Дешевая библиотека "РАДИО ВСЕМ", №19, 1927 год. Учебное манипулирование кода.

Дешевая библиотека "Радио Всем", №19, 1927 год

Учебное манипулирование кода.

Усвоив метод держания ключа и его регулировку, можно уже перейти к манипулированию. Начать следует с того, чтобы добиться давать идеальные точки. В начале упражняются примерно на одной в секунду, в дальнейшем постепенно увеличивать до двух и трех. Здесь внимание должно быть обращено на интервалы между точками, так как всегда будет иметь место тенденция к затягиванию и ее нужно предупредить. К выбиванию точек, с соблюдением совершенно точного интервала между ними, можно привыкнуть по так называемому методу "счета", который производится кем-нибудь вслух, если ведется групповое занятие, или каждым про себя. В целесообразности метода счета убедиться не трудно, если нажимая ключ, ну положим, на точке (делая ее одной в продолжении секунды), попробовать просчитать такт. Вместе с нажимом, вслух или про себя, произносят: "раз", по истечении секунды ключ опускается произносят: "пауза"; итак чередуя соответственно нажимы и отпускания ключа произносят: "раз" — "пауза", "раз" — "пауза", "раз" — "пауза". В данном случае, продолжительность интервала между каждой последующей точкой будет равна продолжительности звукового произношения слова "пауза". Теперь переходим к двум точкам в секунду, начинаем "раз" — "два" "пауза", "раз" — "два" — "пауза", "раз, два" — "пауза" и т. д.

Ведущий счет, если он также держит в руках ключ, должен обязательно контролировать подачу своих сигналов, если невозможно на ленте (аппарат Морзе), то на слух с помощью телефона. Таким образом он увидит или услышит строгую последовательность, с которой чередуются подаваемые точки и постепенно, чисто автоматически привыкнет к ней. Подобно точкам, по "счету" в дальнейшем следует проработать и тире, выдерживая для этого нажим ключа в течении интервала времени, по продолжительности равного трем точкам в одну секунду(нажим — "раз, два, три" — "пауза" и т.д.).

Терпеливо проработавший по счету точки и тире, приучит свою руку к аккуратному и совершенно точному распределению времени на продолжительность сигнала той или иной буквы, избежав таким образом всех излишних затягиваний.

Правильная работа на ключе и состоит из уменья аккуратно распределить время, как на основной сигнал буквы, так и на интервал, между отдельными элементами букв. Для многих же (отрицающих разбираемую теорию) работа на ключе является бессознательной, лишенной всякой системы подачей точек и тире так, как они изображены в таблице кода.

Возвращаюсь к продолжению описания начального манипулирований: были указаны точки, как первый этап занятий на ключе. Регулярность подачи должна быть доведена до пяти в секунду. За дальнейшей быстротой гнаться не рекомендуется; она приобретается практикой. Нужно помнить однако, что не важно — как быстро даются точки, но чтобы они были регулярны, ясны и абсолютно подобные. Что касается упражнений по счету на тире, то для начала совершенно достаточно выбивать одно, много два в секунду. Далее продолжать учебное манипулирование, беря прямо текст независимо от степени трудности входящих в него букв, отнюдь нельзя. Это обстоятельство, как и прочие, учитываются весьма редко, а между тем имеет громадное значение.

Стремление начинающего возможно быстрее перейти к передаче общего текста, не подготовив надлежащим образом свою руку, неизбежно ведет к так называемому "сбиванию" — самому нежелательному явлению, последствия которого весьма печальны, ибо "сбившему" руку очень трудно вновь заставить ее правильно работать. Поэтому дальнейшее манипулирование должно производиться лишь на отдельных буквах, разбитых в коде по степени трудности. Начав с простых, переходят к немного более трудным, практикуя их до тех пор, пока они будут даваться с легкостью, подобно самым простым. Затем еще к более трудным и т. д. Ниже приводится таблица букв, разбитых по отдельным упражнениям:

I-е упражнение (е, т, и, м, с, о).
II-е упражнение (ш, х, а, н, у, д, й).
Ш-е упражнение (г, в, 6, ж, п, р).
IV-e упражнение (л, ф, ь, з, ю, ц, я, ы, щ).

Практика букв, разбитых в указанной последовательности, помогает начинающему постепенно овладевать трудностью комбинируемых в коде точек и тире. Знаки препинания и цифры вводятся без предварительной подготовки после того, как изучающий перешел к тексту. Проведя учебное манипулирование всех четырех упражнений и убедившись в чистоте выбиваемых букв, можно перейти к отдельным словам, подобранным на каждую серию букв очередного упражнения. Например для первого: (сито, мост, ето, отто, и т. д.) употребление таких коротких слов и будет представлять план для следования по практике кода на ключе. Завершить его можно передачей текста русского, латинского со всеми знаками препинания и отдельно цифр.

Посколько манипулирование и прием на слух тесно связаны между собой (помогая одно другому), общей работе можно придать очень интересный и живой характер; для этого принимающий на слух и работающий на ключе располагаются в разных комнатах, или просто на известном отдалении друг от друга и попеременно контролируют свои работы, сравнивая и указывая обоюдные ошибки. Такую "отдаленную" связь легко осуществить, соединив последовательно два ключа в одной цепи, при общем зуммере и батарее. Телефоны включены параллельно, как указано на черт. 4. Во время работы одного, ключ другого остается замкнутым. Как еще на одно из подсобных средств к осуществлению двухсторонней учебной практики кода, можно указать на простой регенератор. Ключ включен в анодную цепь, размыкая и замыкая собственную генерацию. (Черт. 5). Контроль идет на телефон или репродуктор. Этим способом допустимо пользоваться только при условии, если от приемника будут отключены как антенна, так и земля. В противном случае этот способ определенно вреден, ибо породит новых может быть не злостных свистунов, и кроме того это может принести неприятность и самому манипулирующему, так как во-первых, имея приключенными в момент манипулирования антенну и землю, он подлежит ответственности как за пользование нелегальным передатчиком, а во-вторых за злостный свист, мешающий приему соседей, разрешение на приемник по правилам Наркомпочтеля аннулируется, а приемник может быть опечатан. Собственная генерация желательна возможно слабее.

На черт. 5 показана схема простого регенератора с ключом в цепи анода. Последнее средство может также служить выходом иэ положения при невозможности воспользоваться зуммером, или его отсутствии вообще.