РАДИО ВСЕМ, №7, 1928 год. ПОБЕЖДАЕМ ПРОСТРАНСТВО

"Радио Всем", №7, апрель 1928 год

ПОБЕЖДАЕМ ПРОСТРАНСТВО.

Двухнедельник коротких волн начат успешно.

КОРОТКОВОЛНОВИКИ ВЫХОДЯТ НА ПРАКТИКУ, ОДЕРЖИВАЮТ ПОБЕДЫ НАД ПРОСТРАНСТВОМ.

Советская общественность (Осоавиахим, ОДР) действует дружно.

ЛЕНИНСКИЙ КОМСОМОЛ ВЫДВИГАЕТ АКТИВ радистов.

Коротковолновики начинают сдавать зачеты первого года организации и учобы, идут на практическую работу. Организованный ОДР и "Комсомольской правдой" двухнедельник коротких волн дал в первые же дни огромный результат. Комсомолец т. Липманов и пилот т. Смелов пробили дорогу короткой волне в советской авиации. Этот пример блестящего практического использования радио еще больше обострил внимание к двухнедельнику. Обнаруживается большая тяга к вступлению в ряды коротковолновиков, начинается широкое развертывание кадров.

Вторая годовщина существования ЦСКВ, начатая двухнедельником, показывает, что подготовительный период советского радиолюбительства заканчивается. От разрозненного экспериментирования совершен переход к системе соревнований, "тэстов"; а затем от пробы сил к целой системе практического применения знаний, навыков советского радиолюбителя. Этот путь — с меньшим темпом проходит советское радиолюбительство в целом; но с гораздо большей скоростью идет коротковолновое движение, обладающее молодой активной силой.

Опыт связи аэростата с землей не был случайностью, хотя он в превзошел все наши ожидания. Собрать в 2 дня приемно-передаюшую установку для специальной цели, организовать почти непрерывную взаимную связь можно было только потому, что имелись уже результаты первого периода работы — существовали, хотя и немногочисленные, кадры СКВ. Дружная работа двух общественных организаций — Осоавиахима и ОДР выявилась здесь в переходе от наметки взаимно-связанных действий к самим действиям.

Сейчас предстоит от первого, выдержанного с героизмом, полета перейти не только к новым "рекордам" коротковолновой связи, но и к повседневному расширенному применению коротких волн во всех видах авиации, во всех случаях применения радио и для "земных" — подвижных и неподвижных установок.

От "случая" — к системе, к регулярности. Это не значит, что должен быть исключен энтузиазм, любовь к этому делу, героизм новых попыток развертывания радио. Наоборот — энтузиазм должен быть усилен, он должен быть более массовым. Он должен, при содействии советской общественности, проникнуть и в работу всех учреждений и организаций, применяющих радио для обслуживания хозяйственной и политической жизни Советской страны. Работа всех секций ОДР, и СКВ в особенности, должна быть построена так, чтобы, выполняя ряд заданий по определенной, условленной с различными учреждениями, программе, вместе с тем вливать общественную инициативу, живость в ряды профессиональных радистов.

Какие выводы можно сделать уже сейчас в результате организации связи с аэростатом?

Маломощными коротковолновыми установками возможно осуществить регулярную связь любого с любым пунктом СССР во всякое время. "Мертвые зоны" близких расстояний могут быть преодолены небольшой системой станций, осуществляющих переприем. То, что затруднено в буржуазных государствах, разорванных противоречиями, оторванных территориально, может быть легко осуществлено в Союзе советских республик, где вся система беспроволочной и проволочной связи может быть использована в необходимые моменты как целое. Это имеет большое значение не только в авиационной связи, но и во всякой системе радио и проволочного строительства на огромных пространствах СССР. Пример комбинирования связи на коротких волнах — аэростат—Баку—Ленинград — и телефона Ленинград—Москва говорит о том, что нужно установить в дальнейших опытах и практическом применении наибольшую согласованность действий различных видов связи.

Блестящий по результатам полет вместе с тем выявил и некоторые недостатки, которые могут и должны быть устранены в ближайшее время. Это прежде всего — оформление установок. Форма приемника, передатчика до сих пор предполагала только комнату. Громоздкость ящиков с питанием и аппаратурой затрудняла работу пилота и оператора, требовала огромной выносливости, не всегда достижимой. Возможность в любое время сделать установку подвижной, возможность легко перебросить ее для "земной" или "надземной" организации связи, должна быть достигнута для советских RA и RK.

А, кроме того, авиация потребует не только компактности, но и ряда приспособлений, допускающих работу передатчика и приемника на аэростате, аэроплане.

Организация связи с аэростатом показала, кроме того, что нужна наибольшая стройность разбивки задач между отдельными СКВ, нужно улучшение оперирования, в котором приходится переходить с установления связи на передачу радиограмм при наименьшей затрате времени. Мы не сомневаемся в том, что при следующих полетах, при дальнейших практических испытаниях коротковолновый актив и весь актив ОДР внесет наибольшую организованность и успешно разрешит сложнейшие, поставленные перед радиообщественностью, задачи.

Но теперь в особенности необходимо расширение кадров, привлечение к этому делу активной молодежи, дальнейшая помощь организаций Ленинского комсомола. Советские радиолюбители восторженно приветствуют тот интерес и инициативу, которая проявляется в радиодвижении органом ЦК ЛКСМ "Комсомольской правдой". Двухнедельник коротких волн дает начало систематического увеличения рядов активных советских радиолюбителей. Расширить и качественно улучшить работу всех секций ОДР на примере коротковолновиков — такова задача сегодняшнего дня.

Совместная дружная работа ОДР с Осоавиахимом должна быть усилена. Ряд задач, которые поставлены советской общественностью для содействия обороне и хозяйственной мощи СССР, должны быть обеспечены наибольшей согласованностью усилий. Мощной организации Осоавиахима наш радио-привет.

Все больше побеждается пространство; каждый шаг в развитии советской техники дает возможность связи, общения трудящимся СССР.

ЦСКВ и все организации ОДР — к новым победам над пространством!