Дешевая библиотека "РАДИО ВСЕМ", №19, 1927 год. Учебный прием.

Дешевая библиотека "Радио Всем", №19, 1927 год

Учебный прием.

Считая азбуку кода выученной окончательно, допустим уже переход к занятиям по слушанию сигналов Морзе с телефоном. В этом случае присутствие отдельного человека, умеющего работать на ключе, является более чем желательным. Задача надевшего телефон на голову заключается в чтении по звуку принимаемой буквы и записынании ее. Издаваемый зуммером звук должен быть чист, а начальная подача должна отличаться правильностью сигналов и медлительностью темпа (не более 5-10 букв в минуту). Эти условия обязательны, иначе перевод принимаемых сигналов в буквы дается начинающему с большим трудом. Для первого урока можно попробовать принимать те же буквы, которые указаны в таблице групповой разбивки и легкие слова, подобранные на них. Суфлера, в виде рядом лежащей кодовой таблицы, необходимо раз навсегда избегнуть или прибегать к нему в самых крайних случаях.

Каждая буква должна быть записана тотчас же по приеме. Большой вред приносит "раздумывание" над сигналом, упорно не желающим превращаться в букву. Из произведенных специально наблюдений оказалось, что работа, которую совершает мозг по преобразовании звуковых сигналов в форму для их изображения на бумаге, принимает характер одинаково распределенный на каждую букву, независимо от ее трудности. Нарушая равномерную работу мозга, "задумываясь", как мы выражаемся, положим над каким-либо из сигналов, мозговая деятельность ослабляется и следующий сигнал или пропускается, или искажается. Чтобы с самого начала приучить свой мозг к такой равномерной работе, принимая, необходимо сейчас же пропустить нежелающий превращаться в букву сигнал и сосредоточиться на следующем. Не хорошо для начинающего пропускать целые слова. Такие пропуски, рассеивая внимание, повлекут на слепое угадывание и разобьют общий порядок приема. Ведущий прием должен научиться слушать, записывать и читать одновременно. Последнее обычно делается по смыслу, если идут отдельные слова. Но прием по "смыслу" допустим только в начале: когда он отчасти помогает механическому запоминанию некоторых букв — комбинации точек и тире, которые еще трудны для самостоятельной переработки. Не давать начинающему злоупотреблять этим, а отучить его от приема по смыслу легко; стоит только работающему повести подачу букв в обратном порядке. Продолжительность подачи букв и коротеньких слов держится в зависимости, конечно, от успеха — примерно до 15—20 букв в минуту. После этого идет прием отдельных фраз вместе с простейшими знаками препинания (точка, запятая, точка с запятой). Записывая передачу с самой первоначальной скорости важно, чтобы буквы не разбрасывались, а спокойно в порядке ставились одна к другой, оставляя по возможности места пропущеных, с тем, дабы впоследствии вставить их, подчеркнув для сравнения по каждому уроку. По окончании приема, текст следует просматривать, а буквы, оказавшиеся часто пропущенными или искаженными, выписывать для отдельной подработки. Такая работа даст возможность своевременно обратить внимание на больные места кода.

Учебный прием проходит с большим успехом, если любитель подходит к очередному уроку не по обязанности, а движимый определенным желанием и уверенностью в своем продвижении. На многих, обычно в начале, пропуски сказываются резко. Они начинают нервничать, ломать карандаши, вплоть до сбрасывания телефона. Прием становится нервным и напряженным. Падать духом и создавать представление о бесполезности своей работы не стоит. Все эти пропуски, искажения вполне естественны, нормально проходят по мере практики, лишь бы начинающий был более спокоен и настойчив.

Общий план, по которому должен вестись учебный прием таков:

Скорость в мунуту:

Латинский 20—45. Цифры, международный сигнальный код, любительский радио жаргон.

  1. 15—20 букв: буквы, отдельные слова.
  2. 15—30 букв: короткие фразы (простейшие знаки препинания).
  3. 25—50 букв: русский текст (большинство знаков препинания).
  4. 30—60 букв: русский текст (все знаки препинания)

Латинский текст 15—25 букв.

  1. 40—70 букв: Русский текст специальные ходовые обороты (знаки разделов, номера, вступит. и т. д.)

Желательный минимум для вступления в "путешествие по эфиру" должен быть доведен до предела: русского текста 70—85 букв, латинского 40—55 и цифр 6-ти групп в минуту (группа = 4 цифрам) с одновременным умением пользоваться международно-сигнальным кодом и любительским радио жаргоном. Кроме того, в план по желанию можно включить также и периодический практический прием радиостанций, выбирая если возможно наиболее доступные передачи.

Переход на слушание работы радиостанций вероятнее всего в начале будет заключаться в вылавливании отдельных букв или просто слушании, но даже и это несомненно благоприятно будет влиять на рост числа принимаемых букв. Время, потребное на достижение указанного миниума, довольно значительно. В среднем от пяти до восьми месяцев, отступления могут быть в ту и другую сторону, в зависимости от успехов.

Для приема сигналов коротких волн минимум принимаемой скорости, конечно, может быть сведен в пределах 40—60 букв обоих текстов. Но поскольку занятия будут поведены систематично, запас сделать не мешает.

В заключение позволим себе указать, что прием на слух — дело, требующее особого внимания, достаточного терпения, а главное — необходимого желания.