РАДИО ВСЕМ, №10, 1930 год. УРОКИ РАДИОФИКАЦИИ

"Радио Всем", №10, апрель, 1930 год, стр. 233-234

УРОКИ РАДИОФИКАЦИИ

Наглядные уроки дает практика радиофикации каждому из участников в ряде важнейших районов. Эти уроки требуют не только решительного усиления работы всех организаций, но и достаточно решительных поправок, гибкой перестройки на ходу и наибольшего единства действий, чтобы повести радиофикацию по намеченному плановому руслу.

Тревожные сигналы

Появились в отчетных данных радиофикации, собираемые по линии органов Наркомпочтеля. Эти данные не отражают, конечно, сегодняшний день. Но в них видны, кроме итоговых цифр на первое января, характерные особенности, выявляющиеся в ходе радиофикации. И так как эти особенности подчеркиваются рядом организаций и в последние декады, то тем более нужно к ним присмотреться.

В приемных радиоустановках довольно твердо держится процент детекторных приемников на селе (12,5%). Повышен по сравнению с детекторами процент сельских ламповых установок — почти 20%. Слишком медленно растет здесь удельный вес села.

Но социальный состав «абонентов» резко расходится со всей линией, которая должна проводиться в радиофикации как посредством индивидуальных, так и коллективных радиоустановок, так как и в этой части плана, а не только по трансляционным узлам, есть возможность регулирования и воздействия со стороны организаций, проводящих аппаратуру и подсобные к ней материалы. 36% рабочих, шесть % крестьян, а с другой стороны, 38% служащих и 17% «прочих». Таковы разделения в социальном составе, не говоря уже о количествах, которые ни в какой степени не соответствуют плану и требуют резкого подталкивания.

Но возьмем «абонентов» трансляционных установок, которые целиком находятся в руках государственных и общественных организаций. Они-то могли и должны были включать главным образом рабочих и бедняцко-середняцкую часть крестьянства. Между тем и здесь разделы по социальным признакам немногим отличаются от того, что мы видели по радиоприемникам (41% рабочих, 9,2% крестьян, 33,6% служащих и 11,6% «прочих»).

А если брать по разделу — город—село, то трансляционных точек в селе обнаружится еще меньший процент, нежели радиоприемников (только 15%).

Расшифруем эту сигнализацию

Стихийность и «самотек» продолжают сопутствовать и плановой радиофикации. Нет почти совсем воздействия снабженческо-торговой системы по радиоприемникам. Чрезвычайно мала настойчивость радиофицирующих организаций в приобретении рабоче-крестьянского клиента на трансляционную сеть. На местах идут, как видно, по линии, где легче, где можно скорее набрать «точки», не разбираясь как следует в том, кому они должны попасть в первую очередь. Наличие значительного числа служащих, и, в особенности, «прочих», говорит о классовой бесхребетности среди работников, непосредственно ведущих радиофикацию на местах.

Село не подтягивается к городу, как следует по плану радиофикации, не подтягивается, следовательно, и в влиянии чрез радио пролетарского города на село. Социалистический сектор села остается при крайне низком удельном весе радио и трансляционных установок. Тогда как здесь нужно резкое повышение внимания к радиофикации для облегчения борьбы с кулачьем, со слухами, им распространяемыми. Тем более при большой территориальной разбросанности колхозов, при сложной обстановке в их организации, при большой медленности проникновения газеты в деревню.

На совещании, бывшем недавно в ОДР СССР по вопросам радиофикации и радио-общественности на Украине, эти выводы подтвердились целым рядом конкретных примеров. Правда, намечается перелом, но недостаточно резкий и решительный.

О чем говорят примеры Украины?

Прежде всего, об отсутствии кадров и в особенности низовых радиограмотных работников. Нет достаточного подъема в подготовке, и нет достаточной заботы всех органов о выработке необходимого количества радиотехников, инструкторов, монтеров и лиц, могущих вести хотя бы элементарный уход за радиоустановками. Здесь нужен сильный толчок.

Из сообщений окружных представителей радиофицирующих организаций видно, что профсоюзы почти никакой работы по радиофикации не ведут. Та часть плана, которая числится за профсоюзами, находится, как видно, под наибольшей угрозой. Не оказывается профсоюзами ни воздействия, ни содействия и по линии радиообщественности, несмотря на то, что председателем радиообщества на Украине является один из основных работников профдвижения.

Кооперация очень поздно начала работу (на Украине только с февраля). До сих пор еще очень сильны чисто «торговые» настроения. «Вукоспилка» бесконечно составляла и пересоставляла планы работы, а самой работы тем временем не велось.

Органы связи не проявили по-настоящему воздействия на весь ход радиофикации. Ряд ответственных работников сухо, формально подходили к разрешению важнейших вопросов, в частности по кадрам, по созданию и усилению радио-общественности, по выполнению договора между НКПТ, кооперацией и ОДР.

Товарищество друзей радио Украины живет активно только в некоторых округах, главным образом Днепропетровском, Полтавском, Киевском. Но не благодаря наличию Всеукраинского объединения общества, а помимо него. Между тем ясно видно, что ход радиофикации зависит непосредственно от степени развития и активности радиообщественности. И в первую очередь в подготовке кадров.

Но кроме того требует скорейшего просмотра и общих решений ряд вопросов организационно-технического порядка. И один из важнейших выдвигается днепропетровцами — о разукрупнении районных трансляционных узлов, о создании пунктов трансляций в каждом крупном селе. Это с очевидностью вытекает не только из недостаточности телефонных проводов от центра района вниз и невозможности получить проволоку для усиления этого охвата, но также из того, что во время посевной и других кампаний, когда радиовещание должно быть наиболее интенсивным, телефонные провода заняты для переговоров по хозяйству и тем самым почти совсем выпадают из радиовещания.

И второй вопрос — о типах радиоустановок и трансляций, о соотношениях между различными способами охвата в учете опыта первого года плановой радиофикации и местных условий, а также условий снабжения, производства. Здесь нужна серьезная и срочная проработка вместе с промышленностью, лабораториями.

И, наконец, нужно твердо сказать всем радиофицирующим организациям, что нельзя выезжать на оправданиях недостаточного и не отвечающего установкам плана радиофикации, темпа и качества охвата города и села, ссылкой на недостаточность аппаратуры и материалов. Нужно мобилизовать все ресурсы, нужно не допускать залеживания в одном месте того, что крайне необходимо в другом. И нужно гибко использовать все пути для усиления охвата радиофикацией. Не должно быть того, что имело место в Киеве, где при возможности установки в ряде ближайших мест детекторного приемника поднялась дискуссия, можно ли в плановой радиофикации применять детектор, являющийся-де исключительно индивидуальным. А детекторные приемники тем временем лежали на складе.

Выводы

Работа всех радиофицирующих организаций должна быть поднята по-настоящему. Должна быть выпрямлена линия, не отвечающая в ряде мест основным установкам радиофикации — установкам, данным в соответствии со всем социалистическим строительством.

Нужно просмотреть организационно-технические моменты радиофикации и не бояться внести сюда необходимые поправки. А чтобы обеспечить радиофикацию как кадрами техников и массовиков для низовой работы, необходимо прежде всего усилить и улучшить работу нашего общества, настаивая на действительном содействии ей со стороны других организаций, возбуждая внимание партийной и советской общественности.

В этом отношении показательны решения партсовещания при Закавказском краевом комитете ВКП(б) по вопросам радиофикации и радиовещания. Мы приводим из газеты «Заря востока» информацию о решениях этого совещания, столкнувшегося с теми же больными вопросами, которые имели место и на Украине.

«Особое внимание было обращено совещанием на вопросы организации радиообщественности, укрепления «Общества друзей радио» (ОДР). На селе почти нет ячеек ОДР. Не мудрено, что деревня сидит без технической помощи.

Совещанием принят принцип: каждая радиофицирующая организация полностью отвечает за бесперебойную работу организованной ею сети. Однако только создание мощной организации ОДР разрешит вопрос о своевременном инструктаже. Радиосоветам предложено изыскать средства на создание материальной базы, вокруг которой должно развернуться и укрепиться ОДР. Такой базой должны явиться зарядные пункты, ремонтные мастерские, а также мастерские по производству батарей, сборке приемников и т. д.

Силами ОДР нужно поставить дело подготовки кадров (средства на это должны дать радиофицирующие организации). ОДР должно организовать радиоремонтные бригады и послать их в села для «воскрешения» скоропостижно «усопших» приемников. ОДР же должно поставить на должную высоту самокритику в вещании, взять на себя организацию кадров радиокорреспондентов и т. д...

Без широкой мобилизации общественности нельзя обеспечить весь ход радиофикации. И это нужно сделать, укрепляя качественно и количественно ряды ОДР, как организации, обязанной вовлечь широкую массу рабочих города и деревни в дело радиофикации СССР.


НА СМОТР СОВЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

ПРОДОЛЖАЕМ СМОТР

Включаем Ростов...

Что это — громкоговоритель буквально изнемогает под тяжестью раздающегося из Ростова храпа. Это спит Северо-кавказское управление связи — спит беспробудно, тяжело. И не только храпит на весь край, но и поплевывает во сне, как видно сохраняя свои повадки в отношении радиообщественности и в беспамятном положении...

Ростовская организация пробует жить. Жить по-настоящему, не прозябая. Пробует для гарантии более долгой и полезной жизни создать техническую базу, которая дала бы возможность развить и закрепить работу. Берется упор на монтажную, установочную деятельность, непосредственно связанную с радиофикацией. Напрягаются усилия, чтобы устранить распыленность радиофицирующих организаций созданием объединенного монтажно-установочного бюро, которое должно обеспечить действие сделанных уже радиоустановок и развить монтаж новых.

На президиум Ростовского ОДР ставятся боевые вопросы о плановой радиофикации, об организации краевых радиомастерских. Но Управление связи не только спит, не только не посылает хотя бы официального представителя, но и плюет с высоты своих небольших этажей на все попытки Ростовского ОДР, плюет на директивы центра о заключении с ОДР плана-договора на выполнение работ, связанных с радиофикацией края.

Уже несколько месяцев тянется нудная канцелярская переписка с Москвой по поводу этого договора. Раздута волокита для того, чтобы прикрыть убожество связистского начальства, отличавшегося и в месте своего прежнего администрирования — в Киеве — тем, что вся радиофикация проходила мимо его носа.

Нужно, как видно, не только разбудить храпящих на весь край, который требует напряженнейшей работы всех советских и общественных организаций по радиофикации совхозов и колхозов, но и требовать, чтобы на место их были направлены работники с общественными навыками.

Мы вскрываем со всей беспощадностью бездеятельность, спячку организаций ОДР, но в такой же степени должны выволакивать на свет советской общественности и всех других Обломовых, наплевателей, должны обламывать бока радиолежебокам...

Уфа, Уфа! РВ22, РВ22!..

Ответа не слыхать. Вот когда увеличат мощность своей станции до 10 киловатт, то может быть расскажут, что сделано всеми организациями для радиофикации колхозов, расскажут, в добром ли здоровьи проснулись все, кому нужно было энергично работать над радиофикацией Башкирии.

Пока в Уфимской печати проскальзывали невеселые вести. Говорилось, что местное ОДР почти ничего не делает, что Колхозсоюз спит, а Башсоюз только раскачивается...

Кто долго раскачивается, тот легко срывается. На раскачивание уходит напрасно энергия. Все же ответьте, хотя бы и не по радио, если у вас неблагополучно с мощностями?

Иль, может быть, там общая беспомощность...

Даем квитанцию Виннице...

Радио по почте получено. Не смущайтесь — как видно в результате успешной радиофикации округа, почта выручает радиофикаторов... Вы спрашиваете — слышали ли мы первый крик вновь рожденного (который раз?) Винницкого ОДР?..

Нет, не слыхивали—как видно голоса еще не набрано. Слышали только, что при очередном рождении присутствовало много местных титулованных товарищей. Что избранный президиум блещет именами... — А на счет деятельности? — Нет, пока не слыхать. Волна, как видно, у вас неустойчива. Крепить нужно. И заниматься не парадами, а будничным, но большим делом...

Ждем от вас следующий раз настоящей радиограммы...

Начинаем жить... Начинаем жить...

Передает всем Белорусское оргбюро ОДР, строящееся на развалинах былой, давно сгинувшей организации. Но на периферии пока что пусто. Живет ОДР только в Гомельском округе, где все организации оказывают не только содействие, но и активную помощь радиоработе. Начинает жить окружная организация в Орше.

А затем то существует одна СКВ, как например в Могилеве, то действует районное ОДР, опираясь в развертывании своей работы на жизнеспособную крепкую ячейку (Кейданово).

Вот поэтому-то нужно не только начинать жить Белорусскому ОДР, но нужно и поспешить жить. И возбудить к деятельности районы, округа, где, кроме городских пунктов, радиофикации почти совсем не приметно. Много разных радиоцентров, много начальства, много разговоров, уполномоченных, а дела от этого не прибавляется. Радиофикация больна бюрократизацией...

Белорусскому оргбюро ОДР нужно взяться за работу засучив рукава. И прежде всего создать техническую основу — лабораторию, мастерскую, свой печатный орган, который должен обеспечить общественный глаз, должен послужить самокритике.

Планы намечены хорошие, оргбюро вкатывает значительную энергию, чтобы работу развернуть. Нужно только, чтобы не было спада этой энергии... Чтобы организация росла, крепла...

Смоленск занимается передачей изображений...

Даем квитанцию в получении. Выходит хорошо. Один из наиболее удачных снимков приведем в журнале... Даже без текста эти рисунки хорошо живописуют вашу деятельность, товарищи из Областного оргбюро ОДР.

Первый снимок — картинная вывеска на фасаде дома, где должно быть ОДР. Второй — безнадежно уходящие члены ОДР от всегда запертых дверей помещения, как видно не посещаемого и самим оргбюро. И, наконец, третий — фанерная вывесочка при входе, на которой видны следы когда-то существовавшего Губ. ОДР, когда-то производившейся им консультации. Сохранились от того времени лишь кнопки, которыми приколота была картонка — о часах посещений и консультации...

Изображения переданы хорошо. Нельзя ли будет в следующий раз получить от вас портреты достославных деятелей Областного бюро ОДР и всего вообще Смоленского «актива»?

Для печальной истории и для того, чтобы каждому общественнику знать членов похоронного оргбюро, для того, чтобы самим членам этого бюро устроить похороны по первому разряду...

Таковы очередные объекты смотра. Ждем материала, ждем радиограмм о деятельности и бездеятельности...

Андронов