своим содействием, советом, установлением регулярных связей. Одновременно нужно быть знакомым с каждым шагом классовых врагов, с размерами и формами готовящегося радио-вооружения буржуазии.

Размеры рабочих радио-союзов.

В ЗАПАДНОЙ Европе они не велики. Число членов в них около 25 000, при чем основная по численности группа находится в Германии. По размерам все рабочие радио-союзы уступают не только СССР, но и многочисленным буржуазным радио-организациям под различными названиями, где имеется несколько десятков тысяч участников, не говоря уже об объединениях радиослушателей, "радио-критиков" и других разновидностей радио-организаций, включающих, главным образом, буржуазные круги.

Но суть сейчас не в размерах, а в том, чтобы рабочие радио-союзы хотя бы и небольшим, но крепким пролетарским ядром обеспечивали классовую выдержанность рабочего радиолюбительства, обеспечили бы его как от прямого буржуазного натиска, так и прикрытого социал-лакеями влияния буржуазии. В последний год в особенности идет все более обостряющаяся борьба классового сознательного пролетарского ядра против захвата руководства рабочими радио-союзами желтым интернационалом. В этой борьбе прежде всего выступает ряд организаций германских рабочих радио-союзов.

В конце марта этого года предполагается созыв 4-й Всегерманской конференции рабочих радио-клубов с вероятным участием "гостей", в числе которых, как было на предварительной конференции по созданию международного рабочего радио-объединения, окажутся вожди Амстердамского и II Интернационала. Здесь, очевидно, произойдет резкое столкновение течений с одной стороны организаций и группой лиц, находящихся под влиянием желтых "социалистов", а с другой — ведущих линию классовой борьбы, примыкающих к коммунистической группе рабочих радио-клубов. Поэтому просмотрим сначала всю обстановку, складывающуюся в Германии вокруг рабочего радиолюбительства.

Ни с места..

ПОВЕЛИТЕЛЬНО диктует германская буржуазия свои условия рабочему радиолюбителю. Один из примечательных случаев хорошо поясняет эти условия.

На Всегерманской радио-выставке, бывшей в прошлом году, берлинским рабочим радиолюбителям была дана маленькая захудалая комнатушка для их экспонатов. В углу этой комнаты берлинские товарищи вывесили два плаката: "мы требуем понижения абонементной платы и влияния на программы передач" и второй — "да будет радиовещание трибуной пролетариата". Первый плакат был просто снят администрацией радио-выставки, а на втором та же администрация потребовала поставить вместо слова "пролетариата" — "народа".

Характерно, что в это же время социал-демократы восхищались "милым" отношением буржуа и генеральщины к рабочему радиолюбительству.

Рабочие радио-клубы в Германии

СЕЙЧАС находятся под руководством социал-демократов, проповедующих и в области радио классовое "сотрудничество". В марте 1927 г. на III Всегерманской конференции большинством в два голоса прошел нынешиий президиум, в котором остался только один коммунист, тогда как до того времени коммунистическое влияние было преобладающим. Но в ряде местных организаций, начиная с Берлинской и Лейпцигской, среди рядовой массы членов радио-клубов коммунистическое влияние значительно.

Размеры всей организации Г.Р.Р.К.: 180 местных отделений, включающих до 10 000 членов. Выпускается журнал "Дер Нейе Рундфунк", в котором, однако, помещаются в большинстве программы Европейских радиостанций. Это не боевой орган рабочего радиолюбительства, а хилое дитя соглашателей, находящихся у руля руководства.

В тех местах, где организации меньше связаны леденящим влияниям социал-демократов (Лейпциг, Штуттгарт), проводится активная работа по борьбе за улучшение программ радиовещания, создаются рабочие "внепартийные" программные комиссии, а в Берлине проводится блок со "свободомыслящими" для нажима на улучшение программ и предоставления радиовещательными станциями "рабочего часа".

Но основной уклон в работе радио-клубов — ознакомление с техникой радио. Одностороннее углубление в технику и отсутствие в большинстве случаев подлинного классового руководства (на это социал-демократы неспособны по своей природе) создает большой отрыв от других рабочих организаций, связь с которыми могла бы поднять радио-клубы над захлестывающей их социал-демократической обывательщиной.

На интенсивность борьбы за пролетарское радио влияет также распространенный среди некоторых групп рабочих радиолюбителей взгляд, что эта борьба совершенно бесполезна в условиях буржуазного государства. Мы знаем, по примеру СССР, что только власть рабочего класса может обеспечить использование пролетариатом всех достижений техники, культуры; но в свою очередь развитие классовой борьбы в буржуазных странах по каждому участку экономики, культуры облегчает достижение победы, организует рабочий класс.

Значение борьбы за идейное руководство в рабочем радио-движении хорошо понимают верные соратники буржуазии. Смысл их речей:

"Всякая веревочка пригодится"...

ДЛЯ ТОГО, чтобы держать пролетариат на поводу у соглашателей. Так, например, желтый социалист Грассман — представитель Амстердамского интернационала — сказал в приветственном слове международной конференции по созданию рабочего радио-интернацнонала:

"В борьбе за овладение массами Амстердамский интернационал в будущем должен будет всемерно использовать в своей работе радио и радиолюбительское движение. Он должен будет в сети профсоюзов иметь радиолюбительские организации. Он должен будет максимально поддерживать существующие рабочие радио-клубы во всех странах. Он должен будет взять под свое непосредственное идейное руководство это полезное орудие влияния на массы"...

Профсоюзы, входящие в Амстердамский интернационал, пользуются гораздо большей возможностью использования радио, в особенности в Голландии. Но эта возможность им милостиво дается буржуазией "постольку—поскольку" они не нарушают линии "гражданского мира". Поэтому в Германии профсоюзы по видимости усилили интерес к рабочим радио-клубам, наметили представительство двух членов в президиум правления, но никакого участия в борьбе за рабочее радиовещание не принимают, говоря, что не стоит-де заниматься борьбой с реакционными широковещательными обществами, ибо их "не перевоспитаешь". Как будто можно "перевоспитать" буржуа или социал-соглашателя. Методы убеждения в отношении тех и других бесполезны. Это будет дальше понято частью заблуждающихся членов рабочих радио—союзов.

Социал - демократы отвлекают рабочих от борьбы за радио.

В ГЕРМАНИИ С.-Д. связывают себя гораздо больше с буржуазными организациями нежели с рабочими радио-союзами. Они "представительствуют" в "культурном Совете" радиовещательных обществ, подменяя этим борьбу с буржуазным радиовещанием; они опираются на "Социалистический культурный союз", якобы представляющий интересы рабочих в радиовещании.

Но о чем социал-демократы заботятся — по настоящему — это о захвате руководящих постов в правлениях рабочих Союзов, чтобы вести это движение на тормозах.

В Дании, где рабочее радио-движение началось в 1926 году, на учредительном собрании в Копенгагене прошло 3 коммуниста из 7 членов правления. Коммунистическая газета "Арбайтербладет" положила инициативу в создание рабочего радио-союза. А затем с.-д. хватились и на учредительном датском съезде (февраль 1927 г.) в правление провели большинство с.-д. От коммунистов прошел только один. В результате проводится "политический нейтралитет", против которого не без успеха борются коммунисты под лозунгом "за конечную цель — радио только для рабочих". Датская организация, насчитывающая 60 местных групп и около 5.000 членов, ведет, главным образом, обсуждение программ.

В Бельгии, где рабочие радио-клубы находятся под покровительстном "рабочей партии" ("социалисты его величества"), работа замкнута в узкую технику, несмотря на кажущуюся возможность развернуть ее широко по линии политического воспитания. В результате от всего богатства радиовещательных станций, огромных программ, переполненных религиозными номерами,

рабочий класс Запада получает ломаный грош.

В ГЕРМАНИИ пролетарские художники и писатели места в радиовещании не имеют. Самый большой "громкоговоритель" — пастор. Для рабочих передач отводится время в 2 часа дня, когда никто слушать не может. В Чехословакии на программу "для рабочих" дается по будням четверть часа, а по воскресеньям целый час после обеда (когда все отдыхают и спят). Абонементная плата высока, непосильна для рабочих (в Германии 2 марки (1 руб.) в месяц). Вот каковы результаты для рабочих, которые вынуждены быть лишь пассивными слушателями буржуазиых передач — вынуждены, так как хочется все же послушать музыку, услышать газетные новости. Соглашатели отдают рабочих в области радио в плен буржуазии.

А классовый враг производит радио-вооружение.

В БЕЛЬГИИ фашистские радио-организации имеют целую сеть нелегальных коротковолновых станций. Им все дозволено. В Германии раскинута широко сеть буржуазных радиосоюзов. (Их насчитывается до 30.) Наиболее крупные, насчитывающие по 15—20 тысяч членов каждый — это фашистские так называемые "технические союзы", обладающие развитой сетью коротковолновых радиостанций, совершенно запрещенные для рабочих. Радио-союзы "Зендуиг" и "Функтехнишер фербанд" представляют собой военную организацию контрреволюции.

Между двумя силами — активными буржуазными радиолюбителями, пользующимися всей поддержкой капиталистического государства и нарастающим рабочим активом, стремящимся к использованию радио в интересах пролетариата, стоят различные объединения.

"Радиопутаники".

ЭТО мелко-буржуазные элементы, организованные в "государственном союзе радио-слушателей". В программе его — требования понижения платы, составление программ с участием слушателей. Но ни одного момента борьбы за эти требования, конечно не может быть включено в реальную программу этой межеумочной организации.

Радио — для рабочего класса

КАК пособие в классовом воспитании, как оружие в классовой борьбе. Борьба за него, как и вся борьба за господство пролетариата, будет тяжелой. Она закончится только тогда, когда власть рабочего класса даст не только четверть часа или час для рабочего радио, но и все время, все станции, всю систему техники, посредством которой пролетариат подвинет вперед развитие культуры. А сейчас необходимо советскому радиолюбителю больше знать о зарубежных пролетарских товарищах, больше осведомить их о том, как идет вперед развитие советского радио-строительства, радио-вещания, как растут, совершенствуются в радио-технике и различных ее применениях трудящиеся Советского союза.