РАДИО ВСЕМ, №10, 1928 год. Как были организованы Радиокурсы ОДР в Саратове.

"Радио Всем", №10, май 1928 год

Как были организованы Радиокурсы ОДР в Саратове.

Вопрос о подготовке инструкторов-руководителей кружков по радиолюбительской технике является основным вопросом работы ОДР. Действительно, насколько легко бывает осуществление инструкторских курсов в крупных центрах, настолько трудно провести в жизнь осуществление подобных курсов в провинции.

На страницах «Радио всем» я хочу поделиться опытом создания инструкторских курсов в Саратовской организации ОДР.

В 1927 голу, в ноябре месяце, началось создание курсов при полном отсутствии для этого каких бы то ни было материальных средств. Первым делом надо было составить программу курсов, учитывая общеобразовательную подготовку будущих слушателей. В программе по математике предусматривалось лишь знакомство с теми ее отделами, которые связаны с электротехникой и радиотехникой. Удалось уложить программы по математике и электротехнике в одни месяц.

Радиотехника, согласно программе, была намечена к прохождению теоретически, в виде упражнений (расчеты и проч.), а также путем решения практических задач в лабораториях курсов. Полное время, потребное для прохождения программы курсов, было установлено в четыре месяца.

Практические занятия основных радиокурсов Саратовского ОДР.

Было намечено место занятий — физический кабинет Народного дворца. Самым серьезным явился вопрос о том, где взять приборы для прохождения радиотехники. Он был нами разрешен следующим образом. При составлении смет учитывалось то обстоятельство, чтобы в смете на каждый месяц оставалась свободная сумма денег, на которую можно было бы закупать необходимые приборы. Поэтому пришлось составить план потребности приборов на каждый месяц, согласовывая эту потребность с остающимися от каждого месяца суммами. Таким образом, свободная сумма денег, оставшаяся от первого месяца, была использована для приобретения приборов, потребных для прохождения радиотехники в следующем месяце (напомню, что в первый месяц проходится лишь математика и электротехника). Остающиеся свободные суммы от второго месяца затрачивались на приобретение приборов, потребных для изучения радиотехники в третьем месяце, и т. д. Учебный план и приходо-расходные соображения оказались на деле вполне реально применимыми.

Программы по математике и электротехнике пройдены полностью, программа по радиотехнике заканчивается, и сейчас идет уже четвертый (последний) месяц обучения на курсах.

В связи с постановкой нашего радиолюбительства на военные рельсы, на курсах будет проведено 6 сверх программ занятий по военной радиотехнике.

Сборка схем ламповых приемников и практика на фабричной аппаратуре.

Считаю небезынтересным отметить некоторые моменты организационного процесса.

Основной кадр курсантов составился из командированных профорганизациями, ячейками ОДР и красноармейскими частями. Курсанты уже теперь вовлекаются в практическую деятельность ячеек ОДР. Надо полагать, что к сроку выпуска их мы будем иметь работников вполне общественно и технически подготовленных для своего дела. Следует отметить участие курсантов в создании губернской радиовыставки и в работе кружка коротковолновиков, созданного при курсах. Кружок имеет коротковолновый передатчик и приемник. Образовалась также группа курсантов, изучающих прием на слух.

Методика преподавания радиотехники следующая: теоретические занятия проводятся в виде обычных лекций, с уклоном на уроки. После проведения 1—2 теоретических занятий курсантам объясняются различного рода расчеты и прорабатываются на них примеры. Все прорабатывается только в классе, на дом заданий не дается. После 1—2 занятий по упражнениям начинаются практические работы в лаборатории. Практические работы проводятся в виде выполнения заданий, отпечатанных на отдельных картонных листах и выдаваемых по одному заданию на группу в 6—8 человек. Задание заключает практическую проработку материала, преподносимого курсантам на теоретических занятиях и упражнениях. После выполнения заданий последние проверяются преподавателями. Во главе каждой группы стоит ее староста, который принимает приборы, следит за их сохранностью и, в случае необходимости, приглашает преподавателя к присутствию при выполняемом задании.

Фотографии, помещаемые при настоящей статье, как нельзя лучше характеризуют работу курсов.

Надо полагать, что настоящий, весьма сжатый, очерк, послужит до известной степени полезным материалом для других провинциальных организаций ОДР в деле постановки инструкторских радиокурсов.

В. Колесников.