РАДИО ВСЕМ, №18, 1929 год. УСТРАНЕНИЕ СУЛЬФАТА С ПЛАСТИН АККУМУЛЯТОРОВ.

"Радио Всем", №18, сентябрь, 1929 год, стр. 528

УСТРАНЕНИЕ СУЛЬФАТА С ПЛАСТИН АККУМУЛЯТОРОВ

Пользуясь для питания своих приемников аккумуляторами, а также сталкиваясь с клубными установками, питаемыми от аккумуляторных батарей, я часто останавливался перед вопросом, как добиться быстрейшего удаления сульфата с пластин, подчас довольно глубокого. Известные мне раньше способы: 1) добавления к электролиту 10% раствора глауберовой соли, 2) медленной зарядки слабым током с пониженной плотностью электролита и 3) аммиачной ванны с зарядкой слабым током, требовали для полного удаления сульфата довольно продолжительного времени на зарядку, а следовательно и обходились эти способы довольно дорого для нашего радиолюбительского кармана. Наконец, в № 13 «Радио всем» за 1928 г., на стр. 351 я нашел еще один способ исправления пластин аккумуляторов, предложенный т. Маликовым Ю. С. (Москва). Способ заключался в зарядке аккумулятора током, но с заменой нормального электролита раствором двууглекислой соды (питьевой). Для пробы мною был взят особенно запущенный 4-вольтовый аккумулятор, с сильно сульфатированными пластинами, провалявшийся в сарае около 2 лет, емкостью около 12 ампер-часов. Эти пластины я в течение 4 часов отмачивал в обыкновенной теплой воде, после чего, промыв их волосяной щеткой для рук (конечно, чистой), поместил их в сосуды, наполненные раствором питьевой соды (2 чайных ложки на стакан дождевой воды) и поставил под зарядку. Зарядка производилась от механического однополупериодного выпрямителя через понижающий трансформатор силой тока в 1,25 ампера, в продолжение всего лишь 26 часов, причем кипение началось уже на 15 часу, но ввиду того, что кое-где оставались следы сульфата, я продолжал зарядку. Когда я вынул пластины из сосудов, то положительные пластины имели шоколадный (темный) цвет с кое-где местами поднявшейся тонкой коркой сульфата; отрицательные же пластины были покрыты слоем металлического свинца серого цвета, (пластины с активной массой). Вольтаж двух элементов был равен 3,5 вольтам. Промыв пластины в дождевой воде, опять со щеткой, я опустил их в дождевую воду, разделив положительные от отрицательных, и сменял воду, каждый раз промывал особенно тщательно, дабы не осталось следов соды, ибо она нейтрализует серную кислоту. Первая ванна сменена была через 10 часов, две последующие через 4 часа каждая, после чего аккумулятор был собран, залит кислотой плотностью в 22° по Боме и поставлен под зарядку, опять же с вышеуказанной силой тока, каковая для данного аккумулятора является нормальной (1/10) его емкости). Длительность зарядки составляла 24 часа, плотность кислоты к концу заряда поднялась до 27—28° по Боме, появилось кипение и напряжение каждого элемента поднялось до 2,7 вольта. Аккумулятор после этого был пущен в эксплоатацию и сейчас работает наравне с новыми. Точно такое же испытание мною было проделано и с двумя другими аккумуляторами, купленными специально для этой цели на базаре, причем результаты и здесь были получены такие же, как и с первым.

Таким образом на восстановление аккумулятора, было истрачено лишь 72 часа, т. е. трое суток, при стоимости всей процедуры восстановления около 1 рубля, что в сравнении с ранее указанными способами является совершенно ничтожным в отношении как затраты рабочего времени, так и стоимости затраченной энергии.

Указанный т. Маликовым способ, на основании испытаний, произведенных мною и описанных выше, можно горячо рекомендовать, так как он заслуживает полного доверия и является особенно ценным в условиях питания наших приемных устройств от аккумуляторных батарей в деревне.

Могу еще рекомендовать любителям, ввиду возможности плохой промывки, после нормальной зарядки с серной кислотой, сменить кислоту, предварительно зарядив аккумулятор, и поставить его снова на зарядку.

Ф. Игнатов