РАДИО ВСЕМ, №18, 1930 год. ВНИМАНИЕ ПРИЗЫВУ 1908 ГОДА

"Радио Всем", №18, июнь, 1930 год, стр. 419-420

ВНИМАНИЕ ПРИЗЫВУ 1908 ГОДА

В связи с радиофикацией армии чрезвычайно усложняются задачи, стоящие перед специальными частями — радио.

Радиочасти за два года должны успеть подготовить квалифицированного радиста, практически знакомого с новейшими телеграфно-телефонными станциями и ламповой техникой.

Опыт учебной практической работы на радиосетях показывает, что у нас есть много минусов в усвоении радиодела.

Главным из них является низкая предварительная подготовка призывного молодняка по грамотности.

Реввоенсоветом в свое время было обращено оообое внимание на это, и в целях ликвидации прорывов в радиоподготовке НКВМ приказал при комплектовании радиочастей всемерно использовать радиолюбительский актив, прошедший специальную военизированную подготовку на курсах Общества друзей радио, предоставляя радиолюбителям преимущество при поступлении в специальные части (приказ РВС СССР № 73 от 5/III 1928 г.).

Такое пополнение, имеющее специальную, хотя бы начальную подготовку по радиотехнике и по службе связи, позволит с первых же дней учобы в частях связи с наибольшей полнотой использовать отведенное по плану время на прохождение радиодисциплин.

Между тем, несмотря на наличие определенного указания РВС, радиолюбители попадают в радиочасти единицами, в то время как сеть военизированных курсов ОДР охватила уже не одну тысячу молодняка.

Какая же причина этой ненормальности?

Во-первых, налицо нераcпорядительность и недостаточная серьезность при отборе молодняка-специалистов со стороны некоторых военкоматов и призывных комиссий.

Во-вторых, отсутствие должной энергии, желания, настойчивости и чувства ответственности за такое чрезвычайно важное дело, способствующее поднятию и укреплению обороноспособности страны, каковыми являются мероприятия по военизации радиолюбительства со стороны некоторых организаций ОДР.

Мало выдать радиолюбителю билет по военизации, надо этого любителя взять на учет, увязать с соответствующим военкоматом, проследить и добиться использования его в войсках целесообразно и в полном соответствии с указаниями РВС СССР.

Все недочеты, имевшие место при укомплектовании специальных частей, не должны повторяться при реализации призыва в армию молодняка 1908 года рождения.

До призыва остается немного времени, ОДР и в центре и на местах должно принять самое активное участие в соответствующем укомплектовании нашей Рабоче-крестьянской Красной армии.

Нужно теперь же всем организациям ОДР предпринять ряд практических мер. В основном эти меры должны быть следующие:

Первое — всем местным отделениям ОДР установить точно, где и сколько радиолюбительской молодежи рождения 1908 года проходит военизированную учобу, и взять их на строжайший учет.

Второе — установить самую теснейшую связь с соответствующими военкоматами и призывными комиссиями, дав им точные сведения о прошедших и проходящих военизированную подготовку любителях призывного возраста.

Третье — выдать всем окончившим и оканчивающим военизированные радиокурсы учетнорадиолюбительские билеты по военизации.

Четвертое — обратить особое внимание на подбор укомплектования военизированных радиокурсов в полном соответствии с указаниями и решениями 3 расширенного пленума Ц.С. ОДР 1929 г. и используя в первую очередь молодежь призывного возраста.

Пятое — провести широкую разъяснительную кампанию среди молодежи о значении военизации ОДР, о льготах и преимуществах при прохождении службы в рядах Красной армии, о требованиях, предъявляемых призывнику для поступления его в ряды военизированной молодежи, а затем в ряды Красной армии,

Все эти мероприятия, проводимые при полном внимании к этому чрезвычайно ответственному вопросу со стороны всех организаций, и в первую очередь со стороны самого же ОДР, позволяет рассчитывать на устранение недочетов в боевой подготовке радиочастей и в поднятии общей обороноспособности страны.

Приказ РВС СССР № 73 1928 г. должен быть безоговорочно выполнен.

Н. Борзов


К СМОТРУ-КОНКУРСУ ВОИНСКИХ ЯЧЕЕК ОДР

Политическим управлением РККА и Центральным советом ОДР объявлен смотр-конкурс воинских ячеек ОДР.

Условия этого конкурса объявлены по частям Красной армии, в военной и радиопечати циркуляром, подписанным ПУР ККА и ЦС ОДР. В нем изложены все те основные моменты радиоработы в частях Красной армии, которые должны быть учтены при проведении данного смотра-конкурса. Лучшие воинские ячейки ОДР будут смотровой комиссией премированы радиоустановками, комплектами радиодеталей, инструмента и специальной литературы, причем размер премий колеблется от 1 000 до 100 рублей.

Смотр-конкурс на лучшую ячейку ОДР проводится в частях Красной армии впервые. Это первый опыт, первая попытка к оживлению радиоработы, к поднятию работоспособности ячеек ОДР и направлению их работы по тем путям, по которым они должны пойти к закреплению того положения, которое радиоработа по праву должна занять в политической и воспитательной работе в Красной армии.

До сих пор освещение работы воинских ячеек ОДР, их радиолюбительская работа, работа радиокружков, вопросы радиофикации, радиослушания, использования радио, как одного из важных факторов в политико-просветительной работе, создание и работа радиогазет, использование радио и передвижных установок во всех видах и формах нашей боевой подготовки в красноармейском быту, подготовка радиокадров, к сожалению, не находили полного и яркого отражения на страницах радиообщественной и радиолюбительской печати, а также и на страницах военной печати: центральной, окружной и стенных газет частей. Различные конференции и расширенные собрания радиолюбителей, на которых было бы возможно вскрыть теневые места радиоработы и получить полную картину работы ячеек ОДР, происходили очень редко и не всегда достаточно удачно. В силу ряда причин они нередко смазывались и не давали поэтому достаточно реального отражения действительной постановки работы и не всегда были характерными показателями, на основе которых было бы возможно развивать и совершенствовать радиоработу. Опыт, достижения, промахи, неполадки, хорошая и слабая работа ячеек, актива радиолюбителей и отдельных энтузиастов этого дела не делались известными широким красноармейским массам. Их работа зачастую протекала в значительной степени изолированно от общей красноармейской массы и общественности, а отсюда и не была использована в общей армейской работе.

Время проведения данного конкурса-смотра совпадает с периодом грандиозных работ по социалистическому строительству нашего Союза после XVI съезда ВКП (б), переустройством деревни на социалистических началах, развернутого широко соцсоревнования и ударничества, на всех наших фабриках, заводах, войсковых частях и вместе с тем периодом летней учебы частей Красной армии. Эти начала должны придать проводимому радиоконкурсу особую значимость, должны крепко спаять радиоработу с той обще-политической и учебной жизнью, которой дышит в живет СССР и Красная армия.

Как же должна развиваться смотровая работа?

Прежде всего необходимо, чтобы задачи и условия конкурса-смотра были широко популяризированы среди всех ячеек ОДР, начсостава и красноармейцев частей. Необходимо, чтобы каждый боец знал о данном конкурсе и знал не понаслышке, мельком, где-то и когда-то, а достаточно ясно и отчетливо представлял себе все то, что ставит себе, как конкретную, вполне разрешимую задачу, конкурс. Надо, чтобы каждая ячейка ОДР, понимая важность и необходимость развертывания радиоработы, приступила к ее развертыванию не на бумаге, не в протоколах, а на деле и чтобы она, поддержанная в своей работе начсоставом части, показала бойцу, при помощи хорошо организованной, хорошо проводимой радиоработы, полезность и значимость рaдио и привлекла интересы красноармейской массы к радиосмотру.

Положение о конкурсе-смотре должно быть разработано на собрании всего общественного актива части, должно быть включено в договоры, соцсоревнования, включено в орбиту ударничества. Сейчас, когда во всех войсковых частях эти методы соцстроительства в боевой подготовке Красной армии играют громадную роль, это включение будет особенно ценным и важным. Оно позволит значительно развернуть темпы радиоработы и действительного проведения на деле задач радиосмотра.

Параллельно с этим опыт работы ячеек ОДР, как внутри части, так и вне ее, должен найти широкое отражение на страницах нашей радиопечати и красноармейских газет и радиогазет. Этот материал должен в основном составляться радиокорами, выделенными из общего военкоровского актива частей, и всей красноармейской массой, интересующейся вопросами использования и применения радио в Красной армии. Присылаемый материал должен помещаться в печати, и он не должен, конечно, говорить только о работе хороших или удачных по работе ячеек ОДР, он должен одновременно вскрывать все неполадки, тормозы и теневые стороны в работе ячеек ОДР и радиоработы.

Свое решение о премировании ячеек ОДР смотровая комиссия в значительной степени будет базировать на том материале, который она будет получать с мест. Поэтому необходимо, чтобы присылаемый с мест материал был прежде всего правдив, без всяких попыток к очковтирательству и замазыванию недочетов работы, был заверен теми лицами и организациями, которые указаны в циркуляре ПУРККА и ЦСОДР, и давал отражение в преломлении к местной действительности следующих стержневых вопросов:

1) Использование радио в политико-просветительной работе: радиофикация лагеря И зимних квартир; организация массового радиослушания, особенно по вопросам, связанным с проработкой докладов и решений XVI съезда ВКП(б), текущего строительства промышленности и сельского хозяйства; подготовка радиокадров и радиограмотных красноармейцев, особенно среди красноармейцев, подлежащих демобилизации; организация войсковых радиогазет и степень их участия в боевой подготовке и в освещении вопросов текущих событий; радиоработа в подшефных деревнях в колхозах.

2) Использование радио для боевой подготовки и радиолюбительская работа: применение и использование радио для боевых тревог, на стрельбище, для подачи сигналов, наличие и работа радиокружков, коротковолновых и Морзе, их обеспеченность руководителями и материальная, интенсивность и качество работы; наличие и использование при отрядных учениях и полевых занятиях передвижных радиостанций коротковолновых и громкоговорящих; наличие и работа радиолабораторий и мастерских.

При описании этих видов работы надо взять не только описание самой работы ячейки ОДР и степень внедрения радио в жизнь и быт части, но при описании того или иного преломления радио отражать вместе с тем интенсивность, качество работы, ее результаты, сдвиг в работе, полученный за определенный период, интерес, проявленный к радиоработе со стороны красноармейцев и начсостава, результаты соцсоревнования и ударничества, источники материальной поддержки н те тормозы, которые встретились при проведении их, методы и формы для их преодоления.

Вот, примерно, те стержневые, основные вопросы, которые необходимо освещать в сообщениях в смотровую комиссию. Приложение интересных фотоснимков или отдельных более подробных описаний, иллюстрирующих разделы радиоработы части, весьма желательно.

Надо помнить, что чем больше будет прислало от разных частей описаний действительной радиоработы, чем обширнее и ценнее будет тот материал, который соберется, тем большее отражение получит многогранная радиоработа в Красной армии, тем легче будет сделать заключение о постановке радиоработы и внести необходимые коррективы в дальнейшую работу.

Больше внимания радиосмотру-конкурсу, глубже охват конкурсом широких красноармейских масс. Смотр-конкурс — это путь к укреплению радиоработы в Красной армии.

Н. Васильев


НАШ ОПЫТ

До зимы 1930 года в частях нашей дивизии на радио смотрели как на занимательную вещь, дающую возможность от нечего делать послушать хорошую музыку. И только несколько месяцев тому назад был поставлен вопрос о более широком использовании радио для целей боевой подготовки.

Началось это с того, что в одной из частей дивизии по инициативе радиолюбителей был выпущен номер радиогазеты по типу центральной. Командование ухватилось за этот удачный опыт и начало по радио проводить беседы, доклады, сигналы о подъеме, о начале занятий, поверку времени и, наконец, начали практиковать свои радиопереклички, используя вместо микрофонов репродукторы «Рекорд». После этого взгляд на радио в этой части в корне изменяется: когда ведется передача, Ленуголки полны красноармейцев, радиогазета получает к каждому номеру 60—80 заметок.

Этот почин был подхвачен другими частями. В начале апреля Могилевский ДКА повел радиоперекличку между частями гарнизона, причем опять вместо недостающих микрофонов были с успехом использованы репродукторы «Рекорд». Через несколько дней была проведена интересная радиоперекличка между тремя гарнизонами, расположенными на расстоянии 60—120 км; для этой цели были использованы телефонные провода между городской телефонной станции. Все переклички заканчивались концертами, организованными силами всех частей. Этот вид работы пользуется большой популярностью. Было использовано радио и во время работ дивизионной партконференции: красноармейцы Быховского гарнизона собрались в своем клубе и приветствовали партконференцию по радио. Ответное слово им говорил член РВС БВО. Слышимость во всех случаях была более чем удовлетворительна.

Наконец самым интересным и, пожалуй, новым из нашей практики является применение радио на стрельбище. Обыкновенно для показа пробоин у нас применяется два способа: показ указкой и непосредственный осмотр мишеней стрелками. Первый способ неудобен тем, что стрелок не видит с большой точностью точку попадания из-за дальности расстояния, а второй способ отнимает много времени на ходьбу к мишеням и обратно, а самая ходьба, обыкновенно бегом, утомляет стрелка, что влияет на дальнейшие результаты стрельбы. В устранение этого мы решили использовать радио. На стрельбище установили два громкоговорителя: один на линии огня, другой у ожидающих очереди, в блиндаже у мишеней установили микрофон. Как только дается отбой, микрофон выносится наверх, и отмечающий пробоины через микрофон на линию огня сообщает точное место попаданий примерно следующим образом: «мишень номер первый — три пули: первая — десять, вторая — семь—лево, третья — пять—лево—низ». Такие сообщения стрелков вполне удовлетворяют или во всяком случае удовлетворяют лучше, чем показ указкой. Для тех, кому такие показания мало понятны, можно практиковать следующий способ: более опытный стрелок после сообщений по радио на свободной мишени вблизи стрелка кнопками отмечает его попадания, тогда картина получается полная.

Кроме экономии времени и сил стреляющих, через радио от мишеней можно передавать стрелкам ряд полезных советов, вносить поправки, выставлять лучших, отмечать отстающих. Для этой цели у микрофона надо ставить лиц, хорошо знающих стрелковое дело и способных тактично объяснить стрелку его ошибку, в противном случае неопытный «диктор» может запутать стрелка или своими неуместными замечаниями отбить охоту выправить ошибки. Этот опыт мы проделали уже в трех частях, и всюду он дал положительные результаты.

В настоящее время прорабатываем вопрос о применении радио на отрядных учениях. Но здесь мы сталкиваемся с отсутствием в частях партактивных радиоустановок и отсутствием микрофонов. Надеемся, что снабженческие органы нам здесь пойдут навстречу.

Павлов