РАДИО ВСЕМ, №11, 1928 год. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСНИК

"Радио Всем", №11, июнь 1928 год, стр. 282-283

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСНИК

"Ждем ответа".

В одном из прошлых номеров «Радио Всем» был помещен вопросник с целым рядом вопросов, обращенных к учреждениям и организациям, связанным с делом радиофикации СССР и радиолюбительством. На некоторые из помещенных вопросов редакцией получены ответы, которые мы ниже и приводим.

Ответы Треста заводов слабого тока.

Первым, правда, после специального напоминания, откликнулся Электротрест заводов слабого тока.

На вопрос: почему Трест не информирует по радио о своих достижениях, Трест отвечает:

«Время от времени наши радиовещательные станции передают сведения о работе Треста. Были и информации о ценах, они, естественно, приурочены к моментам введения новых цен на аппаратуру.

Пользуясь случаем, считаем полезным отметить, что большой и сложный вопрос о калькуляции цен на радиоаппаратуру подвергся за последнее время жестокой критике. Конечно, в вопросе калькуляции цен есть обстоятельства, которые могут заслужить упреки по нашему адресу. Но ведь в том-то и дело, что проблема цен на радиоизделия должна или вовсе не рассматриваться, или рассматриваться вся в целом, и в этом случае могут быть подвергнуты критике основные положения системы калькуляции цен».

По вопросу об отпаянном конденсаторе (см. ст. С. Бронштейна — «Вниманию треста «Электросвязь» и завода «Морзе» — «Р. В.» № 2), Трест отвечает:

«Разумеется, такие случаи, как выпуск с завода выпрямителя с отпаянным конденсатором, или, вернее, с припаянным недостаточно прочно, единичны и разумеется также, что «пострадавшим единицам от этого не легче».

Завод, разумеется, сделает из заметки следующие выводы. И, если упомянутый в заметке случай обязан своим происхождением недостаточной надежности контроля, контроль этот будет усилен, чем будет достигнута цель, преследуемая заметкой».

На эту заметку откликнулся и завод Морзе; вот что он пишет:

«Завод, в принципе, отвечает за качество выпускаемой им готовой продукции до отпуска последней торгующим организациям, поскольку последняя предварительно тщательно проверяется через свой технический контроль и бывают даже случаи, когда из-за чисто внешних дефектов, как, например, поцарапанная поверхность ящика приемника и т. п. последняя бракуется»...

Все это очень хорошо; мы приветствуем тщательную проверку, но ведь это только в теории, а на практике, несмотря на «такой тщательный контроль», в продажу поступает дефектная аппаратура и детали.

Но мы уже совсем не согласны с заводом, когда он говорит: «Завод не может взять на себя ответственность за могущие быть в дальнейшем повреждения от неумелого обращения самого любителя или же от небрежной упаковки».

Этим завод как бы снимает с себя ответственность. А между тем статья о конденсаторе была написана опытным радиолюбителем, так что попытка завода набросить на него тень — не основательна.

Откликнулся и Главполитпросвет:

По вопросу о критике программ радиовещания он пишет:

«До сего времени критика радиоработы в нашем Союзе проводилась, главным образом, по линии обсуждения техники приема, технических достижений и опытов отдельных радиолюбителей, не уделяя совершенно внимания радиовещанию.

Надо усилить участие советской общественности, и в первую очередь ОДР, в строительстве самого радиовещания, через которое радио из научно-технического изобретения превращается в могучее орудие осуществляемой нами культурной революции. Надо, чтобы наша пресса уделяла такое же внимание радиовещанию, как и другим вопросам культуры: массовая культработа, перестройка быта трудящихся, советская школа, театр, клубы и кино и т.д.

По вопросу о привлечении к радиовещанию пролетарских музкружков и т. д. вместо «радиопередачи» отозвался Главполитпросвет, он пишет:

«Радиопередача» уже давно практикует передачу клубных художественных коллективов (музкружки, хоры и т. д.). Но практический опыт показал, что клубные художественные кружки в большинстве своем по качеству выполнения своего репертуара еще не доросли до того, чтобы выступать перед микрофоном. Приходится делать весьма строгий и тщательный отбор клубных кружков для выступления по радио; иначе радиослушатели очень недовольны. Хорошо бы было, если бы «Радиопередача» понастоящему сама занялась подготовкой музык и хоровых ансамблей из среды клубных кружковцев.

Ленинградская станция уже приступила к осуществлению этого мероприятия. Надо всячески поддержать ленинградцев».

Почему-то эту работу делает «Радиопередача», между тем как это должно лежать на обязанности Главполитпросвета.

На вопрос: почему НКПрос не включил в бюджет сумм на радиофикацию изб-читален, Главполитпросвет отвечает:

«В настоящий момент НКПрос не считает возможным поднимать вопрос о радиофикации изб-читален за счет государственного бюджета.

НКПрос внес целый ряд предложений о различных льготах избам-читальням в радиофикации. В частности мы внесли на рассмотрение рабочей комиссии НКТорга предложение об освобождении аппаратуры, идущей для изб-читален, от целевого сбора и радиоустановок изб-читален от уплаты абонементной платы».

Мы считаем точку зрения Главполитпросвета неправильной. Радиофикация изб-читален должна быть проведена в первую очередь, и об этом должен позаботиться и возможно скорее Главполитпросвет.

Следующим отозвался НКПиТ.

На вопрос: «почему ни в печати, ни по радио не сообщается, насколько успешно развивается строительство государственной сети радиовещательных станций», он отвечает:

«Принятыми мерами, как технического порядка, так и финансового, удается значительно ускорить процесс сооружения государственной радиовещательной сети, кроме уже пущенных в ход мощных станций в Москве (40 клв.), в Харькове (16 клв.) и однокиловаттной станции в Оренбурге.

Находятся в постройке передатчики для мощных радиовещательных станций в Свердловске, Иркутске и Ташкенте. Приняты меры для обеспечения мощным радиовещанием Закавказья. В Хабаровске уже действует мощная коротковолновая радиовещательная станция. В Туркменистане выстроена радиостанция в Ашхабаде. Вопрос о станциях в Новосибирске и Якутске будет решен в ближайшем времени. Таким образом, можно считать, что в 1928/29 году весь план государственной сети будет находиться в реализации».

Однако, непосредственно на вопрос, почему в печати об этом мало говорится, ответа не дано.

На вопрос: почему Наркомпочтель не сообщил по радио о том, что технически дала трансляция октябрьских торжеств по телефонным проводам, НКПиТ отвечает:

«Передача октябрьских торжеств из Москвы по Союзу ССР производилась с 5-го по 12-е ноября 1927 г. одновременно 17-ю станциями, а именно: 1) Ленинградской, 2) Харьковской, 3) Киевской, 4) Н.-Новгородской, 5) Иваново-вознесенской, 6) Воронежской, 7) Ростовской н/Дону, 8) Тверской, 9) Артемовской, 10) Полтавской, 11) Днепропетровской, 12) Курской, 13) Краснодарской, 14) Кременчугской, 15) Сталинской, 16) Тифлисской и 17) Бакинской. Общая длина проводов, по которым производилась трансляция — 7 700 клм.

Необходимо отметить плохую организованность о-ва «Радиопередача» при проведении трансляций.

Принимая во внимание отзывы с мест и то, что в СССР впервые был произведен опыт комбинированного использования проволоки и радиостанций, следует признать, что трансляционная передача прошла в достаточной степени удовлетворительно».

На вопрос: почему до сих пор техника радиовещания находится в руках Наркомпочтеля и «Радиопередачи», НКПиТ отвечает:

«Существующее положение безусловно должна быть признано ненормальным. Наличие двух хозяев по существу в одном и том же деле, разобщенном совершенно случайно, благодаря нахождению в руках двух организаций технических средств радиовещания, порождает целый ряд технических дефектов в передаче радиовещания.

Не являясь для этого достаточно мощной организацией, не имея в своих руках необходимого научно-технического и разветвленного лабораторно-исследовательского аппарата, «Радиопередача» не могла уйти дальше примитива и кустарщины в постановке той части техники радиовещания, которая находится в ее руках».

Вопрос об объединении технической базы радиовещания в одних руках был своевременно поднят НКПиТ и в настоящее время находится на разрешении директивных органов.

И, наконец, откликнулся Центросоюз в лице его Хозяйственно-издательского отдела.

На вопрос: почему Центросоюз до сих пор не берется всерьез за распространение радиоаппаратуры и деталей через свою сеть, он отвечает:

«В Центросоюзе идет проработка вопроса о распространении в широком масштабе радиоизделий через систему потребительской кооперации. В настоящее время конкретного материала еще нет. Но в недалеком будущем мы сумеем дать информацию по интересующему вас вопросу».

Этим исчерпываются ответы.

Не ответило Управление московской телефонной сети на вопрос: что дала практика введения передачи программ по телефонным проводам и можно ли ввести это в более широком размере, а также, — как обстоит вопрос радиофикации рабочих районов и квартир.

Не ответило Радиобюро НКПиТ: почему до сих пор не поставлен на обсуждение проект нового декрета о регистрации.

Не ответил Комитет по изобретениям ВСНХ о том, как успешно развиваются изобретения по радиостроительству.

Не ответило Главэлектро, что предпринято им для рационализации производства радиоаппаратуры и деталей и для снижения цен.

Не ответила «Радиопередача», почему она по радио не осведомляет слушателей о своих достижениях; почему так мало рупоров на площадях Москвы и почему они висят в неудобных для слушания местах; почему, вместо ответственных докладчиков, их доклады читают дикторы.

Не ответил Наркомторг на вопрос о результатах снижений цен на аппаратуру и детали.

Не ответил Госиздат, почему он не займется более широко выпуском дешевой радиолитературы.

От всех этих организаций и учреждений мы ждем скорейшего ответа на заданные нами вопросы. Время не ждет, а в вопросах радиофикации Союза и снабжения радиоизделиями «промедление — смерти подобно».