РАДИО ВСЕМ, №4, 1929 год. НАШИ ЧИТАТЕЛИ О РАДИОВЕЩАНИИ.

"Радио Всем", №4, февраль 1929 год, стр. 108-109

НАШИ ЧИТАТЕЛИ О РАДИОВЕЩАНИИ.

Слушатель предлагает.

Художественные передачи, включенные в программу, часто скучны для крестьянина и молодежи. Нужно больше революционной и бытовой музыки, инсценировок, здоровых вечеров юмора. Желательно устраивать показательные радиопосиделки и художественно-агитационные передачи в дни кампаний, например, выборов в советы, хлебозаготовки и т. д.


Приветствуя организацию заочного обучения, мы считаем необходимым, наряду с радиоуниверситетом, и профтехкурсами организовать сельскохозяйственные курсы, которые дали бы деревенскому активу знания и навыки в колхозном строительстве, кооперировании и других видах деревенской работы.


Раз в неделю (в субботу или в воскресенье) передавать комсомольский литературно-музыкальный журнал.


Упразднить радиокалендарь и объединенный воскресный номер радиогазет.


Раньше журнал «Радио всем» передавался через станцию им. Коминтерна и немало приносил пользы радиослушателям. Но с переходом его на опытную станцию на детекторный приемник слышно не стало, и мы, молодежь, лишены возможности обмениваться радионовостями и слушать полезные советы, которые нам давал журнал по улучшению радиослышимости, а теперь мы его и самого не слышим. Эти советы не так важны для более сильных установок, да притом они и так могли бы его слушать, а мы, детекторники, лишились такого важного журнала.


Надо раз навсегда выключить из передач трансляцию музыки к балету и оперетт. Пьесы из театров лучше передавать из студии, если можно, силами тех же артистов и со звуковыми эффектами. Передача из театров не достигает цели ввиду несоответствующих акустических условий, так как слова трудно бывает разобрать.


Когда-то давно, в газете «Новости радио», один любитель сравнивал радиовещание с «библиотекой без каталога». В настоящее время к радиовещанию это название вполне применимо. С введением сетки стала чуть не ежедневно нарушаться программа.

Новая сетка радиопередачи совершенно обошла целую отрасль культурной работы в деревне, а именно ликвидацию неграмотности. В виду того, что эта работа у нас должна везде стоять на должной высоте и среди массы ликвидаторов имеется большой процент работников, не имеющих никакого специального образования, необходимо провести по радио специальные курсы для ликвидаторов. Необходимо также уделить внимание и неграмотным; нужно развернуть агитацию за грамоту, организовать ликпункты по радио и т. д.


Изменить время передач молодежных и крестьянских и передавать их в 7—8 часов, иначе масса радиослушателей крестьян и молодежи будет лишена возможности слушать свои передачи.


Необходимо организовать заочные сельскохозяйственные курсы по радио.


Радиопередача мало уделяет времени для деревни. Деревне совсем непонятна и не интересна передача музыки, т. е. та тянучка, которая занимает очень много времени. Музыку нужно вести народную и не в таком количестве, в каком она передается.


Вечера юмора передавать непременно и почаще. Гармонистов, конечно, надо оставить. Пение О. В. Ковалевой тоже люблю за оригинальность.


Увеличить передачу деревенских концертов и пьес.


Передачи «Старые большевики у микрофона», информацию из ЦК ВКП(б) и «Крестьянскую радиогазету» вести через станции первой мощности, перенося концерты в это же время со станции первой мощности на станцию второй мощности.


До окончании той или иной передачи диктор объявляет, что такая-то передача окончена, объявляется перерыв до стольких-то часов и минут. Этот порядок объявления перерыва недостаточен. Нужно еще добавлять продолжительность перерыва и вот почему: масса нашего крестьянства часов не имеет и после такого объявления, что объявляется перерыв до стольких то часов и минут, крестьяне не знают — долго ли будет продолжаться перерыв, можно ли ему удалиться от приемника или же сидеть у приемника с трубками на ушах и томительно ждать начала следующей передачи.

Если же диктор скажет, что следующая передача будет во столько-то часов и объявляется, перерыв на столько-то минут, крестьянин, услышав сообщение, что перерыв будет 5—10 минут или более, не имея часов, приблизительно может судить о продолжительности перерыва, и тем самым избавится от необходимости сидеть с трубками на ушах у приемника и ждать передачи.


В новой сетке много уделяется времени разным операм и камерной музыке, которая понятна очень и очень ограниченной части населения. Со станции первой мощности надо передавать два часа в неделю вопросы и ответы, где каждый трудящийся мог бы получить ответы на те или иные волнующие его вопросы.


Я предлагаю передавать все газеты понятным языком, так, чтобы все слушатели могли понять ту или иную газету, а сейчас у нас подчас бывает так, что слушатель слушает, а спроси у него, о чем идет речь, он и не знает.


Я рекомендую для музыки сократить время, давать ее с 9½ вечера и до 12-ти. Мы думаем, необходимо дать музыку и не забыть крестьянство и рабочего.


С целью приближения техники к массам хорошо бы ввести кроме некоторого цикла лекций научно-популярный радиожурнал по типу «Науки и техники» или «Хочу все знать». Кроме того в циклах лекций вы не учли лекции по радио и электротехнике и химии, которые в наше время были бы очень полезны.


Надо передавать в час молодежи следующее: 1. Небольшие рассказы. 2. Стихотворения наших писателей. 3. Музыкальные номера, понятые для молодежи. 4. Отдел «шевели мозгами». 5. Викторину.


Больше времени крестьянской газете и крестьянским концертам за счет сокращения концертов и уничтожения заочной школы первой ступени.


Не мешало бы сократить передачу опер. Уж больно они надоели. Как только начинается опера или балет, кладешь наушники и заземляешь антенну, ничего в них все равно не поймешь. А вот «радиокалендарь» или концерт с песнями народными (хор Пятницкого) слушать хочется — их надо приветствовать.


Исторические концерты надо если не совсем отменить, то наполовину сократить. Кому нужна такая музыка? Для деревни это китайская грамота. Надо давать популярные концерты, они для крестьянской массы ближе подходят.


В концертах надо передавать побольше юмора, в часы художественной литературы, которые надо устраивать тоже чаще, передавать героические рассказы и научную фантастику, и, наконец, надо увеличить передачу научных бесед как для крестьян, так и для слушателей-радиолюбителей и передавать хоть раз в день проверку времени.


Передачу гимнастики по радио считаю преждевременным. Мы еще технически не выросли до этой передачи. Для этого надо иметь большую сеть громкоговорящих установок, а у нас их ничтожно мало (не надо забывать, что большинство громкоговорителей общественного пользования утром не работают), а с наушниками заниматься гимнастикой — пользы получится немного.


Необходимо включить в сетку специальную передачу антиалкогольного характера. В деревне пьянство начинает завоевывать себе прочное место, надо пользоваться каждым удобным случаем для проведения антиалкогольной кампании.