РАДИО ВСЕМ, №3, 1930 год. По эфиру.

"Радио Всем", №3, январь, 1930 год, стр. 78

По эфиру

Дальний прием

Январь не вполне оправдал возложенные на него надежды. Казалось, «разгар радиосезона», да вдобавок увеличившаяся мощность большинства станций, — чего же лучше. Однако на деле получается не совсем так. Проследим для примера за приемом в течение какого-нибудь «среднего», ничем не выдающегося в худшую или в лучшую сторону в отношении дальнего приема, вечера.

Приемник у нас будет самый обычный, например, I—V—0 или I—V—I. Место приема — окрестности Москвы. Время — 16 часов. Еще только темнеет, но ближние заграничные и советские станции уже слышны с хорошей громкостью. Громче всех принимается в это время финская станция Лахти (1 800 м). Она принимается громко даже днем. За ней следуют мощные средневолновые станции, в первую очередь Рига (525 м), за ней Братислава, Глейвиц и некоторые другие. Из советских станций лучше всех принимаются в это время: Ленинград (1 000 м), Харьков (1 304 м), затем из средневолновых — Днепропетровск и Харьков «Малый».

Громкость приема станций начинает быстро возрастать до известного предела, когда вследствие возрастающей дальности приема начинают появляться все новые и новые станции. К ним присоединяются многочисленные гармоники работающих одновременно передатчиков. Тут-то и сказываются увеличившиеся количество и мощность станций. Станции мешают друг другу. Работают «одна на другой». Особенно «жуткая картина» бывает на диапазоне 200—500 м. Плохо обстоит дело с «общими волнами». Так, например, у нас нет возможности принимать мелкие шведские станции, работающие на одних волнах со станциями других стран. Во время их одновременной работы слышен лишь какой-то придавленный «хрип», незаметно даже интерференции, обычной между станциями, работающими на близких волнах. В общем до 23-х часов вечера редко можно принять какую-нибудь станцию без постороннего подвывания. После 23 часов постепенно все приходит в порядок и становится возможным «побродить» по эфиру без сильных помех.

Как ведут себя вновь прибавившиеся за последнее время «киловатты»? Во-первых, — о втором передатчике Лондона в Брукмас-Парке. О работе первого передатчика мощностью в 30 киловатт мы уже не раз писали в «Радио всем» за прошлый год. Второй передатчик, такой же мощности, работает на волне 261 м (1 148 клц). Очень трудно сказать, какой из лондонских передатчиков у нас лучше слышен. Чистота работы у обоих прекрасная, громкость одинаково умеренная.

«Гремит» новый Осло — 60 киловатт сильно чувствуются. Плохо только, что ему почти всегда мешает интерференция с какой-то другой станцией. О работе Алжира мы уже говорили в достаточной мере в прошлых номерах журнала. Остаются испанские станции. Как известно, повысили свою мощность Барселона и Каталона, прежде принадлежавшие разным компаниям и постоянно конкурировавшие между собой. Теперь они принадлежат одной и той же организации. Мощность Каталоны увеличена до 20 киловатт, а мощность Барселоны — до 8 киловатт. Правда, эти цифры могут служить только ориентировочными, так как исчисление мощности производится не одинаково в разных странах. Увеличившаяся мощность сделала свое дело, прием их стал более громок и более регулярен, но не в большой степени. Их хорошо можно слушать на репродуктор, когда нет особо сильных атмосферных разрядов. Мадрид слышен хуже, хотя все же неплохо. Остальные испанские станции слышны нерегулярно и плохо. В этом номере мы помещаем список волн испанских станций. Кроме того, строятся, а может быть, уже и работают станции в Виго, Валенсии, Валладолиде, Малаге, Синдаль-Реале и Пальме. Точные длины волн этих станций нам неизвестны, хотя они и фигурируют в списках заграничных станций. У нас они приняты не были. В списке мы помещаем только те станции, которые были приняты у нас в СССР.

Скажем, еще несколько слов о работе английских станций. Мелкие английские станции, как, например, Абердин, Ньюкестль, Глазго и другие, слышны у нас обычно так же, как мелкие испанские станции, иногда выделяясь большей громкостью. Работают они иногда до 20 часов по московскому времени, иногда же заканчивают передачу раньше, примерно в 00 ч. 30 минут.

Испания

Одними из немногих европейских станций, произносящих во время передачи свои позывные, являются испанские. Позывной испанских станций состоит из трех букв: Е. A. J., произносящихся как «э-а-хьюта», после чего идет присвоенный данной станции номер. Зная как произносится на испанском языке такая-то цифра и зная номер станции, легко определить любой испанский передатчик. Поэтому в списке указывается позывной в сокращенном виде и рядом в скобках, — как произносится по-испански номер станции. Благодаря этой особенности, а также вследствие того, что после позывных станция часто называет себя полностью, определение испанских станций не является затруднительным.

Быть может некоторые любители скажут: «Зачем ударяться в экзотику и ловить еле слышимые у нас испанские станции». Так думают многие. Однако, это не совсем верно. Прием дальних слабо слышимых станций является отличной «школой» для радиолюбителя и хорошим испытанием для приемника. Здесь выявляются все хорошие и плохие стороны приемника.

Длина волны Мощность в клв. Позывные
Метры Кило-
циклы
251 1 193 1,0 Альмерия EAJ 18 (диэци очо)
268 1 121 20,0 Каталона EAJ 13 (трэцэ)
314 955 1,0 Овиедо EAJ 19 (диэци нуэвэ)
355 896 1,0 Кадикс EAJ 3 (трэс)
349 860 8,0 Барселона EAJ 1 (уно)
368 815 3,0 Севилья EAJ 5 (пиико)
403 743 1,0 (5,0) Сан-Себастьяно EAJ 8 (очо)
415 723 1,0 Бильбао EAJ 9 (нуэвэ)
424 707 3,0 (20,0) Мадрид EAJ 7 (снэта)
453 632 1,0 Саламанка EAJ 22 (виэнте дос)