РАДИО ВСЕМ, №3, 1929 год. К ПЛЕНУМУ ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА ОДР.

"Радио Всем", №3, февраль 1929 год, стр. 69-71

К ПЛЕНУМУ ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА ОДР.


ПОРА ИСПРАВИТЬ.

Нам хотелось бы в связи с обсуждением сетки центрального радиовещания обратить внимание на один чрезвычайно важный вопрос, который до настоящего времени оставался как-то в тени. Мы имеем в виду отношение печати к радиовещанию.

Несмотря на все, наша печать, и центральная и местная, последняя в особенности, упорно не ставит перед собой задачи освещать, критиковать и помогать делу радиовещания. Для того чтобы видеть, каково отношение печати к радиовещанию, достаточно просмотреть газетные вырезки по вопросу о радио за любой месяц прошлого 1928 года. Мы не будем приводить цифровой анализ этих вырезок, но, читая их, видно, что пишут вообще немного, а то, что написано, касается почти всех больных вопросов радиофикации Союза, кроме программ. Ругают промышленность за плохую и дорогую аппаратуру, указывают на несовершенство конструкций, стоном стонут от отсутствия деталей, отмечают некомплектность, возмущаются аккумуляторным трестом за качество источников питания, в исключительно резких тонах критикуют снабжение и цены. Достается частнику, который, пользуясь нашей неразберихой, зарабатывает хорошо. Плохо с литературой, нет зарядных станций, слабо поставлена консультация. Достается ОДР за медленно растущую общественную работу, заметки о «громкомолчателях» и т.д. и т.п. без конца.

Все это прекрасно, все это нужно приветствовать. Но, увы, в этом ворохе заметок — единицы о содержании программ, — о содержании почти не пишут. Исключение составляют лишь центральные газеты, где периодически официально помещают столь же официальные мнения о той или другой наиболее нашумевшей передаче.

Между тем молчать нельзя, потому что в нашем радиовещании много есть недостатков и ошибок, не говоря уже о том, что радиовещание в смысле содержания нуждается в коррективах. Дело, видимо, в другом. Нам кажется, что печать не вполне учитывает ту роль, какую она должна сыграть в деле организации общественного мнения вокруг программ радиовещания. Роль эта, по нашему мнению, исключительна, ибо никто другой помимо печати и организаций ОДР, не сможет выяснить, суммировать и организовать мнение многомиллионных радиослушателей о содержании наших программ. Правильно подметил т. Молотов на одном из совещаний работников печати, что пишут иногда о всякой чепухе. Многие газеты гонятся за сенсацией и т.д. А вот о боевых вопросах, о которых действительно надо писать — часто не найдешь ни слова.

Мы полагаем, что нужно поставить вопрос по линии деловой и практической. Я лично полагал бы, что президиум ОДР и его организации на местах должны поставить практически вопрос о более активном участии наших газет в деле обсуждения программ радиовещания. Мы предлагаем завести в каждой крупной газете специальные отделы или уголки, в которых систематически помещались бы материалы, не только с критикой отдельных областей радиоработы, но и радиовещания. Нужно сделать так, чтобы рабочий радиослушатель мог подать свой голос не только в специальной, но и в общей печати. До сих пор за немногими исключениями этого не было. А между тем вопрос о том, в какой степени наши передачи, на которые тратятся большие деньги, пригодны для нашего рабоче-крестьянского слушателя, так и не освещается. Директивы правительства радиовещанию придают исключительное значение, как средству к культурному подъему масс. Характерно, что даже директивы в печати были помещены, как декрет на 4-й странице — и только. Поместили и свой долг выполнили, а разъяснить эти директивы, мобилизовать общественное мнение вокруг директивы правительства — об этом ни слова.

Ждем, что скажут ОДР и печать.

М. Михайлов.


ВОПРОС, ТРЕБУЮЩИЙ ОСВЕЩЕНИЯ.

Наркомпочтель развертывает сейчас огромную работу по постройке автоматических телефонных станций. По имеющимся у нас сведениям, уже сейчас в процессе постройки находится до 10 станций. Строятся станции в таких крупнейших центрах, как Москва, Ленинград, Ростов и ряд других.

В связи с введением автоматики у радиослушателей, получающих радиовещание по телефонным проводам, возникает естественно вопрос, что же будет дальше: будут ли иметь радиослушатели, имеющие телефоны, возможность получать и дальше программы радиовещательных станций, или с введением автоматики это радиовещание, сильно развившееся у нас за последнее время, будет прекращено?

Ввиду огромной важности этого вопроса в деле радиофикации Советского союза мы обращаемся с просьбой к НКПТ ответить нам на этот вопрос особой статьей. Нам хотелось бы, чтобы одновременно НКПТ коснулся вообще вопроса использования проволоки для радиовещания.


КОМУ НУЖНЫ ТАКИЕ ПОЯСНЕНИЯ.

24 января из 1-го театра ГОТОБ (в Москве) передавалась опера «Аида». Трансляция происходила замечательно, но не ладилось дело с музпояснителем. Он свои пояснения так обильно насыщал заковыристыми словечками, что слушавший у меня крестьянин смущенно чесал в затылке и с досадой сплевывал в сторону:

— Ишь он как. Хоть бы по-русски говорил!

И действительно, понять было трудно. С именами действующих лиц, вроде Алюпастро, Радамес и т. д., ничего нельзя было сделать, а вот в остальной части необходимо пояснения приблизить к слушателю. А иначе они будут «висеть в эфире», не дойдя до сознания слушателей. Могут быть возражения, что, мол, опера передается главным образом для рабочих. Но я уверен, что и рабочий, если и не чесал в затылке, то тоже ничего не понял. Да и как понять такие слова, которые с трудом выговаривает музрук, например: интродукция, терцетто, тремолирующие, лейтмотив, самфорные звуки, интонация и многое множество других.

Если опера передается для рабочих, для массового слушателя, то и объяснения нужно давать понятные для этих слушателей.

Опера по своему содержанию и музыкальному сопровождению вообще трудна для восприятия массовика-слушателя, и поэтому ее необходимо популяризовать хоть в музыкальном пояснении, а не путать слушателей в дебрях «таинственных» словечек. Они совершенно выбивают из головы слушателя сознательное восприятие оперы.

Дайте популярные пояснения к операм!

Ф. Вуколов.


ПРАЗДНЫЕ МЫСЛИ ВО ВРЕМЯ УЗАКОНЕННЫХ ЧАСОВ МОЛЧАНИЯ.

А. Гуд.


СЛУШАТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ.

По нашему крестьянскому вкусу оперы не совсем завлекают слушателей. Взамен опер, в которых мы мало разбираемся и даже не слушаем, лучше было передавать массовые простые музыкальные номера, например вечер танцев, который привлек бы массу слушателей и дал бы больше пользы, чем опера. И еще хорошо передавать вечера самодеятельности, красные вечеринки. Это сделало бы шаг вперед в культурной революции и отвлекло бы бОльшую часть молодежи от пьянства.


Совершенно бесцельна передача два раза в день «Новости дня», так как два раза в день передается обзор газет, новости дня можно совместить с утренним и вечерним обзором газет.


Час матери и домохозяйки необходимо передвинуть. Время для него выбрано неудачно, так как это время домохозяйки бывают заняты по хозяйству. Наиболее рациональным временем я считаю начало его передачи с 13 часов.


О журнале «Радио всем». Это — единственный радиожурнал, который слушает 90% всех слушателей. Сам журнал говорит за себя, что радио — всем, но на факте не так. На факте журнал только тому, у кого ламповый приемник, вернее, кто умудряется слушать «Опытный передатчик», с которого передается этот журнал.

А ведь этот журнал интересен для каждого без исключения радиослушателя. Лучше было бы красноармейскую радиогазету передавать с опытного передатчика, так как красноармейцы в большинстве слушают на громкоговоритель, а «Радио всем» с Коминтерна и в более поздние часы.


Надо выяснить, хорошо ли принимается всеми на детектор опытный передатчик 825 м. (На лампу он принимается отлично.) Если на детектор передатчик принимается плохо или совсем не принимается, то все хорошее через него пропадет для большой массы провинциальных слушателей.


В полудневных передачах не следует отказываться от небольших фельетонов и обзоров «по фабрикам и заводам». То и другое весьма поучительно. К тому же все это подается живо, красочно, хорошо воспринимается и нравится.


Ввести передачи по совправу и жилкооперации (через Коминтерн). Полезность и важность этого не надо много доказывать. Хорошо известно, что все юридически безграмотны, а жилкооперация растет и в ней много уродства, недочетов, злоупотреблений.


Нужна передача — шахматы по радио: шахматы занимают не последнее место в отдыхе рабочего, служащего, молодежи, и, если хотите, шахматы проникают в гущу многомиллионных национальностей Союза ССР. Хороший шахматный учебник стоит 4—5 рублей, а хорошего и дешевого учебника нет. Нельзя ли этому вопросу уделить 40—50 минут в неделю в новой сетке радиовещания?


Совершенно необходимо передавать цикл занимательных наук: физика, химия, арифметика, геометрия, естествознание и т. д.


Деревня требует разъяснения, что такое болезни, она жаждет бесед по гигиене и вообще по медицине. Такие беседы нужно бы передавать почаще. Предлагаю радиопередаче передавать «Еженедельный радиожурнал по гигиене», в котором разъяснялось бы, что такое болезни, что за болезни сифилис, онанизм, чахотка и какие приносят они бедствия трудовому населению. Деревня таким путем скорее стряхнет свою темь и невежество и перестанет ходить к знахаркам, а «здоровье есть частичка социализма».


Новая сетка не уделяет места антирелигиозной пропаганде, а это необходимо, так как мы знаем, что сектантские организации засасывают в свою «тину» молодежь, — следовательно, на это нужно обратить серьезное внимание.

Желательно было бы введение в радиосетку отдела «Советский суд» за счет реклам, передавая его 2 раза в неделю.


Хорошо бы в новой сетке радиопередач по примеру прошлого года включить почтовый ящик, где бы радиослушатели могли поделиться мнениями о передачах, внести предложения и задать вопросы о передачах.

Надо больше давать классической музыки как оркестровой, так и вокальной. Ни в коем случае не сокращать количества концертов. И когда по радиоволне несутся слова «Шопен и Шуберт прожужжали уши», становится смешно и обидно за нашу все еще некультурную молодежь, которая еще не научилась ценить таких великих творцов. Больше классической и серьезной музыки. Даешь Шопена, Глюка, Гайдна!


Установить твердо, какие и сколько станций будут обслуживать радиослушателей, выработать для каждой станции отдельную программу передач, строго согласованную с программами других станций (это все относительно московских станций), предложить их на обсуждение радиослушателей.

Только тогда радиовещание сможет быть уверено в том, что оно действительно обслуживает отдельные группы населения и способствует политическому и культурному воспитанию масс.


Надо ввести отдел для фотолюбителей. Ведь у нас по Союзу имеется несколько тысяч фотолюбителей. Фотография же является немалым орудием культуры. Я бы просил, чтобы в текущем году ввели отдел фотолюбителей. Чтобы фотолюбители учили, как выбирать фото-аппарат, как проявлять и т. д. Все наставления и советы по организации фотолюбитель должен получить через радио.


Больше передач для деревни. В деревне нелегко работать. Нужно быть хорошо разбирающимся во всех политических вопросах нашего времени. Реконструкция сельского хозяйства требует большого знания, чтобы суметь крестьян вести за собой по этой дороге.

Не нужно забывать и крестьянскую девушку. Женорганизаторы не могут охватить работой всех женщин. А они — будущие жены крестьян, и держать их в «черном теле» со стороны радиовещания — преступление.

Информация для избачей и учителей передается в неудачное время. В это время учителя и избачи заняты на своей работе. Лучшее время для передач информации было бы с 8—25 до 9 час. утра.


Увеличить количество передач практического радиолюбительского материала; кроме радиожурналов, предусматриваемых сеткой, передавать лекции по вопросам питания ламповых установок, уход за установкой и пр., незнание чего вызывает все увеличивающееся количество молчащих установок.


По воскресеньям практиковать передачу «часа юмора», время для которого уделить за счет сокращения передач трансляций опер и популярных концертов.


Приблизить музыку популярных концертов к пониманию рабоче-крестьянских масс, а также прекратить исполнение вокальных номеров на иностранных языках, что в настоящее время стало практиковаться в популярных концертах все чаще.


Передавать хотя бы раз в неделю лекции Осоавиахима на темы: военная, осоавиахимработа в деревне, новая военная техника и оборона и т. д.


Больше уделить внимания передаче вопросов сельского хозяйства, так как радио в настоящее время значительно продвинулось в деревню и крестьянство начинает серьезно задумываться над вопросами улучшения сельского хозяйства. Передачу сельскохозяйственных вопросов проводить лучше с 18—19 часов, когда крестьянство посещает избы-читальни, клубы и проч. и сможет прослушать советы и доклады по сельскому хозяйству.


Ввести особый отдел, который давал бы отдельные советы по ремеслам (столярному, сапожному и т. д.). Хорошо было бы, если бы по ремеслам читались лекции для молодежи.


Было бы очень хорошо, если бы радиослушатель мог заранее и уверенно знать, что и когда будут передавать по радио. Не сомневаюсь, это осуществимо.

Необходимо возможно полнее распространять и пропагандировать политические, научные и художественные знания, чтобы мы, радиослушатели, были более развиты и политически грамотны. Вообще информация должна быть поставлена шире и больше; особенный интерес представляет передача заседаний съездов, празднование юбилеев и т. д., когда выступают представители правительства.


Концерты, передаваемые из радиостудии, скучны и не интересны; страшно однообразная программа и небольшой оркестр, и обычно большинство радиослушателей на это время выключают аппараты. Надо оживить программу и улучшить исполнение, которое иногда бывает прямо слабое.


Почему бы не увеличить часов практической энциклопедии и почему совершенно отсутствуют часы по гигиене санпросвета, вроде лекции д-ра Брук — лекции популярные и интересные.


Слишком иного времени в неделю уделено на рекламы, а они в большинстве случаев надоели и в газетах и журналах печатных.


Существенным недостатком программной сетки является ее чрезвычайное насыщение «художественными концертами». Для массового слушателя художественная музыка скучна и непонятна. Пусть чаще поют у микрофона народные (хоровые) деревенские и рабочие песни.


Надо в программную сетку радиопередач добавить новую передачу: «час советского студента». В этой хотя бы еженедельной передаче с успехом можно было бы трактовать о международном студенческом движении, новейших технических и научных достижениях, а также давать чисто практические советы и информации. В этих передачах можно было бы использовать самодеятельность и творчество (как художественное, так и научное) самих студентов.


Надо ввести передачи для молодежи: 1) цикл лекций для начинающих писателей и рабселькоров, 2) открыть широкую дорогу инициативе молодняка в обсуждении того или иного момента нашей жизни через расширение радиомитингов в газете, 3) организовать специальные часы, в которые молодежь могла бы демонстрировать свои творческие силы (читка стихотворений, рассказов, очерков и др., присланных радиослушателями), 4) в художественные программы включить вечера молодых сил, с участием исключительно молодежи, 5) расширить радиогазеты для молодежи за счет увеличения времени их передачи хотя бы до часа.


Симфонии и арии заменить крестьянскими концертами и литературными вечерами современных поэтов и классиков.


Совершенно не к чему давать утренние концерты по будням: их все равно почти никто не слушает, так как работают или учатся. На эти часы лучше перенести передачу «часа октябрят».


Необходимо ввести информацию «что делается в клубах». Это будет способствовать быстрому распространению опыта работы, что так необходимо.


Включитъ в сетку трансляций лекции из Политехнического музея.


РАДИОКАША.

— Почту получил. Радиоприятели пишут. И не только пишут — вырезки шлют из избранных сочинений, что в газетах напечатаны.

— На, мол, взгляни, полюбуйся, ткнись носом. Это, говорят, не радио, а каша какая-то — отведай, скажи — вкусно?

Вкусы, конечно, разные бывают. Разная бывает и каша. Ну, к примеру, манная для стариков и ребят, а гречневая — у кого катар в желудке. Однако и ту и другую есть можно, даже с удовольствием, ежели приготовить как следует да сдобрить маслицем. А то можно кашу в приправу пустить, хотя бы к свиному боку. Только для этого свиней в эфире использовать нельзя — несъедобное животное.

Но когда набирают завалящей, протухлой, смешанной с мышиным пометом крупы, да разбавляют ее без толку водицей, да вместо жиров сдабривают стеариновым огарком — так от этого получается радиокаша.

Можно подумать — радио-то тут при чем? Как же — волны возмущения от нее получаются, приемник желудочный расстраивается, человек жизненную эмиссию теряет...

О такой каше из Ташкента пишут. Вот, говорит радиоприятель, вырезочка. Из нее все очевидно, ясно и понятно. Очень даже ясно, хотя и непонятно, как терпят все это в Ташкенте. А в вырезке той написано:
«Есть и в Ташкенте
     Широковещанье
И радиозайцы — ура.
Наушники наденьте,
Стошнитесь заране
И слушайте, хоть до утра...
     И скрипки рыдают,
Как надо для пьяных.
Эй, Митька.
     Алло.
     Вперед!
И в рупор икая
На радость мещанам —
Халтура, халтура поет...

Вкусы, конечно, разные бывают. Желудки у них луженые. А все же не выдержать такого угощенья. Легко сказать — от одной станции стошнись, от другой касторку прими, от третьей порцию брому вкатывай. Нет уж — достаточно того, что пред громкоговорителем по утрам парад-алле усваиваешь, трусы надеваешь, коленца выкидываешь. А от ташкентской радиокаши вся физкультура на смарку пойдет...

Из Харькова... Не письмо, оказывается, а целое собрание сочинений. Вот радиокашу где заварили — не расхлебать никак. От одного, вида ее тянет на ташкентское «стошнитесь»... Да только спохватились поздновато, а спохватившись, спрашивают в «Комсомольце Украины» — чем нас кормят? И тут же, своими словами отвечают:

«На протяжении трех лет широковещательная станция Наркомпроса почти каждый вечер бросала в воздух никому не нужные бюрократические, казенные, нудные, ведомственные доклады. А иногда с хрипом и шумом громкоговорители сочно ругались отборнейшей руганью, делали не только идеологически невыдержанной передачу, а передавали явно контрреволюционные стихи»...

Все по рецепту сделано. Набрали для харьковской радиокаши завалящего, тухлого, бело-эмигрантского и антисемитского барахла да разбавили его водицей бесхозяйственности, а в придачу сдобрили «огарками». Только не стеариновыми, а людскими.

Все читать не стоит — стошнит от такой «просветительной» пищи. Только заголовки возьмем из газет: «Головотяпы и пакостники засели в эфире».. «Чубаровскин радиопереулок». «Радиостанция превращена в голгофу для актерии»...

Радиокаша вышла диковинная. Вышла она и из всяких смет. Как сказывают в газетах, «художественные натуры» не знали границ. Ведь радио — оно безгранично, до Марса, как говорят, хватает...

Тут и раздумье берет. А как насчет этой самой безграничности и «художественности» в других местах обстоит? Поприглядеться к радиокухне нужно. А то как бы где-нибудь не заварили такой же каши...

Еще письмецо. Это без приложений. Тоже насчет «эфирной радиокаши», только в другом роде. Похоже на то, как если бы смешать хорошую, но разную крупу, да вздумать вместе варить. Манная крупа сварится при одной, скажем, волне тепла, гречневая при другой, а пшенная при третьей. А все вместе либо не доварится, либо переварится.

А тут, пишет радиоприятель, свалили в один котел радиопередающую мелкоту вместе с крупными станциями и варят их в общем эфире. Получается радиокаша. Одно другому мешает. Мелкота манная бухнет, а покрупнее — гречневая — места себе не находит. Того и гляди все пригорит.

Повар-то чего смотрит? Оказывается, на гармониках играет. Гармоник этих видимо-невидимо. На каждой станции чуть не по десятку. Подсчитал радиоприятель. Не шестьдесят восемь, говорит, радиостанций, а по гармоникам судя — шестьсот восемьдесят. Америку догоняем...

А все же — пора «сварить кашу». Да по-настоящему. Чтобы после нее не тошнило!

Андрон Радиотелефонов.