РАДИО ВСЕМ, №15, 1928 год. На новом этапе.

"Радио Всем", №15, август 1928 год, стр. 392-393

На новом этапе.

В предыдущем номере1) журнала «Радио всем» было опубликовано постановление СНК о «радиоустановках и трансляционных устройствах». Это постановление явилось в результате тщательной проработки вопроса о регистрации в особой комиссии при Народном комиссариате почт и телеграфов, при участии заинтересованных организаций и учреждений. Мы считаем необходимым поместить несколько строк в разъяснение нового постановления правительства, так как оно знаменует собою переход нашего радиозаконодательства на более высшую ступень, с одной стороны, и с другой, — позволяет тем, кто будет проводить его в жизнь, многое устранить и избежать тех нареканий, какие мы имели на законодательство до сих пор со стороны огромного числа радиолюбителей. И нечего греха таить, это законодательство, действительно, имело очень много дефектов, ибо оно являлось первой попыткой оформить наше мощно растущее радиолюбительское движение. Прежде чем предлагать Совету народных комиссаров настоящий проект, Народный комиссариат почт и телеграфа с возможной тщательностью изучил существующие системы регистрации в Западной Европе, и, по нашему глубокому убеждению, опубликованный декрет представляет собою наиболее простое разрешение в высшей степени сложной проблемы учета радиоустановок.

В настоящей статье мы не будем касаться анализа старого законодательства, а дадим лишь по возможности краткую характеристику нового декрета, ибо полагаем, что и новый закон не даст полностью своих положительных результатов, если вокруг него не будет мобилизовано общественное мнение, если организованные радиолюбители не явятся лучшими контролерами этого закона. Только при этом условии мы можем рассчитывать на какой-либо успех опубликованного закона.

Первое, на чем следует остановиться, это вопрос о сроках, на какие выдается радиолюбителю, владельцу приемника, удостоверение. В этом отношении раньше был существенный недочет, заключавшийся в том, что когда бы вы ни взяли разрешение, оно оканчивало свое действие к концу бюджетного года, т. е. к октябрю месяцу.

Отсюда одни радиолюбители пользовались разрешением целый год, другие за эту же цену несколько месяцев, а иногда и дней. Вряд ли нужно говорить, что такое положение вещей было ненормально и эта ненормальность имела два основных минуса: первый — это то, что система порождала, естественно, радиозайцев, т. е. тех радиолюбителей, которые, приобретая приемник в конце бюджетного года, дожидались начала года для регистрации, и второй — что это умышленное выжидание, основанное на экономической заинтересованности радиолюбителя, давало ложную динамику радиоустановок.

Новый декрет это положение радикально изменяет, а следовательно, и исправит наши статистические данные о регистрации. По новому декрету срок действия удостоверения — годичный, независимо от того, когда оно приобретено.

Второй и существенный момент — это тарифы. Независимо от того, что наши тарифы по сравнению с Европой являются самыми низкими (в Англии — около 11 р. в год, Югославии — около 10 р., Норвегии — 8 р., Венгрии — 9 р. 70 к., Швеции — 5 р. 60 к., Дании — 5 р. 20 к.), Совет народных комиссаров постановил тарифы снизить, исходя из того, что наше радиолюбительство охватывает в первую очередь широкие слои рабочих и крестьян, а следовательно, их расход на радиоустановки должен быть максимально снижен. По новому тарифу пользование ламповым приемником стоит 3 р. вместо 5, детекторным 50 к. вместо 1 р. 50 к. в год.

Если принять во внимание, что 85% зарегистрированных радиоустановок — детекторные, то станет понятно, почему СНК произвел столь значительное снижение на детекторные установки.

По этим же соображениям абонементная плата не является в настоящий момент и материальной базой радиовещания, а рассчитана лишь на расходы по техническому контролю за радиоустановками, а также на содействие развитию радиолюбительства, которые по новому закону возлагается на НКПТ.

В новом постановлении нет деления радиолюбителей на категорию по классовому принципу. На первый взгляд это покажется несколько странным, и были товарищи, которые против такого принципа возражали и упрекали Наркомпочтель в том, что он пролетариев ставит на одну доску с состоятельными элементами.

Несмотря на эту, казалось бы, убедительную критику, классовый признак из декрета был исключен и исключен правильно. Для оправдания этого момента достаточно привести очень простой довод. Статистика показала, что приемников у людей так называемых свободных профессий находится всего лишь 1,3%, но зато вся остальная масса обязана была при регистрации доказывать, что она никакого отношения к нэпману не имеет. Эта канитель совершенно справедливо раздражала рабочих и крестьян, а в финансовом отношении ничего не давала.

Если мы при продаже радиоаппаратуры, т. е. основной затрате потребителя радиовещания, классовый признак не соблюдали, то в регистрации это было, несомненно, нашим минусом, — решение Совнаркома этот минус исправляет.

Третий по важности момент — это техника получения удостоверения. Здесь также раньше была установлена в высшей степени сложная система. Новым постановлением СНК это упрощено до возможного. Для того чтобы радиолюбителю зарегистрировать свою радиоустановку, ему следует приобрести стандартную карточку (их две: для детектора и для лампы.) в любом почтово-телеграфном учреждении Союза. Мы будем рекомендовать, между прочим, иметь эти карточки во всех книжных магазинах, месткомах, избах-читальнях и т. д. Желающий зарегистрироваться должен заполнить тут же или дома необходимые для общего учета статистические данные и затем половину карточки оставить у себя, зарегистрировав ее в домоуправлении или сельсовете, а другую половину опустить в почтовый ящик. На этом все кончается. Уведомления, опущенные в ящики, идут непосредственно в соответствующие управления связи, где и обрабатываются. Проще этого ничего придумать нельзя, и надо надеяться, что этот порядок будет принят всеми.

Следующий момент — это момент контроля. Найдутся радиолюбители или радиослушатели, которые по тем или иным причинам будут пытаться избавиться от регистрации вообще. Мы думаем, что таких будет немного. Поэтому специальный контроль с обходом квартир и требованием предъявления удостоверений (на этой почве часто были злоупотребления) упраздняется. Наблюдение за тем, чтобы радиолюбитель имел разрешение на радиоустановку возлагается на сельсоветы и домоуправления.

Практика работы НКПТ показала, что лучших контролеров, чем домоуправления и сельсоветы, нет. Не исключена также возможность производства массовых обследований, но это в виде исключения.

Наконец, последнее — это технический контроль. Обследование одного из уездов Московской губернии показало, что техническое состояние радиоустановок больше чем неудовлетворительно: антенны подвешены без элементарных познаний радиотехники; изоляция вводов почти отсутствует, заземления совершенно неудовлетворительные, грозовых переключателей в большинстве случаев нет. Помимо ряда мероприятий, намеченных к повышению технической грамотности радиолюбителей, Наркомпочтель намечает время от времени производить технические обследования. Но для того чтобы радиолюбитель мог самостоятельно ориентироваться в технических правилах, Наркомпочтель одновременно с введением в жизнь нового постановления СНК выпускает небольшую брошюру, в которой будут собраны все материалы, необходимые радиолюбителю. Отсутствие до сих пор такой брошюры было серьезным пробелом.

Как будет реализовано постановление Совета народных комиссаров?

В отличие от методов реализации решений правительства в прошлом, Наркомпочтель наметил особый план проведения постановления СНК. Суть этого плана заключается, с одной стороны, в тщательной подготовке всего аппарата Наркомпочтеля к этому делу и к широкому осведомлению населения о порядке регистрации. Декрет будет проведен одновременно на всей территории Союза. Декрету будут предшествовать информации в общей и специальной печати, а также доклады по радио. Справки о декрете можно получить в любом почтово-телеграфном учреждении и у сельписьмоносцев и почтальонов. Будет выпущена специальная брошюра, включающая все справочные материалы и наконец, будет выпущен специальный плакат с короткой справкой о порядке регистрации. Весь план проведения СНК будет обсужден специальной комиссией с участием представителей заинтересованных организаций. Независимо от внимательной подготовки этого вопроса мы все же знаем, что кое-где будет иметь место халатность, разгильдяйство, а местами и просто волокита. На борьбу с этой волокитой, на решительное выжигание наших язв в наркомпочтелевском аппарате должен быть направлен огонь нашей печати и зоркий глаз радиолюбителя. Поймать бюрократа, выставить его на общий суд, предупредить другого — вот что необходимо сделать при проведении решений СНК. Число радиолюбителей СССР таково, что при новом законодательстве можно рассчитывать на окончательное изживание этого отрицательного явления. Нужно надеяться, что в подготовительной кампании по реализации декрета примут участие все радиолюбители и тем самым помогут создать условия, при которых регистрация радиоприемника не будет тяжелым делом. На эту помощь рассчитывает аппарат Народного комиссариата почт и телеграфов. Эту помощь должны оказать все те, кто заинтересован в проведении решения Совета народных комиссаров.

По предварительному проекту все подготовительные работы будут закончены к 1 августа, и, начиная с 1 сентября, будут введены новые регистрационные карточки.


1) Постановление напечатано не в предыдущем (№14), а в №13 журнала "Радио Всем". (Примечание составителя)