РАДИО ВСЕМ, №9, 1930 год. Передвижка 1-V-1

"Радио Всем", №9, март, 1930 год, стр. 213-216

Передвижка 1-V-1

В настоящей статье я привожу подробное описание постройки передвижки (I—V—I) в чемодане размером 490 × 280 × 120 мм. Принципиальная схема передвижки приведена на рис. 1.

Стоимость такой передвижки составляет, примерно, 50 руб. Описываемая передвижка удовлетворяет следующим основным требованиям: 1) небольшой размер; 2) компактный монтаж; 3) сравнительно небольшой вес (приблизительно 9 кг), при наличии в чемодане 4-х батарей накала типа НТ и 45-вольтовой батареи анода.

Рис. 1. Принципиальная схема
(увеличенное изображение)

При помощи этой передвижки можно принимать без антенны и заземления на репродуктор местные станции, а на кусок проволоки в качестве антенны, закинутый на дерево, можно принять при некотором навыке до 10 громкослышимых заграничных станций. Диапазон, перекрываемый передвижкой, составляет приблизительно от 250 до 1 800 м, т. е. дает возможность принимать почти все радиовещательные станции.

Общий вид передвижки

Передвижку эту необходимо делать, применяя по возможности лучшие из имеющихся у нас на рынке деталей. Детали для передвижки потребуются следующие.

Что нужно купить:

1. Чемодан.

2. 2 переменных конденсатора с максимальной емкостью 450—700 см.

3. 2 реостата 25 и 10 ом (тр. «Электросвязь»).

4. 3 лампы «Микро» («Светлана») или ЭТ-1 (Электрозавода).

5. 1 трансформатор 1 : 5 («Электросвязь»).

6. 3 амортизованных панели.

7. 6 клемм.

8. 2 ползунка.

9. 15 контактов.

10. 1 лимб.

11. 2 постоянных конденсатора емкостью около 2 000 и 100 см (Дроболит. завода).

12. Сопротивление 2 мегома (Дроболит. завода).

13. 200 грамм проволоки d = 0,35 мм (ПШД), можно (ПБД).

14. 10 грамм проволоки d = 0,15 мм (ПШД).

15. 6 м монтажного провода d = 2 мм.

16. 6 м резиновой трубочки d = 3 мм.

17. 4 элемента по 1,5 в, (тип HT).

18. 1 анодная батарея в 45 в.

Что нужно сделать самому

Катушки

Кроме выше перечисленных деталей необходимо сделать самому вариокуплер, который состоит из двух цилиндрических катушек.

Рис. 2.

Одна из них L1 состоит из пресшпанового цилиндра длиною 145 мм и диаметром 70 мм (рис. 2), на который наматывается проволока d = 0,35 мм. Отступя от края на 10 мм наматывают 35 витков, плотно друг к другу. Затем делается отвод. Пропустив 20 мм, продолжают намотку дальше, делая после каждого 35-го витка отвод. Таким образом, намотав 245 витков, мы будем иметь 7 отводов катушки, которые затем крепятся к контактам ползунка П1 (рис. 1). По окончании намотки катушки ее необходимо тщательно прошеллачить, и затем, просверлив два диаметральных отверстия (а и a1) диаметром в 8 мм, вставляют в них внешним концом во внутрь катушки два телефонных гнезда (рис. 3).

Рис. 3.

На вторую катушку L2 (рис. 4) диаметром 50 мм и длиною 36 мм наматывается 70 витков проволоки (d = 0,15). Обмотка состоит из двух секций по 35 витков каждая, намотанных так, как показано на рис. 4. В середине катушки делаются два диаметрально расположенных отверстия диаметром в 4 мм. В одно из них вставляется ножка от штепсельной вилки, и под шайбу, как показано на рисунке, зажимается один из концов обмотки. В другое отверстие вставляется нарезанная с одного конца ось диаметром в 4 мм и под шайбу зажимается другой конец обмотки катушки. Эту катушку также необходимо прошеллачить несколько раз. Когда обе катушки готовы, вторая помещается внутри первой, причем штепсельная ножка входит в нижнее гнездо большой катушки, а ось — в верхнее. При монтаже выступающий конец верхнего гнезда большой катушки входит в панель и зажимается гайкой. Таким образом, вся система катушек держится на одной гайке, что, как показал опыт, дает достаточно прочное крепление. Контакт между внутренними поверхностями гнезд большой катушки и ножкой и осью маленькой при тщательной подгонке достаточно хорош.

Рис. 4.

Третья катушка L3 представляет собой сотовую катушку с шестью отводами, которые делаются после каждых 52 витков и идут к контактам ползунка П2 (рис. 1). Крепится катушка к монтажной панели при помощи скобки, сделанной из тонкой латуни (около 1 мм) или алюминия (рис. 5).

Рис. 5.

Панель

Панель делается из 8-мм доски (рис. 6). Расположение деталей и разметка панели показаны на рисунке.

Монтаж передвижки

Монтаж

После того как все детали закреплены, производятся (по принципиальной схеме) соединения монтажным проводом (1,5—2 мм), на который в местах пересечения во избежание касания между проводами надевается резиновая трубочка. Соединения с ламповыми панелями производятся звонковым проводом, также одетым в резиновую трубку.

Конденсатор С3 и сопротивление М сетки детекторной лампы нужно взять порядка 100 см и 2 мегом (при таких размерах гридлика получается мягкий подход к генерации). Конденсатор С4 можно взять емкостью от 1 500 до 2 000 см.

Рис. 6.
(увеличенное изображение)

Рекомендуется заэкранировать переднюю панель приемника, что полностью устраняет влияние рук при настройке.

Питание к приемнику, как сказано выше, подается от четырех элементов типа НТ для накала и 45-вольтовой батареи анода. Последние помещаются в том же чемодане. Вначале, пока элементы свежие, можно для накала пользоваться только тремя элементами.

Распределение ручек управления

Наушники также помещаются в чемодане на крышке, закрывающей отделение питания. Наушники рекомендуется закрепить специальными лапками, чтобы они не болтались при переноске. Для улучшения внешнего вида передвижки можно верхнюю панель и крышку отделения питания отполировать или покрыть лаком.

Работа с передвижкой

Как видно из принципиальной схемы, передвижкой можно пользоваться как I—V—0 (две лампы) и I—V—I (три лампы); при приеме на антенну заграничных станций на I—V—I приемник может свободно нагрузить репродуктор типа «Рекорд» и обслужить небольшую комнату.

В приемнике имеется перемычка для переключения на параллельное и последовательное включение конденсатора С1 («длинные» и «короткие» волны). При работе без антенны и заземления следует работать на схеме «длинных волн» (клеммы 1 и 2 замкнуть перемычкой).

Обращение с передвижкой ничем не отличается от работы с обычным приемником этого типа, напр. БЧ.

Г. Ф. Лендер