РАДИО ВСЕМ, №1, 1930 год. УРАЛЬЦЕВ ЗА УШКО НА СОЛНЫШКО

"Радио Всем", №1, январь, 1930 год, стр. 5

УРАЛЬЦЕВ ЗА УШКО НА СОЛНЫШКО

В последних номерах журнала «Радио Всем» мы указывали на те значительные недостатки, которые имеют место в деле реализации первой крестьянской радиолотереи. В этих заметках мы давали общую оценку деятельности как почтово-телеграфных предприятий, так и организаций Обществ друзей радио. Однако, в связи с необходимостью еще больше привлечь общественное мнение к этому большой важности вопросу, с одной стороны, и с другой — к выявлению наиболее отсталых районов, мы считаем необходимым остановиться на отдельных районах деятельности почтово-телеграфных предприятий.

Всем известна колоссальная территория Урала, его населенность и та большая нуждаемость, которая в этом районе ощущается в радио. Урал до сих пор находился в отношении радиофикации в худших условиях, чем другие районы, благодаря его отдаленности от центра и установке там лишь недавно своей широковещательной станции. Естественно, что радиофикация этого района должна проводиться более усиленным темпом. Любопытно, как же учли это обстоятельство местные почтово-телеграфные предприятия, которым поручена продажа билетов и организация ОДР, которым надлежало в этом районе развить наиболее активную работу? Для того, чтобы наши замечания не были голословны, мы приведем цифры, к сожалению, достаточно безотрадные и характеризующие полную недооценку значения Первой крестьянской радиолотереи. На все Уральское управление связи было выслано еще в мае месяце билетов в количестве 80 500 шт., т. е. на 40 250 руб., и в результате за 7 месяцев продано по всему Управлению всего на 4 768 руб. Другими словами, около 10% высланного количества билетов. Здесь небезынтересно указать, что Уральское управление связи объединяет 2 722 почтово-телеграфных предприятия. И все эти предприятия, получив билеты в мае, за все время продали билетов всего на 4 768 руб., что составляет 2 руб. на каждое предприятие. 2 рубля на каждое предприятие! И это за 7 месяцев «активной» работы и «сознательного» отношения к радиофикации Урала. Мы полагаем излишним комментировать эти позорные цифры и лишь в целях ознакомления широких масс и радиообщественности с организациями, проявившими такой «энтузиазм» к Крестьянской радиолотереи, мы считаем необходимым ниже перечислить эти «отличившиеся» предприятия. Говоря о почтовых предприятиях, мы одновременно с этим говорим и о соответствующих организациях ОДР.

Наименова-
ние предприя-
тия
Количество
объединяем.
контор
На какую
сумму вы-
слано биле-
тов
На какую
сумму прода-
но билетов
Златоуст........ 68 1 000 р. 192 р.
Ирбит........ 84 500 »
Ишим........ 106 500 »
Кудымкор........ 115 500 »
Кунгур........ 218 1 500 » 548 »
Курган........ 130 750 » 156 »
Нижн. Тагил........ 126 500 » 80 »
Пермь........ 377 1 500 » 50 »
Сарапуль........ 196 500 » 200 »
Свердловск........ 156 12 500 » 2 725 »
Тобольск........ 73 500 » 315 »
Троицк........ 74 250 »
Тюмень........ 114 1 000 »
Соликамск........ 110 250 » 125 »
Уфа........ 541 15 000 » 159 »
Челябинск........ 105 2 500 » 225 »
Шадринск........ 129 1 000 » 80 »

Указанная сводка составлена по состоянию на 1 декабря с. г. На сегодняшний день «существенных перемен» на этом участке, к сожалению, нет. Следует отметить, что каждое из предприятий в свою очередь еще имеет целый штат письмоносцев и таким образом каждый из этих предприятий обслуживает колоссальное количество населения. Таким образом, если бы пожелали исчислить, какая частица из двух проданных билетов, проданных каждым предприятием, падает на одного обслуживаемого гражданина, то мы получили бы какие-то неисчислимые частицы билета. Положение, создавшееся на Урале с реализацией Первой крестьянской радиолотереи, требует пристального внимания всей общественности и, прежде всего, организации ОДР. Необходима срочная мобилизация всех общественных организаций, необходимо использовать местную печать, необходимо срочное участие «легкой кавалерии» комсомола.

Нет сомнения, что такое положение вызвано пассивностью всех заинтересованных организаций. Трудно согласиться с тем, что какие-то «объективные» условия могли помешать своевременной реализации билетов на такой колоссальной территории, при таком большом количестве почтовых предприятий и при таком стремлении, особенно деревни, к ускорению радиофикации. Не объективными причинами, вернее не изысканием этих причин, нужно сейчас заняться, а немедленным, решительным переломом нужно исправить такое безобразное отношение к интересам деревни.

Деревенский актив должен помочь не только выявлениям бюрократов и чиновников почтово-телеграфных предприятий, но и активно содействовать всему делу, на которое уже затрачено так много общественных сил и энергии.