РАДИО ВСЕМ, №4, 1929 год. КАК ВЫРАСТАЮТ ТВОРЦЫ...

"Радио Всем", №4, февраль 1929 год, стр. 118-119

КАК ВЫРАСТАЮТ ТВОРЦЫ...

Нет еще таких лучей, которыми можно было бы пронизать глубины советской страны и дать на экране живое и полное отражение величайшего творчества. Нет еще способа заглянуть в отдаленные уголки «радиоглазом» и видеть растущие ряды энтузиастов. Нет возможности представить общую картину хода достижений — затраты энергии, преодоления препятствий и радости успеха.

Лишь отдаленные точки мелькают перед нашими глазами и быстро уходят вдаль, сменяемые другими частицами отображения жизни — глубокой, захватывающей, восхищающей. Остановим свой взгляд на одной из них...

Станция Кавказская. 1927 г. Из железнодорожного клуба тянется трансляционная линия на квартиры транспортников. Одна из телефонных «точек» попадает к товарищу К., бывшему слесарю и телеграфисту. Он может слушать все, передаеваемое трансляцией. Он доволен, но не надолго. Трансляция ограничивает возможность приема. Из насыщенного радиоволнами эфира нельзя брать любую станцию по желанию слушающего. Нет искания в эфире. Нет возможности исследования переплетающихся в эфире волн. Нет опыта непосредственного приема — овладения одной частью сложного радиопроцесса. И, наконец, нет ощущения связи, хотя бы односторонней, со всеми радиовещательными точками Советского Союза.

Многие не понимают, почему именно тянет к радиоприемнику даже тогда, когда есть возможность слушать радиовещание другим путем. Многие не понимают, чем вызывается «радиоболезнь», когда одержимый ею тратит вечера и ночи напролет, чтобы поймать какую-нибудь станцию. Никто не вдавался в глубокие основные причины этой «радиоболезни» — причины, коренящейся в стремлении многих и в особенности молодежи к исследованию, к проникновению вдаль.

Так вот т. К., неудовлетворенный трансляцией, задумал иметь приемник. Но от дум, планов до их осуществления — большая дистанция. Первое — незнакомство с электротехникой, второе — незнакомство с такими деньгами, которые нужны для покупки приемника.

Полтора года идет чтение электротехнической и радиолюбительской литературы. Май месяц 1928 г. становится историческим для товарища К.; у него появляется сделанный собственными руками приемник. Он стесняется теперь рассказывать, как и из чего он собирал его. Так, в ламповом приемнике была только одна, купленная во Владикавказе, часть — это панелька для ламп, а все остальное, включая переменный конденсатор, включая контакты, клеммы, сделано им самим. Почти два года усилий потребовалось для того, чтобы овладеть радиотехникой и создать приемник, посредством которого он может перебегать от одного города к другому, может знакомиться с радиовещательными станциями СССР и заграницы, может итти дальше в радиотехнических знаниях.

Может быть на этом месте т. К. делает остановку, может быть прекращаются поиски, угасает мысль? Нет, мысль идет дальше, она ищет выхода в обмене мнений, в расширении круга опыта. Появляется все более усиливающаяся тяга к ОДР.

Но здесь-то опять начинаются искания жизни в организации ОДР — жизни, не всегда приметной. Далеко не так, далеко не с такой энергией, пылкостью отдаются многие организаторы, участники ОДРовских коллективов. Такие, как товарищ К., часто не находят совета, не находят отклика дальнейшим устремлениям, не находят опоры в экспериментальных работах.

Мы взяли отдельную точку, мелькнувшую перед нашими глазами в виде корреспонденции. Мы глянули лишь бегло на весь этот длительный и сложный процесс радиолюбительского творчества. С таким же, как и т. К., трудом — еще бо́льшим, а иногда несколько меньшим, — складываются, формируются радиоисследовательские частицы. Мы отмечаем часто и в печати и на наших собраниях вялость, спячку, формализм отдельных групп, организаций ОДР. Мы много и часто бичуем огромные пробелы, недостатки в радиофикации, радиолюбительстве.

Но уменьшить, уничтожить эти недостатки можно только тогда, когда появятся усиленные кадры радиотехников с заложенным в них творческим началом. Этому нужно помочь, к этому нужно чутко относиться. Далеко не всегда на всех ступенях организации ОДР, а еще больше тех организаций, которые должны были бы помогать радиолюбительству, оказывается радиолюбителю действительная помощь. Нужно итти к тому, чтобы каждая из ОДРовских ячеек обволакивалась, окружалась бы все более многочисленными кадрами тех незаметных в глубинах страны радиолюбителей-творцов, которые могут обеспечить Советский Союз крепкими кадрами — энергичными и преданными делу радиофикации.

В этих одиночках, коллективах отражается часть великого исследовательского и трудового подъема, который идет в рабочих и крестьянских недрах и в особенности среди молодежи.

Так вырастают творцы...

А. Р. Т.