Дешевая библиотека "РАДИО ВСЕМ", №19, 1927 год. Прием на слух. Метод учения кода.

Дешевая библиотека "Радио Всем", №19, 1927 год

Прием на слух. Метод учения кода.

Прежде чем перейти к изложению сущности самого метода укажем вкратце в чем в общем состоит прием на слух. Радиотелеграфная передача осуществляется обычно знаками Морзе, состоящими из комбинаций коротких и длинных посылок (точек и тире), обозначающих ту или иную букву. Самым распространенным способом любительского радиоприема является прием на телефон, в котором, после целого ряда подсобных процессов непосредственно в контурах приемника, попеременные посылки передатчика слышатся в виде звуков различной продолжительности. Слушающий передачу, тут же в уме переводит комбинации точек и тире в соответствующую букву, которую сейчас же и записывает. Так буква за буквой и записывается вся передача. Как прием на слух, так и далее передача на ключе, требуют от начинающего предварительной работы — тщательно рассмотреть и твердо запомнить всю таблицу азбуки, но не в том виде, как она обычно преподносится. В настоящее время не только в заграничной любительской практике, но и у нас, предложен целый ряд способов быстрого заучивания таблицы. Здесь и мнемоника, и особых построений ключи и т.д. Но все они при ближайшем рассмотрении и применении оказались или недостаточно практичными, или, в лучшем случае, чересчур односторонними. Единственно оправдавший себя метод, широко применяемый до сего времени в наших специальных школах — это разбивка по однородным группам. Она заключается в следующем: весь алфавит Морзе разбивается на семь групп. В первую группу выделяются буквы, состоящие из набора одних точек (е, и, с, х), во вторую, состоящие из одних тире (т, м, о, щ), в третью — буквы, комбинируемые точками и тире (а, у, ж, в, й), в четвертую — буквы обратного порядка, т.-е. тире и точками (н, д, б, г). Пятая включает в себя — лишь две буквы (ь, к), звуковая однородность которых делает их почти всегда похожими друг на друга. Шестая включает в себя опять лишь две буквы (р, п), также часто смешиваемых при приеме. И, наконец, в седьмую идут буквы с самыми трудными комбинациями в прямой и обратной последовательности (я, ц, л, ф, щ, ы, ю, з). Эта группа носит название смешанной.

Сводная таблица групповой разбивки приведена ниже. При желании в каждую из групп можно добавить и цифры так, как это сделано на таблице. Разбив таким образом всю азбуку кода, как было указано, приступают к запоминанию, закрепляя каждую выученную группу выписыванием ее на бумаге отдельно, до тех пор, пока не потребуется справка с таблицей.

Когда все группы будут твердо пройдены и списывание общего текста с обратным переводом не будет представлять затруднений, можно попробовать вообразить мысленно каждую букву так, как она должна получиться, в виде звуков разной продолжительности. Нужно привыкнуть к так называемому звуковому изображению буквы. Это звуковое изображение легко себе представить, напевая или насвистывая комбинации точек и тире каждого знака, не стараясь однако выдерживать его в какой-либо определенной продолжительности. Это в дальнейшем сделает ключ. Здесь важно только общее примерное представление буквенного изображения. Особенно легко это делать тем, кто имеет способности к восприятию ритма и музыки вообще. Заключать конечно, что необладающим музыкальными способностями сделать ничего не удастся, нельзя. Звуковое изображение воспроизведет каждый; хотя быть-может с меньшей точностью, чем те, кто оказались хоть немного музыкально грамотными.

Пишущему эти строки очень часто приходилось наблюдать на производстве, как вполне законченные радио-слухачи в шутку, а иногда и серьезно ведут такой "поющий разговор", настолько подобная тренировка укрепляет почву к приему и развивает слуховую память.