РАДИО ВСЕМ, №6, 1929 год. РАДИОПРОМЫШЛЕННОСТЬ НА ЗАПАДЕ.

"Радио Всем", №6, март, 1929 год, стр. 180-181

РАДИОПРОМЫШЛЕННОСТЬ НА ЗАПАДЕ.

В течение трех месяцев — сентябрь—ноябрь — состоялись четыре крупные выставки по радио: в Берлине, Лондоне, Нью-Йорке, Париже — следом одна за другой.

По счету 5-й смотр не обошелся без «гвоздя», несмотря даже на то, что всюду замечалось колоссальное оживление, громадное количество экспонатов и рекордное количество посетителей.

Так, например, в Берлине было отведено под выставку 350 павильонов площадью (общей) 10 000 кв. метр., в Нью-Йорке выставляло 147 фирм, в Париже — 268 и т. д.

Всюду замечается ставка на «высокие качества», которые для Германии означают — селективность и большое усиление, и соединенные еще с огромной роскошью артистической отделки — для Нью-Йорка. Лондон в этом вопросе занимает промежуточную стадию. Париж же остается нейтральным, так как дальше некоторой отделки старых моделей трех- и четырехламповых приемников не ушел.

Характерно, что выставки прошлых лет прошли (особенно для Германии) под лозунгом «дешевого приемника». А теперь, например, американцы сами настолько поражены обилием роскошных моделей, что не могут разобраться в том — признак ли это исключительного богатства страны или же фабриканты пожелали выставлять только «лучшее», что у них имеется.

Доминирующую роль на выставках занимали следующие аппараты и детали.

  1. Аппараты с упрощенной настройкой: «одной ручкой — 22 станции» для Германии (рекордный и, видимо, не особенно удачный приемник) и на 6 станций для Англии1). Упрощение настройки достигается, разумеется, за счет применения одной общей оси настройки для контуров высокой частоты — конденсаторов, вариометров и «связей» между контурами. Конденсаторы переменной емкости особенно характерны для Лондона, где преобладают конденсаторы логарифмического типа.

  2. Питание ламповых устройств от городских сетей постоянного или переменного тока; лампы с накалом на переменном токе встречаются при этом двух типов: с толстой короткой нитью или со специальным катодом, подогреваемым от нити накала на переменном токе.

    Интересны цифры сравнения стоимости приемников в Берлине и Лондоне (берется стоимость двухлампового приемника).

      Лондон Берлин
    На переменном токе .... 130 р. 45 р.
    На постоянном (городск.) токе .... 200 » 70 »

    Расценки подчас не лишены и элементов комизма: так, напр., в Париже продавался на выставке 7-ламповый супергетеродин за 58 рублей, в то время как рядом с ним продавались громкоговорители за 100 и 125 рублей.

    Разумеется, что эти хаотические расценки явились только бедствием наличия сильной конкуренции.

  3. Развитие лампового хозяйства шло по линии выпуска мощной оконечной лампы с малым анодным напряжением (Германия — 20 ватт 400 вольт на аноде) и двухсеточной лампы с большим коэффициентом усиления с малой емкостью между анодом и сеткой, т. е. лампы с экранированным анодом. Всюду чувствуются в этом отношении настойчивые (но неуверенные) шаги, за исключением Франции, которая идет позади. Правда, появились там трехсеточные лампы, но видимо успехом они не пользуются (как и многократные — в Германии). Начинают проникать на рынок и лампы с автоматической регулировкой тока накала путем использования барретеров2).

  4. Интересная картина наблюдается в развитии громкоговорительной техники: идет ожесточенный спор между двумя типами — электромагнитным3) и электродинамическим4). А в Германии прибавился еще и появившийся там уже несколько лет тому назад — электростатический5) тип.

  5. В Германии все три системы были представлены на выставке в более или менее равной пропорции, причем дешевые типы расценивались 12—15 рублей и более, дорогие — 30—40 рублей.

    В Англии — несколько преобладала электромагнитная система, как и в Америке: в Нью-Йорке из 6 выставленных типов репродукторов 29 шт. были электродинамического типа и 35 — электромагнитного, причем только 9 фабрикантов дали громкоговорители с трубой: 50 фабрикантов, выставивших остальные типы громкогогорителей, представили в виде настольных ящиков, кабинетных мебельных моделей (ламповые абажуры, веера для тени от ламп и пр.).

  6. Передвижки имели исключительно большое распространение на лондонской выставке, в виде так наз. приемников «конца недели» («Weekend»), при цене от 35 до 350 рублей. Используется в этих приемниках главным образом двухсеточная лампа с экранированным анодом.

  7. Весьма широко была развита группа комбинированного радиоприема и усиления граммофонной музыки: из 87 моделей, выставленных в Нью-Йорке — 70 моделей относились к комбинированной модели.

    Особенное обилие граммофонных устройств с усилением обнаружилось в Париже; невольно встает при этом вопрос — не потому ли наблюдается это наводнение граммофонов с усилением, что плохо поставлен вопрос с радиовещанием.

  8. Без особых новостей, но в хорошем выполнении и в огромном выборе были представлены детали для любителей.

  9. Некоторое место было отведено производителям батарейного хозяйства, но кардииального они ничего не дали.

  10. Коротковолновый отдел с моделями для 10—20 метров до 100 и 2 000 метров имел большое распространение в Берлине и Лондоне. Отмечается особо резкое развитие этого дела в Англии, корни которого, как не трудно понять, находятся в специфической «колониальной» организации страны: необходимо сородичей в самых дальних уголках колоний обеспечить приемом английской радиовещательной программы центрального передатчика «Челмс-форда» на волне 24 метра; необходимо дать англичанам возможность «связаться» между собой через моря, океаны и «чужие страны» на «любительских» аппаратах, необходимо для «нужной минуты» обеспечить «связистов» и мн. другое. И мы видим то обилие коротковолновой аппаратуры, которое даже немцы встретили с некоторым удивлением.

    Несмотря на широко поставленный отдел в Нью-Йорке отмечено, что посетители им меньше всего там интересовались.

  11. Зато гвоздем сезона явилось всюду ожидавшееся с особым напряжением говорящее кино, передача изображений и телевидение. В Нью-Йорке дошло даже до вызова полиции — так ломилась публика к павильонам Дженераль-Электрик-Компани, Давеи Компани и Картер-Электрик-Компани, выставлявших свои аппараты данной категории.

    Отзывы о нью-йоркских достижениях (упомянутых фирм) сравнительно бедны — упомянуты только типы «А» и «В», отличающиеся размерами воспроизводимых изображений, причем модель, работающая от городского переменного тока, получила всеобщее признание.

    Что касается Лондона, то отзывы противоречивы, причем интересно то обстоятельство, что англичане отзываются о Лондонской (Бердовской) установке телевидения так же скверно, как немцы о своих (Берлинской) Каролуса и Михали. Наблюдаемые при передаче явления или объекты сопровождались крайне сильным дрожанием, мерцанием, неустойчивостью. Одним словом — установки якобы смогли только убедить публику в том, что основные вехи на пути развития телевидения уже расставлены; остается еще основательно расчистить дорогу, прежде чем говорить о решении проблемы телевидения полностью.

    И вместе с тем — в отзывах об английской установке (Берда) немцы не жалеют красок в похвалах, утверждая, что задача телевидения разрешена ими не хуже, чем получение первых кинокартин лет 30 тому назад: имеется, мол, некоторое мерцание и неустойчивость, но вполне уже приемлемые. Вот как описывается работа Лондонской установки берлинским корреспондентом журнала «Функ», № 43, октябрь пр. года: «Передача происходила без искусственного освещения (при живом свете) на расстоянии около 2 километров, по радио. Приемное устройство было немногим более многолампового приемника. В центре удлиненного экрана из матового стекла появились сначала неясные контуры мужчины: через несколько секунд регулировки изображение стало настолько отчетливым, что можно было ясно и отчетливо различать кончики волос, зрачки глаз, брови, очертания рта. «Добрый вечер» он произносил так, как будто кто-то это произносил около вас в той же комнате. По телефону присутствовавшие могли вызывать по желанию публики самые разнообразные демонстрации самых различных людей, и демонстрация чтения рассказов сменяла пение романсов, курение папирос, причем облака дыма при этом вполне отчетливо подымались вверх на изображении на матовом стекле».

    В Берлине было выставлено одновременно 2 прибора телевидения: Каролус-Телефункен и венгерского инженера Михали. Экран в 1-й системе равен 75 × 75 см2; у Михали он много меньше (примерно 10 × 10 см2) и слабей по яркости (чем первый); Каролус использует для своей передачи 10 000 точек, а Михали различно — от 40 000 до 2 500.

    В отделе передачи изображений «Полицейское управление» выставило применяющиеся у них аппараты Корна, изготовления фирмы Лоренц — последней усовершенствованной модели с калиевым фотоэлементом и со «световым телефоном» в виде струнного электромагнитного затвора.

    О парижском «гвозде сезона» известно только то, что демонстрировалась любительская установка передачи изображений Белена, где в течение 6—8 минут изображение размером в открытку передавалось достаточно удовлетворительно благодаря применению весьма тонкого штриха.

Уголок Берлинской радиовыставки.

На всех выставках имелся более или менее хорошо обставленный радиовещательный отдел (в Берлине — даже с «историческим разрезом» — там была воспроизведена в точности 1-я студия инж. Герлях, созданная им в Кенигевустергаузен при первых опытных передачах в октябре 1923 года); довольно хорошо обставлена была статистика, обработка программ, писем и пр.

Общее впечатление по вопросу о состоянии радиопромышленности складывается таким образом в пользу Германии и отчасти Англии, где развитие ее идет здоровыми оригинальными путями, увязанными с современным уровнем техники этого вопроса. Хуже обстоит с Америкой — в смысле уклона в сторону роскоши и совсем плохо с Францией — из-за какого-то консерватизма, из-за застывших форм, в которых там очутилась радиопромышленность.

Характерно, что Парижскую выставку посетило большое количество иностранцев; это связано вероятно со ставкой на дешевый прибор, которая до сих пор держится (не в пример другим странам) во Франции.

В заключение остается пожелать, чтобы и у нас устроили выставку с охватом и промышленности и радиовещания. Правда, мы не смогли бы похвастать сотней моделей громкоговорителей, сотнями приемников и пр. Но необходимо иметь в виду, что и у нас имеются готовые модели приемников, работающих «целиком от переменного тока», приемников с упрощенной настройкой (одной рукояткой) по патенту инж. Э. Я. Борусевича; имеются и громкоговорители упрощенной конструкции (типа малого «Рекорда» с постоянной настройкой), имеются и весьма селективные с большим усилением передвижки (с малой рамкой) в центральной приемной лаборатории «Электросвязи» у инж. И. М. Лебедева; имеются и аппараты передачи изображений (Шорин и Чернышев) и говорящее кино и многое другое. Уровень западных достижений по радиотехнике (Европы и Америки) нам по плечу. Остается рассчитывать еще и на то, чтобы мы, наконец-то, начали равняться по уровню массовости производства; один большой козырь в этом отношении — в наших руках — возможность стандартизованной работы!

В. Д.


1) «Так — чтобы женщина или ребенок могли настраиваться» — в Америке.

2) Барретер — тонкая железная проволока, накаливаемая током до темно (вишнево)-красного каления; обладает способностью, в определенных пределах менять сопротивление пропорционально приложенному напряжению, т. е. сохранять постоянство силы тока (в частности — в цепи накала лампы); чтобы проволочка не горела в воздухе, ее помещают в запаянный стеклянный баллон с водородом

3) Основан на принципе притяжения к электромагнитам якорька из мягкого железа.

4) Основан на принципе притяжения к электромагнитам катушки, по которой проходит ток звуковой частоты.

5) Основан на принципе притяжения между пластинами конденсатора заряженными разноименно: одна пластина делается при этом гибкой, подвижной.