РАДИО ВСЕМ, №2, 1930 год. ПО ЭФИРУ

"Радио Всем", №2, январь, 1930 год, стр. 53-54

ПО ЭФИРУ

В текущий радиосезон наш любитель дальнего приема вступил несколько поиному вооруженным, чем это было в прошлом году, да и обстановка в эфире стала несколько иной. В прошлом году у нас «орудиями» дальнего приема служили те же приемники, как и два-три года тому назад, те же лампы «Микро» и «Р-5», те же вечно «садящиеся» сухие батареи и лишь в лучшем случае аккумуляторы. Тот же пресловутый «регенератор» во всех его видах... свистящие «нейтродины» и махины супера у «привилегированных» любителей. Трудно было найти выход из этого круга: микролампа — сухая батарея — регенератор. Однако сейчас наметился определенный сдвиг, давший возможность хотя бы наиболее передовым любителям обновить и действительно усовершенствовать свои приемные устройства. Сильный сдвиг наметился в области применения полного питания приемника для дальнего приема от сети переменного тока. Еще недавно с большой опаской и недоверием говорили о питании накала приемника от переменного тока даже для местного приема. Теперь же в некоторых любительских конструкциях вопрос питания накала от переменного тока даже в приемниках дальнего приема почти полностью разрешен. Несколько затруднительно наладить питание детекторной лампы — наши обычные лампы, в качестве детекторных, при питании их переменным током обычно работают неудовлетворительно. Питание же усилителей высокой и в особенности низкой частоты не встречает больших затруднений.

Другой сдвиг наметился в области применения ламп МДС для дальнего приема. Усилиями наших любителей удалось «переделать» обычные наши, не отличающиеся особо хорошими качествами, лампы МДС (двухсетки) в «экранированные». Настоящие экранированные лампы уже широко распространены за границей. Не так уже давно, — всего несколько месяцев тому назад, в журнале «Радиолюбитель» в статье с описанием новинок заграничной радиотехники говорилось, что из новых деталей и на новых заграничных лампах можно построить такой приемник типа 1-У-1, что при приеме под Москвой на него нельзя будет принимать заграницу, настолько оглушителен будет прием. Мы берем на себя смелость думать, что наши любители начали догонять заграницу сами, не дожидаясь пока радиопромышленность займется этим делом. На «новый» приемник, построенный на «новых» лампах старого типа МДС, можно было слушать заграницу даже в Москве. Именно можно без всякой натяжки. Оказалось, что с применением ламп МДС в качестве экранированных, удалось значительно улучшить наши приемные устройства для приема дальних станций, увеличить громкость приема и избирательность приемника. А главное — наш передовой любитель, жаждущий рекордов громкости и дальности приема, получил в свои руки новый богатый материал для экспериментирования.

Наконец, возможности экспериментирования значительно расширились еще и потому, что мощность многих передающих заграничных станций повысилась. В прошлые годы радиостроительство шло главным образом по пути строительства новых, зачастую маломощных станций. В минувшем же году новых станций выстроено сравнительно немного, зато сильно увеличена мощность большинства уже существующих радиостанций.

Резко выделилась из общего уровня Чехословакия, ставшая самой «громкой страной» в эфире. Увеличилась мощность Косица, Братиславы, «грозит» увеличить свою мощность Брно; Прага уже соорудила «сверхмощный» передатчик, который любители скоро смогут услышать. Появилась на свет новая, не лишенная голоса, «Моравска Острава».

Германия не дала почти ничего нового. Зато Англия «обзавелась» отличными (двумя) передатчиками в Брукманс-Парке, каждый по 30 киловатт.

В Осло буквально «гремит» новый 60-киловаттный передатчик.

Не «подкачали» и испанцы. Барселона и Севилья потеряли теперь свое прежнее обояние для эфиролова, увеличив сильно свою мощность, вследствие чего они почти регулярно принимаются на громкоговоритель. Экзотический Алжир с его арабскими мелодиями стал достоянием любого начинающего любителя, впервые начавшего «крутить» обратную связь.

Громче заговорили и другие страны — всех их и не пересчитать. В общем тесно стало в эфире. Тесно, несмотря ни на какие «пражские» или иные планы. Станции «ползают», свистят... От приемника требуется огромная избирательность, да часто никакая избирательность не помогает. Повидимому, мы скоро вновь будем стоять перед проблемой пересмотра всего радиовещательного диапазона и перед принятием каких-то новых мер для приведения эфира в порядок.

Теперь несколько строк о самом эфире. Картина все прежняя — примерно между 19 и 22 часами трудно принять без помех какую-нибудь даже из недалеких станций. Интерференция между станциями стала, пожалуй, еще сильнее, чем в прошлом месяце. Очень досадно, что вследствие невозможности вести нормальный прием до 22 часов, почти совершенно не удается принимать дальние советские станции. Давно уже в трубках и репродукторах московских и подмосковных любителей не «гостили» такие станции, как Днепропетровск, Луганск, Сталино. Кстати, о Сталинской станции. На какой волне, в конце концов, работает эта станция? Мы задавали уже этот вопрос слушателям «Радио Всем по радио». По имеющимся сообщениям в ноябре она работала на волне около 470 метров. Ранее же эта станция «гуляла» между 395 и 403 метрами. Качество передач Сталинской станции вновь сильно ухудшилось. Художественные программы не выдерживает никакой критики. По крайней мере, в тех редких случаях, когда удается нам принять Сталинскую станцию, обязательно наталкиваешься на своего рода «образцы халтурного творчества». Не мешало бы ведающим этим делом организациям заинтересоваться работой Сталинской станции.

Определенно испортился Пятигорск. Как-то года полтора тому назад нам пришлось слушать Пятигорск. Чистота его работы не оставляла желать ничего лучшего. Теперь же Пятигорск работает с хорошо знакомым нашим читателям «рычанием», которое с каждым днем становится все сильнее и сильнее. Кроме того он работает на волне примерно 358—360 метров, вместо положенной—347 метров.

Плохо работает также Грозный, — «рычит». Кроме того, его волна, вместо 377 метров находится около 381—382 метров.

Нельзя похвалить и заграничные станции. Сами по себе они работают в большинстве случаев очень чисто и наверное слушать их на расстоянии в несколько километров одно удовольствие, но не надо забывать, что почти каждая станция имеет у себя «за спиной» еще одну, а то и несколько маломощных местных станций. Многие из этих станций сами по себе у нас почти не слышны, но работа их вполне достаточна для того, чтобы принимать «с присвистом» даже мощные громкие станции.

В последнее время мы получаем много писем любителей, сообщающих нам результаты своих наблюдений за эфиром. На письма, требующие ответа, ответ немедленно дается почтой. Всем же прочим товарищам, присылающим нам свои наблюдения, мы каждому в отдельности отвечать не можем, и поэтому здесь мы к ним и обращаемся с просьбой продолжать свои наблюдения и сообщать нам о них.