РАДИО ВСЕМ, №18, 1929 год. УГОЛОК МОРЗИСТА.

"Радио Всем", №18, сентябрь, 1929 год, стр. 537-538

УГОЛОК МОРЗИСТА.

Уголок ведут М. М. Красовский и М. А. Вольфберг


ОТ РЕДАКЦИИ

Подходит осень, приближается зима, — лучшее время для учобы.

В нашем отделе «Ячейка за учобой» мы приводим ряд тем для занятий кружков по радиотехнике.

Организации и ячейки ОДР выделяют различные кружки по различным отраслям радиознаний.

В числе этих кружков важное место должен занять кружок по изучению азбуки Морзе.

Мы здесь не будем подробно останавливаться на значении азбуки Морзе для радиолюбителей, — об этом не раз писалось как в самом журнале «Радио всем», так и в коротковолновом приложении. Однако, мы считаем необходимым отметить здесь, что знание азбуки Морзе и умение пользоваться ею для приема на слух значительно расширяет область доступного радиолюбителю эфира.

Необходимо помнить, что дальность действия радиотелеграфа значительно больше, чем радиотелефона, и что знание азбуки Морзе дает возможность слушать не только одни концерты и доклады, но и различные передачи многих телеграфных станций, чего лишен радиолюбитель, незнакомый с азбукой Морзе.

Что касается коротковолновиков, даже тех, которые имеют только приемник, а не передатчик, то для них знание азбуки Морзе необходимо. О коротковолновиках, имеющих передатчики, распространяться нечего.

Для того, чтобы иметь возможность передавать и принимать азбуку Морзе на слух, необходимо не только знать буквы азбуки, но владеть ею в совершенстве, принимать ее на слух.

Научить радиолюбителя азбуке Морзе — такова задача нашего «Уголка морзиста».

К изучению азбуки Морзе мы призываем всех друзей радио, радиолюбителей и радиослушателей.

Наш уголок будет вестись по типу «ячейка за учобой», в форме бесед. Беседы охватят полностью весь курс Морзе, начатая со способов запоминания, объяснения работы на ключе, описания самого ключа и объяснения устройства зуммера.

Кроме того там будут даны правила радиообмена, позывные, коды и т. д. Все беседы будут сопровождаться практическими занятиями и по каждому циклу лекций будут предложены задачи. По окончании всего цикла будет проведена проверка знаний и организован конкурс на лучшего морзиста.


ЗАНЯТИЕ 1-е

Приступая к систематическому курсу заочного обучения Морзе, учащемуся необходимо усвоить первоначальные положения, дающие толчок к планомерному изучению слухового приема, правильной постановке руки на ключе и приобретению необходимого навыка для любительского радиобмена. Цикл наших бесед, предназначенный в помощь заочному обучению Морзе, охватит следующие темы:

  1. Морзе. — таблицы сигналов и их усвоение:

    А. Русские,
    В. Иностранные.

  2. Передача сигналов — постановка руки.
  3. Радио-жаргон — коды и правила ведения обмена.

1. Морзе.

Телеграф, в отличие от телефона, весьма ограничен в своих возможностях воспроизведения сигналов.

Вместо пения, разговора, и передачи всевозможных звуков, проволочный и радиотелеграф могут воспроизвести лишь один сигнал — черту: звуковую в телефоне, либо письменную на ленте (в зависимости от системы приемного устройства). Несмотря на свою кажущуюся ограниченность, телеграф имеет перед телефоном целый ряд преимуществ: им достигается гораздо большая скорость передачи, уточняется и сводится к минимуму возможность ошибок. Поскольку мы имеем дело с ясно принятым условным международным сигналом, облегчается обмен шифрованными, трудно произносимыми словами и, наконец, устраняется необходимость знания иностранных языков между двумя переговаривающимися любителями, так как на помощь им приходит шифр или код, передаваемый простыми, едиными во всем мире сигналами.

Морзе дал миру простое и вместе с тем гениальное изобретение — аппарат и азбуку, названные его именем. Нажимая ключ, мы получаем на движущейся ленте ровную черту. Отпустите ключ — пишущее колесико отпадет от ленты и черта оборвется. Из различных комбинаций длинных и коротких черточек (последние мы условимся впредь называть точками) состоит вся азбука. Выше приводится полная таблица знаков Морзе. От учащегося требуется внимательно просмотреть ее, стараясь попутно запомнить простейшие (первые) группы. Заучивать тщательно следует лишь 5 и 6 группы, остальные настолько просты, что запоминание их не представит особых затруднений.

При рассмотрении сигналов бросается в глаза их равномерность — длина точек и тире абсолютно одинакова.

Попробуйте расшифровать это слово и запомните.

Правило 1:
Расстояние между буквами равно одной точке.

Важно соблюдать нужные интервалы (промежутки).

Правило 2.
Расстояние между словами равно трем точкам.

Задача 1.

Прочтите, что здесь написано:

(увеличенное изображение)

Задача 2.

Укажите, какие ошибки здесь допущены:

Задача 3.

Возьмите газету и перепишите знаками Морзе небольшую статью, учитывая опыт, извлеченный из задачи 2, переписывайте полностью, со всеми знаками препинания, стараясь заглядывать в таблицу только в случае крайней необходимости.

Приобретя минимальный навык, решите задачу 4.

Задача 4.

Напишите знаками Морзе данные ниже зашифрованные слова, затем переверните листок «вверх ногами» и прочтите написанное обычным порядком, с верхней строки и слева направо.

Избегайте ошибок задачи 2, иначе вы не расшифруете написанного.

РР МЕСГ ОИУНР РР НФНАРДБ РР НТСИЮРОМ МОКФОВД РР С ЬЮЦГС ЕТЧИГИБРЕУУОП Ю; ИМНУЕСУЖ ИМИШНА АЮ ЕТИУЕФС; ГОГСИЮРОМ ИКБД; ЕТЧДЮИАНВРО; ЕЮРОМ ЕТЧАЙДЮИ. ЦФЕТИЖЗФ РОЮОВДРК ТИРИШСАР ИТСОАТОМИРВЕАОИУНР ЦИЯНУИГКИФ.

Выполнив эту задачу, вы можете считать себя успешно начинающим морзистом. О всех неясностях посылайте запросы редакции «Радио всем», прилагая марку на ответ.