РАДИО ВСЕМ, №4, 1929 год. РОЛЬ КООПЕРАЦИИ В ТОРГОВЛЕ РАДИОИЗДЕЛИЯМИ.

"Радио Всем", №4, февраль 1929 год, стр. 104

РОЛЬ КООПЕРАЦИИ В ТОРГОВЛЕ РАДИОИЗДЕЛИЯМИ.

Несмотря на совершенно четкие указания правительства по вопросам промышленности и торговли, мы все же имеем целый ряд попыток эту политику истолковать с чисто ведомственной точки зрения и тем самым принести определенный вред делу радиофикации Союза. Наша кооперация в лице Центросоюза решила приступить к торговле радиоизделиями. Мы не будем здесь останавливать внимание читателей на том, что этому пробуждению Центросоюза весьма активно содействовала вся радио-общественность, что Центросоюз всячески отстранял от себя торговлю радиоизделиями, отговариваясь неподготовленностью низовой кооперации к торговле столь специфическим товаром как радиоизделия, отсутствием на местах технически грамотных продавцов и т.д. и т.д. Ведь все это было совсем недавно — всего лишь шесть-семь месяцев тому назад.

Мы хотим лишь отметить, что Центросоюз особенно упорно отказывался от торговли радиоизделиями тогда, когда перспективы на сбыт радиоизделий были весьма туманны, когда не было четких указаний правительства, когда нужно было работать с известным риском и с большим знанием дела. Это было в ту пору, когда трест Госшвеймашина, которому радиодело по существу чуждо, в силу целого ряда весьма основательных причин, хотел отказаться от торговли радиоизделиями. Центросоюз от этого дела отошел. Был момент, когда вопрос о том, кто же будет в 1928/29 году торговать, долгое время оставался открытым.

Однако Госшвеймашина на рынке осталась. В немалой степени мы должны быть благодарны Госшвеймашине за то положение промышленности, которое мы имеем сейчас.

Широко развернув свою работу по распространению радиоизделий, предоставив широкий кредит, Госшвеймашина в немалой степени способствовала расширению числа слушателей и увеличению количества радиоустановок. Спрос на радиоизделия в текущем году чрезвычайно возрос, радиоизделия сделались весьма дефицитным товаром1, а так как торговать дефицитным товаром нетрудно, то этим моментом и определилось выступление кооперации в лице Центросоюза.

Лучше поздно, чем никогда — говорит пословица.

В течение последнего времени бесконечное количество заседаний, совещаний уделяется рассмотрению претензии Центросоюза к промышленности и торгующим организациям о перераспределении продукции, запроданной уже другим организациям.

Дело, видите ли, в том, что Центросоюз решил начать торговлю радиоизделиями, а раз Центросоюз решил, — значит, «знай мой ндрав» и долой всех с дороги. Как это ни странно, а вопрос ставится именно так. Госшвеймашина, дескать, торгует только в городе, МСПО только в городе, Книгосоюз — это вообще сомнительная организация в смысле торговли в деревне, а вот Центросоюз — это единственная чистокровная организация деревенского значения.

Но Центросоюз предает его собственный брат — Церабсекция, снабжающая исключительно город. И вот тут нам и непонятна та тенденция, которую выявляет Центросоюз.

Если говорить о снабжении города, то совершенно очевидно, что подменять Госшвеймашину, уже несколько наладившую работу в городе, молодой и неопытной Церабсекцией не только нельзя, но и опасно, так как, еще не закрепив города, в известной мере снабжающего и деревню, двигаться дальше — в деревню — нельзя. Хорошо бы, конечно, чтобы и Церабкоопы, параллельно с Госшвеймашиной развивали торговлю в городе, это даже в известной мере и полезно, так как рано или поздно Госшвеймашина прекратит торговлю радиоизделиями. Но это было бы возможно, если в изделиях не было бы не только недостатка, но был бы еще излишек.

Сейчас же, когда мы испытываем острую нужду в радиоизделиях, мы должны особо осторожно подходить к распределению наших товарных резервов, избегая параллелизма, всемерно стремясь минимальнейшим количеством охватить возможно больший круг потребителей.

Таким образом, говорить о подмене одной организации другой, да еще малоопытной, конечно, не приходится. Следовательно, не нужно мешать работать основной пока товаропроводящей сети — Госшвеймашине.

Весьма отрадно, конечно, что помимо Церабсекции Центросоюз имеет возможность работать непосредственно в деревне через низовую потребительскую кооперацию; хорошо, что, наконец, Центросоюз вообще взялся за это дело; но проводить это нужно осторожно и не в ущерб работе других организаций, выполняющих также небесполезную работу в деле радиофикации Союза.

Участие кооперации в деле продвижения радиоаппаратуры в деревню должно пойти отнюдь не за счет перемещения работы города в деревню. А поскольку это так, то при определении товарной массы для деревни следует учитывать и другие организации, ведущие работу в городе.

Здесь-то нас и заставляет сильно призадуматься заявка Центросоюза промышленности на 1929/30 год в 20 000 000 рублей. Вряд ли можно признать такой масштаб, взятый Центросоюзом, реальным и обоснованным.

Ведь всего лишь 6—7 месяцев тому назад вся низовая сеть была еще не подготовлена, не было технически подготовленных лиц, знающих радиоаппаратуру.

Трудно верить в реальность таких цифр; трудно верить, чтобы за столь короткий срок. Центросоюз мог подготовить всю низовую сеть для проведения столь значительной товарной массы, как это определено заявкой в 20 000 000 рублей. Не занимает ли в этой заявке город в лице Церабсекции и других кооперативных организаций, как МСПО и ЛСПО, наиболее крупное место? Во всяком случае при полной неосведомленности о емкости рынка, — а этих сведений, к сожалению, ни у кого нет, — размах, взятый Центросоюзом, если он рассчитан на деревню, внушает серьезные опасения. Нам кажется совершенно необходимым тщательно проанализировать заявку Центросоюза, выявить действительно необходимое количество изделий для деревни, а не кооперации в целом, изучить, чем располагает Центросоюз для проведения этой массы в деревню и только после этого дать должное направление кооперации в работе по сбыту радиоизделий.

Нам кажется, что регулирующим органам следовало бы серьезно заняться этим вопросом и тогда, быть может, выявились бы действительные и более реальные количества изделий, которые способна провести кооперация в деревню.

Кооперации нужно выделить необходимую продукцию для деревня, но развертывание работы кооперации должно итти в полном соответствии с общим ростом нашей промышленности и с учетом потребностей всех других организаций, роль которых в деле радиофикации, очевидно, полезна.

Пора, наконец, положить конец дезорганизации рынка, пора подойти к вопросу разграничения рынков сбыта и товарной массы планово и серьезно.

Этим самым мы дадим возможность нашей промышленности развиваться нормально без излишних дерганий, этим самым мы дадим еще больше окрепнуть тем организациям, которые свою работу показали на деле, а не на сомнительных планах.

П. Гарин.


1 Дефицитным товаром называется товар, который имеется на рынке в недостаточном количестве.