РАДИО ВСЕМ, №14, 1930 год. СМОТР-КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ ВОИНСКУЮ ЯЧЕЙКУ ОДР

"Радио Всем", №14, май, 1930 год, стр. 329-331

СМОТР-КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ ВОИНСКУЮ ЯЧЕЙКУ ОДР

В целях активизации радиоработы в РККА, Центральный совет ОДР, совместно с ПУРККА, объявляет смотр-конкурс на лучшую воинскую ячейку ОДР.

Смотр-конкурс должен выявить наиболее активные ячейки ОДР, сумевшие развернуть деятельность как по использованию радио в политико-просветительной работе и повышении боевой подготовки, так и по увеличению количества членов и вовлечению их в практическую работу.

Оценка деятельности красноармейских ячеек ОДР будет производиться на основании следующих показателей, характеризующих их работу.

1. В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ: организация массового радиослушания передач по вопросам XVI партсъезда и его итогам, развертывание слушания и работы вокруг передач по вопросам текущего строительства промышленности и сельского хозяйства, использование передач по подготовке кадров, организация своих радиогазет и трансляций, посвященных текущим политическим вопросам и задачам частей. Использование своих радиогазет и передач по вопросам боевой подготовки в лагерный период, политического обеспечения предстоящих выходов в поле, отрядных учений и маневров, обслуживание красноармейцев радиопередачами во время походов, развертывание радиоработы в подшефных деревнях, колхозах, совхозах, МТС.

2. В ОБЛАСТИ РАДИОЛЮБИТЕЛЬСТВА: участие в радиолюбительской работе, степень развертывания соцсоревнования и ударничества в этой работе, деятельность радиокружков и радиомастерских, подготовка из красноармейцев-отпускников радиофикаторов для колхозов (из числа подготавливаемых 100 тысяч), состояние радиооборудования лагеря (состояние узла, трансляции, аппаратуры).

3. В ОБЛАСТИ КОРОТКОВОЛНОВОГО ДВИЖЕНИЯ: наличие коротковолнового кружка и кружка по изучению азбуки Морзе, наличие коротковолновой радиостанции, ее техническое состояние, количество пунктов, с которыми поддерживается двухсторонняя связь, участие начсостава в коротковолновой работе, участие коротковолновых станций в походах, маневрах.

Для руководства смотром-конкурсом и оценки его данных создается центральная конкурсная комиссия в составе представителей президиума ЦС ОДР, Центральной военной секции ОДР, ПУ РККА, ЦСКВ и МОДР.

Смотр-конкурс проводится следующим образом: по указанной выше схеме ячейки ОДР составляют краткие отчеты о своей деятельности; эти отчеты заверяются командованием, парторганизацией части и местным отделением ОДР (последним в тех случаях, если оно имеется в данном гарнизоне). Заверенные отчеты (по возможности с фотоснимками) направляются в центральную конкурсную комиссию по адресу: Москва, Ипатьевский переулок, 14 — в течение июля—августа с. г.

Ход смотра-конкурса широко освещается в центральной «Красной звезде», «Боевой подготовке», окружной печати и печати частей. Главной задачей при этом красноармейская печать должна поставить оценку того, насколько радио и радиовещание были использованы в целях популяризации решений XVI съезда партии, текущих политических задач, насколько были использованы местные возможности радиовещания для повышения боевой подготовки, развертывания соцсоревнования и ударничества и доведения плана боевой подготовки до бойца.

Центральная конкурсная комиссия в сентябре с. г. производит отбор ячеек, из которых и премирует лучшие. В течение смотра-конкурса Центральная комиссия самостоятельно обследует работу отдельных воинских ячеек ОДР, а также поручает это обследование местным военным секциям ОДР. В конце сентября смотр-конкурс заканчивается опубликованием его результатов и присуждением премий.

Политорганам при инспектировании частей поверять ход смотра-конкурса воинских ячеек ОДР, состояние радиофикации в лагерях и использование радио в целях повышения боевой подготовки.

Зам. нач. политуправления РККА
БУЛИН.

Генеральный секретарь ЦС ОДР
МУКОМЛЬ.


ИТОГИ РАБОТЫ ВОЕНИЗИРОВАННЫХ РАДИОКУРСОВ

Зима 1929/30 года дала открытие в г. Москве московским ОДР ряда различных военизированных радиокурсов по подготовке призывников, коротковолновиков, начсостава и небольшой женской группы, которые в первых числах мая закончили свою подготовку, пройдя намеченный программами курс обучения. Организации ОДР подобного рода курсы проводят уже в течение 2—3 лет, так что курсы нынешнего года являются продолжением той работы, которую мы имели в прошлые годы.

Какие же преимущества в нынешнем году по сравнению с прошлым годом мы имеем в организации военизированных курсов, какие недочеты продолжают оставаться и какие задачи надо поставить на будущее время?

По сравнению с прошлом годом мы имеем следующие положительные данные.

1) Курсы по численности, разнохарактерности целевых установок, положенных в основу обучения, в значительной степени превосходят курсы прошлого года. Если в прошлом году МОДР имел лишь одни военизированные курсы по подготовке в армию призывников, то в нынешнюю зиму имелись курсы по подготовке тех же призывников, по военизации коротковолновиков, подготовке женщин-радисток, переподготовке начсостава (совместно с Осоавиахимом). Это расширение контингента обучаемых в значительной степени увеличивает кадры подготовленных военизированных радистов.

2) Материальная обеспеченность курсов благодаря значительной поддержке Мосавиахима.

3) Создание курсов в ряде районов г. Москвы, а не в одном центральном месте (что приблизило курсы к рабочим предприятиям), и содействие органов военного командования, некоторых районных комсомольских организаций и 31 школы II ступени.

4) Обеспеченность радиоприборами и радиодеталями.

5) Процент рабочей и партийно-комсомольской прослоек на курсах по подготовке призывников в армию был выше прошлогоднего.

6) Наличие разработанных программ обучения по специальным дисциплинам, увеличение числа часов и усиление внимания вопросам организации службы связи и станционно-эксплоатационной службы.

К числу неизжитых недочетов работы военизированных радиокурсов или выявленных вновь надо отнести следующие моменты работы:

1) Прежде всего вопрос комплектования курсов. В нынешнем году районные комсомольские организации, организации Осоавиахима, а иногда и некоторые фабрично-заводские комитеты принимали участие в комплектовании курсов, но, несмотря на это, курсы укомплектовывались зачастую недостаточно хорошо подобранным составом, рабочая и партийно- комсомольская прослойка их были недостаточны. Самые же организации ОДР не могли принять активного участия в комплектовании курсов.

2) Переход фабрично-заводских предприятий на непрерывное производство в значительной степени затруднил организацию курсов. Это вызывало пропуск занятий, а впоследствии и отказ вообще от посещения курсов, что понижало процент посещаемости курсантов и вызывало значительный процент текучести и отсева состава курсов.

3) Загрузка курсантов общественной и партийно-комсомольской работой по месту работы на предприятиях вызывала значительную загрузку курсантов и не давала им возможности сосредоточиться на одной какой-нибудь определенной работе.

4) Отсутствие курсов в Хамовническом и Пролетарском районах, где, за отсутствием соответствующих помещений, материально-технических баз и недостаточной активности районных ОДР, курсы создать не удалось.

5) Недостаточная площадь для классных занятий и материально-техническая необеспеченность курсов Замоскворецкого района отразились отрицательно на проведении курсовых занятий.

6) Недостаток на книжном рынке популярной радиолитературы, что затрудняло составление рекомендательных списков.

7) Недостаток на рынке ключей Морзе и зуммеров, которые позволили бы курсантам практиковаться чаще у себя дома в изучении азбуки Морзе.

8) Передача азбуки Морзе с широковещательных станций в ночные часы, что лишает рабочих возможности слушать радиопередачи.

Недостаточная популяризация курсов в широкой рабочей массе, неопределенность и неизвестность целевых установок при проведении некоторых курсов, а также и льгот, даваемых призывнику при поступлении его в ряды РККА.

Для налаживания работы военизированных радиокурсов в дальнейшем необходимо будет учесть следующие разделы работы:

1) Комплектование курсов проводить в первую очередь на крупных фабрично-заводских предприятиях района, а для небольших предприятий — при комсомольских районных клубах. Комплектование курсов проводить районным комсомольским организациям совместно с районными организациями ОДР и Осоавиахима, фабкомами крупных фабрично-заводских предприятий.

На курсы должны быть выдвигаемы активисты из рабочей молодежи с учетом партийно-комсомольской прослойки. Военорги крупных фабрично-заводских предприятий при которых будут открыты радиокурсы, уделять работе радиокурсов такое же внимание, как всей прочей военной работе на заводе и стать во главе этих курсов, наблюдая и налаживая их работу.

2) Курсантов военизированных курсов при даче им командировок на курсы надо разгружать по месту работы от общественных и партийно-комсомольских нагрузок, оставляя за ними лишь самые необходимые загрузки.

3) Курсы надо открывать при всех районах Москвы и округах Московской области: МОДР должен разработать контрольные цифры и изыскать материальные средства, технические базы и помещения. Б качестве помещений для курсовой работы должны быть использованы, помимо прошлогодних баз, материально-технические базы при ЦДКА и центральная радиолаборатория ОДР. При проведении курсовой работы необходимо не упустить из вида открытие военизированных курсов при школах II ступени с радиотехническим уклоном.

Финансовую поддержку курсам должны оказать организации Осоавиахима. Не должны быть в стороне от помощи и местные советские органы.

4) При открытии курсов необходимо расширять рамки обучаемого контингента, для чего открывать курсы не только по подготовке призывников в армию, но и среднего и младшего начсостава, переменного состава радиочастей, коротковолновиков, женщин, учебно-строевых единиц Осоавиахима и пр.

5) Принять уже теперь меры к выпуску к началу осени популярной радиолитературы, схем, плакатов. Должны быть приготовлены специальные пособия для военизированных радиокурсов, где наряду с необходимыми отделами по электро- и радиотехнике должны быть отделы по службе связи, радиосвязи и памятка радиообщественника.

6) Ключи Морзе, зуммера для занятий курсов, кружков и индивидуальных домашних занятий радиолюбителей должны быть выпущены на рынок в достаточном количестве и по ценам, доступным для отдельных радиолюбителей. Одновременно пора обеспечить занятия радиолюбителей и необходимыми учебными пособиями по электро-радиотехнике. Надо нашей радиопромышленности раскачаться и не позднее августа месяца выпустить на рынок необходимые учебные пособия н экспонаты.

7) Передачу азбуки Морзе с широковещательных станций надо перенести с ночи на более раннее время.

8) Провести через печать, радио и съезды широкую разъяснительную кампанию о значении военизированных курсов, их целевых установок, льготах и преимуществах, которые они дают при поступлении призывника в РККА, а также находящимся в запасе.

Вот основные положения работы военизированных курсов на будущий сезон. Их надо начать претворять в жизнь теперь же, чтобы работа курсов была подготовлена заранее и не срывалась вследствие неподготовленности в том или ином отношении.

Значение военизированных радиокурсов как готовящих кадры подготовленных радиоспециалистов для Красной армии громадное, так как через проникновение в толщу трудящихся масс, и в первую очередь военнообязанных контингентов, радиотехнических знаний, Красная армия получит радиотехнически грамотный состав пополнения, что даст ей возможность лучше поднять свою боевую подготовку. Внимание общественности должно быть сосредоточено на подготовке, организации и проведения этих курсов. Плановая подготовка к курсовой кампании, внимание и поддержка общественных и партийно- комсомольских сил обеспечат успех этой работе. Организации ОДР должны быть основными инициаторами и водителями этой работы. Первое слово и дело за ними. Радиопечать должна начать периодическую информацию о подготовке мест в этом отношении и постоянный обмен отдельных организаций ОДР своим опытом.

Н. Васильев