РАДИО ВСЕМ, №4, 1929 год. РАДИО В КРАСНОЙ АРМИИ.

"Радио Всем", №4, февраль 1929 год, стр. 105-108

РАДИО В КРАСНОЙ АРМИИ.


"Радио Всем", №4, февраль 1929 год, стр. 105

Красная армия и радиолюбительство.

Отмечая XI юбилей Красной армии и пройденный ею героический путь борьбы за мирную культурную жизнь, ее колоссальное значение в стройке новой жизни, наша общественность, а с нею и радиообщественность, приветствует бойцов Красной армии — опору диктатуры пролетариата.

Международные события и условия, в которых находится наш Союз, заставляют с особою бдительностью следить за границами нашего Союза, поднимать его обороноспособность, внедрять в широкие слои трудящихся боевые и военные навыки.

Несомненно, что радиотехнике и радиовещанию придется здесь играть первенствующую роль, как первому и лучшему организатору и агитатору. Лишь радио, с его миллионной аудиторией, может объединить необъятные уголки нашего Союза, организовать мысль миллионов слушателей и направить ее по надлежащему руслу.

Однако на этом фронте использования радио в целях поднятия нашей обороноспособности до сих пор сделано мало. И если радио начинает постепенно внедряться в механизацию армии, занимать первое место в деле военных соединений фронта и тыла, связи с воздушными силами, то в деле популяризации боевых навыков и знаний среди радиослушателей, подготовке их к боевой готовности еще почти ничего не сделано. Между тем развертывание работы на этом участке не терпит отлагательств и требует к себе внимания всей общественности.

Необходимо широко поставить дело внедрения радиотехнических знаний в ряды Красной армии, попутно военизируя радиолюбительскую массу и подготовляя военных радистов. Необходимо организовать периодические выступления перед микрофоном, наряду с литераторами и научными деятелями, преподавателей и командного состава военных школ и академий, тем самым военизируя радиослушателей. Нужно заранее разработать план участия радиолюбителей с их приемно-передающей аппаратурой (как длинноволновой, так и коротковолновой) в летних маневрах Красной армии, приспособляя их к различным участкам связи, выявить возможность использования их в боевой обстановке.

День юбилея Красной армии должен стать днем смотра наших боевых сил, днем мобилизации всей общественности на поднятие нашей обороноспособности. Радио — рупор нашей общественности.

Н. Л. Моргулис
Харьков.


"Радио Всем", №4, февраль 1929 год, стр. 106

Радио в армии.

(N—ский полк связи.)

В прошлом году мы имели в отдельных ротах малой мощности репродукторы, но в настоящее время во всем полку в каждом подразделении имеются приемники и репродукторы. Работа ленуголков приняла новую форму: красноармейцы каждый вечер слушают радиопередачи.

При полковом клубе организован радиоузел для внутренней радиопередачи. Передается еженедельная полковая радиогазета «Шлем по радио», ведется через узел и воспитательная работа, передаются доклады и концерты.

Радиостроительство перешло и в роты. В полигонной роте радио давно уже имеет своих поклонников. Еще в прошлом году силами красноармейцев Никулина и Шишкова был изготовлен самодельный 4-ламповый приемник БЧ, и с того момента рота получила возможность слушать Москву, Ленинград и др.

Кроме обширного круга слушателей, радио имеет у нас и обширный круг радиолюбителей, которые интересуются, как происходит передача, как самому сделать приемник. Для помощи молодым радиослушателям советом ленуголка еще в прошлом году был организован радиокружок, когорый провел 13 занятий. Хотя и трудна была работа кружка, главное из-за отсутствия средств на практические работы, но все же с десяток ярых радиолюбителей, в период демобилизации, с самодельным ламповым и детекторными приемниками отправились будоражить низы деревни.

В этом году кружок радиолюбителей возобновил свои занятия, проведено уже 5 занятий.

Красноармеец Помилин уже отправил свой самодельный приемник в деревню с подробной инструкцией, и его антенна будет там первой. Кроме того, 8 ламповых приемников находятся в процессе изготовления.

Нужно приветствовать мероприятия командования полка по радиофикации, ибо это, несомненно, еще больше будет содействовать росту культурности красноармейцев, содействовать росту радиолюбительства и тем самым — продвижению радио в деревню!

Ник. Разин.


"Радио Всем", №4, февраль 1929 год, стр. 106

Все красноармейцы — в ОДР.

Несмотря на то, что радио всколыхнуло всю нашу жизнь от верха и до низа; несмотря на то, что радио мощной струей влилось повсюду, — нельзя еще, к сожалению, сказать это про Красную казарму.

Красная казарма далеко не вся радиофицирована, далеко не во всех частях Красной армии есть радиоустановки; еще меньше, среди красноармейских частей ячеек ОДР.

Между тем красноармейцам радио особенно необходимо.

Красноармейцы — это рабочие и крестьяне, которые временно находятся в казарме и по окончании срока службы вернутся опять на фабрики или заводы, в деревни.

И вот именно поэтому красноармейцам особенно важно усвоить радиотехнические знания и навыки. Им особенно полезно знать устройство приемника — как детекторного, так и лампового; им нужно уметь их строить и устанавливать своими силами; им нужно уметь обращаться с фабричной аппаратурой.

Красноармеец-отпускник или демобилизованный красноармеец — один из наиболее активных радиофикаторов деревни.

Красноармеец, приобщившийся к радио, привыкший к нему, уже не сможет потом обходиться без него — радио станет для него необходимостью и всюду, где бы они ни был, он будет стремиться устроить радио, он явится, таким образом, живым и наглядным примером в своем родном городе, в деревне, на заводе; он явится там одним из энергичнейших и активнейших радиофикаторов, организаторов радиолюбителей в ячейки ОДР.

И несмотря на это, не во всех красноармейских частях есть ячейки ОДР, не всюду с достаточной энергией ведется агитация за организацию таких ячеек.

Необходимо, чтобы все части Красной армии были обеспечены радиоустановками.

Необходимо, чтобы не было ни одной красноармейской части без радиокружка, без ячейки ОДР.

Надо, чтобы все красноармейцы по выходе из казармы были радиотехнически грамотными; чтобы дни одиннадцатой годовщины Красной армии прошли под лозунгом:

«Ни одной части Красной армии без ячейки ОДР» и «Радиознания в казарму».

Красноармеец Корзинкин.


"Радио Всем", №4, февраль 1929 год, стр. 106-107

Ячейка ОДР в Военной академии.

В Военной академии РККА им. Фрунзе ячейка ОДР работает уже третий год и насчитывает до полусотни членов, из них многие активисты. В работу радиокружка ячейкой вовлекаются все желающие ознакомиться с радиотехникой из среды слушательского, преподавательского и сотруднического состава; проработав в кружке и ознакомившись с радиотехникой, все они вступают в члены ОДР.

Занятия в радиокружке происходят еженедельно под руководством специалиста-радиста. Работают две группы, прорабатывая теорию и занимаясь практикой. Кружком уже сконструированы: приемник-волномер, усилитель низкой частоты, ламповый регенератор 0—У—1, на очереди постройка 4-лампового интерфлекса, выпрямителя для полного питания установки от сети переменного тока, работа с коротковолновой рацией, которую обещает подарить НКПТ и т. д.

Членами ОДР — слушателями выпускных курсов — строятся радиоприемники по усовершенствованной схеме типа БЧ для себя, используя инструменты и частично материалы радиокружка. Покинувши Академию, эти слушатели, как бы далеко они ни находились от культурных центров, будут иметь возможность слушать все союзные станции.

В прошлом году ячейкой ОДР Академии была проделана большая работа по популяризации радио среди всего состава Академии, была радиофицирована большая аудитория и столовая в основном здании Академии путем подводки трансляции с радиостанции МГСПС. Теперь весь состав Академии с удовольствием во время обеденного перерыва слушает рабочий полдень, а вечерами — лекции, доклады, концерты.

Если 3 года тому назад в Академии редко кто имел детекторный приемник, то теперь около 70% всего состава Академии имеют приемнки, из иих 10% — ламповые установки. Предполагалось даже провести трансляцию по сети во все общежития и снабдить всех желающих репродукторами за минимальную плату в рассрочку, но трансляционный узел ЦДКА в этом навстречу ячейке ОДР не пошел, и общежития остались не радиофицированными.

Радиолюбители Академии, используя зимний сезон для дальнего приема и накопления теоретических познаний, деятельно готовятся к летнему лагерному периоду, когда будет возможность во время полевых поездок брать с собой радиоприемники и пропагандировать радио среди крестьянского населения. А в конце зимнего периода текущего года предполагается устроить в кабинете связи выставку работ и достижений членов ОДР и радиокружка Академии.

О. Гризонский.


"Радио Всем", №4, февраль 1929 год, стр. 107

Радио в песках Каракума.

Город Ташауз находится на южном берегу Аральского моря, в песках Каракума, в 84 километрах от города Хивы и 636 километрах от железной дороги.

Город маленький, развивающийся. Имеется у нас центральная приемная радиоустановка, состоящая из приемника БЧ и оконечного усилителя. Эта установка по проводам обслуживает 60 квартир, красноармейский гарнизон, Дом декханина (крестьянина), клуб, педтехникум (мусульманский) и Рабочий дом. Можно было бы увеличить сеть, но отсутствие провода и телефонов не дает возможности это сделать, достать же таковые очень трудно.

Имеются в аулах три радиоустановки, но они молчат из-за отсутствия сухих батарей, которые получить также очень трудно. Слышимость Москвы отличная; «Рабочая радиогазета» прослушивается ежедневно. Слушать местную Ашхабадскую станцию мешают передатчики, передающие по Морзе депеши на той же волне, на которой работает станция Ашхабад.

Казин.


"Радио Всем", №4, февраль 1929 год, стр. 107

Пример, достойный подражания.

Со второй половины декабря пр. года г. Уфа обогатилась еще одним радиолюбительским кружком, состоящим из командиров запаса. Этот кружок организован при доме Красной армии, правление которого широко пошло навстречу, предоставив нужные помещения для работ и средства. Теоретическая и практическая программа рассчитана на 6 месяцев. Среди командиров запаса нашлись опытные руководители: по теории — физик т. Грибанов, читающий лекции по радио с показательными электроопытами в физическом кабинете «ИНО», и по практическим работам — коротковолновик т. Рыбников.

Кружок имеет уклон на короткие волны и военизацию радиолюбителя-запасника. Конечная цель кружка — научиться строить приемники и передатчики и прием на слух азбуки Морзе.

Силами кружка уже восстановлена и отремонтирована приемная станция и клубный трансляционный узел при доме Красной армии. Заметна тяга в этот кружок комсостава кадра. Товарищи, проводящие активную работу в кружке при ДК, по предложению правления последнего в своих учреждениях освобождены от общественной нагрузки.

Пример такой организации радиолюбителей-запасников РККА требует всяческого поощрения. Неплохо было бы, если бы вопрос о такого рода организации кружков при ДКА вообще был поставлен на страницах журнала.

Н. Кочкин.


"Радио Всем", №4, февраль 1929 год, стр. 107-108

Скоро будет у нас мощная установка.

Год тому назад у нас в N-ском стрелковом полку и следов радио не было. Заманчива для многих была идея иметь приемничек, да как-то все не клеилось дело. Выпишут приемник, ухлопают деньги, а он вдруг и не будет работать; а другие, бывало, прочтут в объявлении, что, мол, стоит ламповый приемник 30 рублей. — Недорого. А как начнут подсчитывать стоимость всего оборудования: телефоны, лампы, питание и т. д., сразу же и охота отпадает. Один из начсостава полка сколотил себе «Шапошникова», начал слушать: Киев слышно, а до Москвы не доберешься. Посоветовали местные студенты техникума «микросолодин» сделать... Сделал... Началось паломничество послушать, да как бы такой тоже сделать... А красноармейцы-отпускники так и поставили вопрос, чтобы клуб для них организовал радиокружок.

Прошло несколько месяцев. И что же мы сейчас имеем? В клубе полка есть БЧ с «Рекордом», но поговаривают уже о мощной установке. Демобилизованные красноармейцы увезли с собой в села детекторные приемники, которые они сами сделали в радиокружке. У начсостава на квартирах, и уже не у одного, ламповые приемники.

Рогов.

"Радио Всем", №4, февраль 1929 год, стр. 108

Радиофикация Дома Красной армии.

(Днепропетровск.)

В прошлом году было не мало справедливых нареканий со стороны командного состава, посещающего ДКА, относительно его радиофикации. Комнату отдыха, где был установлен «Рекорд», в шутку называли «комнатой речеизрыгающей трубы». Название этой комнаты так и сохранилось до сего года. Действительно, единственная комната, хорошо обставленная, вполне соответствовала названию — комнаты отдыха, но... эта проклятая труба не давала в ней спокойно отдыхать. Ясно, что такому представлению о радио способствовало неумение или нежелание поставить правильно радиоработу. Ну, это прошлое, а в прошлом у нас много ошибок, недочетов и пр. во всех отраслях, поэтому перейдем к настоящему.

С приходом из лагерей мнение о радио резко изменилось. Сейчас в комнате отдыха, читальне и пр. вы увидите слушающих с наушниками на голове. Эти уголки отдыха радиофицированы на все 100%. В кинобудке установлен приемник БШ, от которого по проводам дается передача в комнаты. Всем очень нравится, что слушают только те, кто желает, а в прошлом году — хочешь-не хочешь — слушай вопли «Рекорда». О «комнате речеизрыгающей трубы» и помину нет. Наоборот, ждут очереди получить себе трубки.

Необходимо еще упомянуть о двух мелочах большого значения. Одна — это «настраивания», которые мешают слушать радио. Поменьше надо крутить приемник! Другой, — что в библиотеке ДКА тысячи книг по всевозможным вопросам, а по радио — единственный журнал «Радио всем» в одном экземпляре. Это, конечно, заслуживает упрека. Необходимо библиотеку обновить книгами по радио. Это даст возможность слушателям взять книжку и ознакомиться с сущностью радио.

Командир В. К-ин.

"Радио Всем", №4, февраль 1929 год, стр. 108

Дайте радиоустановку.

Одесская артиллерийская школа им. М. В. Фрунзе до сей поры не имеет радиоприемной громкоговорящей станции для массового пользования. Говорить о необходимости и полезности этой радиостанции излишне. Курсанты ожидают радиоустановку в течение нескольких лет. Обещали, что радиостанция будет установлена к Х годовщине Октябрьской революции, но прошла и XI годовщина, а радиоустановки все нет.

Среди курсантов N-ской батареи была попытка установить радиоприемник на собственные средства. Мечта осуществилась, собрали деньги, купили детали и смонтировали приемник. Приемник работал в течение нескольких месяцев, пока лампы «микро» не потеряли эмиссию, батарея накала и анода не иссякли. Ненеобходимо было сменить батареи и лампы, а средств нет. И громкоговоритель замолк.

Необходимо политпросветорганам призадуматься над этим вопросом, изыскать средства и установить в клубе школы мощную радиоприемную станцию, могущую обслужить ленинские уголки красноармейских команд.

Курсант Н. Р.

"Радио Всем", №4, февраль 1929 год, стр. 108

Новые радиовредители.

Радиовредители бывают довольно различных конструкций; чаще всего встречаются безголовые, реже одноголовые, но радиовредители двух... горбые совсем уже чудо. Однако велика и обильна наша земля, — встречаются и такие. Так, например, культработа в Сарахском масштабе (Ташкентский округ) срывается... верблюдом. Там за шесть месяцев кино-передвижка дала для красноармейцев три сеанса, что и было совершенно справедливо найдено неудовлетворительным. Решено было установить радиоприемник. Установили мачту, и красноармейцы готовились слушать «Коминтерн», но мимо шел верблюд и свалил антенную мачту.

Дальнейшие события развивались примерно так:

— А что — будет у нас радио?
— Да ведь оно было.
— Ну так что с того, что было, а где оно?
— Так верблюд же повалил.
— Надо еще поставить!
— Вот глупый народ, чего же его ставить, если двугорбый чорт опять его повалит, ему нетрудно.

Как видно, кое-кто из сарахских культработников носит на плечах не голову, а горб, который мешает радиофикации нашего Союза.

Н. Л.