"Радио Всем", №12, июнь 1928 год, стр. 312-313

ИТОГИ ДИСКУССИИ.

И. Веллер.

Статья третья1).

Совершенно очевидно, что лозунг массовой радиофикации всего Советского союза останется надолго пустым звуком, если мы не сумеем, параллельно с ростом производства и радиовещательных станций, продвинуть радиоприемные устройства в деревню и вообще на периферию губернских и окружных центров. И нужно совершенно открыто признать, что успехи наши в этом отношении ничтожны. Дело радиоторговли у нас не выходит пока за пределы крупных городов и на периферию распространяется лишь случайно, главным образом благодаря инициативе и стараниям отдельных общественных и культурно-просветительных организаций.

Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на общие цифры распределения существующих радиоприемников по территории Союза. Из 216 000 зарегистрированных радиоприемников на 1 октября 1927 года на долю только трех городов — Москвы, Ленинграда и Харькова — приходится 116 000 приемников. Большая часть остальных 110 000 также осела в крупных городах и лишь не более 10%, т. е. около 20 000 (по данным НКПТ), попало на периферию и в деревню2). Количество совершенно ничтожное.

Следовательно, дело организации массовой торговли радиоизделиями должно сделаться на период ряда ближайших лет одной из самых боевых задач в деле радиофикации страны.

Одним из главных затруднений, стоящих на пути широкого развития радиоторговли, нужно считать отсутствие не только хотя бы приблизительных данных о емкости радиорынка, но и отсутствие серьезной постановки работы по изучению этого рынка.

Можно пока только сказать, что емкость нашего рынка на радиоизделия будет в полной зависимости от темпа развития товаропроводящей сети, которая на периферии, вне губернских и окружных центров, полностью отсутствует, и от уровня цен, которые пока совершенно недоступны для деревни.

Ограничиваясь этими общими предварительными соображениями, мы попытаемся в дальнейшем дать оценку работы наиболее крупной нашей радиоторговой организации Госшвеймашины, — на основании обсуждения и проработки в планово-промышленной подсекции ОДР доклада представителя ГШМ т. Русина.

Товаропроводящая сеть Госшвеймашины, существовавшая до перехода к ней торговой деятельности «Радиопередачи», была ею полностью использована и реорганизована применительно к торговле радиоизделиями. Таким образом, торговые пункты, насчитывавшиеся у «Радиопередачи» всего в количестве 13, были доведены Госшвеймашиной до 55.

Не менее успешно в 1927/28 г. протекала в ценностных выражениях ее торговая деятельность, которая по месяцам выражается в следующих цифрах:

Октябрь — 736 тыс. руб.; ноябрь — 593 тыс. руб; декабрь — 650 тыс. руб.; январь — 755 тыс. руб.; февраль — 735 тыс. руб.; март — 867 тыс. руб.; апрель — 700 тыс. руб., а всего за 7 месяцев — 5 035 000 рублей.

Такое расширение торговли радиоизделиями, осуществленное Госшвеймашиной, в сравнении с размерами торговли «Радиопередачи», нужно считать результатом произведенной ею большой работы, благодаря которой она сделалась главным заказчиком государственной радиопромышленности, забирая у последней около 60% всей выпускаемой продукции.

Но, отмечая эти несомненные успехи, необходимо вместе с тем совершенно твердо установить, что Госшвеймашина осталась в отношении торговли радиоизделиями организацией чисто городской (и даже крупногородской) и с этой точки зрения не оправдала возлагавшихся на нее надежд. Периферия не только совершенно не была охвачена радиоторговой деятельностью Госшвеймашины, но такой охват, хотя бы в минимальных размерах, не был Госшвеймашиной даже намечен в качестве одной из своих задач.

Поэтому, сохраняя за Госшвеймашиной и в дальнейшем как за основной пока радиоторговой организацией полностью весь объем производимой ею торговли, необходимо параллельно всеми мерами развивать и расширять радиоторговлю кооперации как основного в будущем проводника, по которому радиоизделия будут вливаться в деревню. Для этой же цели должна быть полностью использована агентская сеть Наркомпочтеля.

Дело радиоторговли занимает в Госшвеймашине подсобное место, и отвлечение финансовых средств для этого дела от своих основных заданий является для нее нежелательным. Это существенное обстоятельство отрицательно отразилось на чрезмерной осторожности Госшвеймашины во взаимоотношениях с госпромышленностью. Достаточно было промышленности запоздать в первом квартале со сдачей заказов, чтобы Госшвеймашина с недостаточно обоснованной поспешностью аннулировала эту часть своих заказов. Правда запоздание в сдаче заказанной продукции причинило Госшвеймашине ряд затруднений на рынке, тем не менее аннулирование заказов вряд ли может быть признано целесообразной мерой, ибо такая мера привела к оседанию на складах промышленности значительного количества радиопродукции при наличии потребности в ней в стране. Эта поспешность указывает на чрезмерную осторожность Госшвеймашины и нежелание отвлекать средства на радиоторговлю, между тем как вопрос этот мог быть урегулирован другим путем — путем, например, льготной отсрочки платежей со стороны промышленности и другими способами согласительного характера.

Отказ Госшвеймашины от заключения твердых договоров с радиопромышленностью во второй половине текущего операционного года и на 1928/29 год указывает на ту же тенденцию, сводящуюся к нежеланию Госшвеймашины связывать себя какими-либо обязательствами в отношении дела, которое рассматривается ею как подсобное. Решение Госшвеймашины о переходе на систему комиссионных договоров (вместо твердых заказов) с промышленностью явно несостоятельно, ибо массовое производство не может работать и развиваться на основе комиссионных соглашений. Госшвеймашина же, иначе говоря, хочет быть заранее на 100% гарантирована от каких бы то ни было случайностей рынка и от результатов возможной, например, неудовлетворительности работы своей собственной товаропроводящей сети.

Предложение Госшвеймашины о комиссионных договорах по существу является ни чем иным, как курсом на свертывание своей радиоторговли.

Эти неправильности торговой политики Госшвеймашины должны быть целиком и полностью отвергнуты.

Но, отвергая эту линию, необходимо вместе с тем настаивать на усилении помощи и поддержки торговой деятельности Госшвеймашины. В частности, чрезвычайно важный вопрос о широком кредитовании потребителей, без которого массовое распространение радиоприемников невозможно, не может быть разрешен без создания для этой цели специального денежного фонда. Правда, кое-какие начинания в деле индивидуального кредитования потребителей Госшвеймашиной сделаны, но они, конечно, имеют незначительные размеры, поскольку свободными финансовыми средствами для этого Госшвеймашина не располагает. В качестве совершенно отрицательного явления нужно отметить высокий процент, который Госшвеймашина начисляет на потребителей за предоставляемый кредит.

Что касается отношения к более квалифицированной части своих потребителей, именно отношения к радиолюбителям, то невнимание Госшвеймашины к их нуждам никак не может быть оправдано. Отсутствие наиболее ходовых деталей и частей радиоприборов при наличии их в центральных складах сделалось довольно частым явлением в торговой деятельности Госшвеймашины. Отсутствие заботы о своевременной выдаче заказов промышленности на радиодетали является результатом того же невнимания к радиолюбительству. Квалификация продавцов, их безграмотность в отношении находящихся (или недостающих) в магазинах радиоизделий вызвали многочисленные и вполне справедливые жалобы потребителей. В полном загоне находится технически-консультационное обслуживание потребителей.

Планомерность Госшвеймашины в отношении правильного распределения масс радиопродукции по своей торговой сети оставляет желать много лучшего. Такие явления, как острый недостаток или полное отсутствие тех или иных изделий в одних торговых пунктах и избыточное снабжение теми же изделиями других пунктов, можно лишь объяснить недостатком внимания со стороны Госшвеймашины к изучению характера спроса в отдельных районах и недостатком гибкости в деле снабжения их наиболее требующимися в тот или иной период радиоизделиями.

В заключение приводим основные выводы Планово-промышленной подсекции ОДР о работе Госшвеймашины и о наиболее актуальных мероприятиях по улучшению радиоторговли.

Констатировать:

  1. Значительные достижения Госшвеймашины, сумевшей за 7 месяцев, с помощью своей товаропроводящей сети, довести реализацию радиоизделий до суммы в 5 000 000 рублей.

  2. Значительные результаты, достигнутые Госшвеймашиной в области развития своей товаропроводящей сети, использованной и реорганизованной для радиоторговли за тот же срок в 55 пунктах (против 13, имевшихся у «Рариопередачи»), с охватом административных центров окраин; а также и то, что торговля радиоизделиями по всей сети Госшвеймашиной производилась по единому прейскуранту.

  3. Что сбыт радиоизделий через торговый аппарат Госшвеймашины, по сравнению с «Радиопередачей», оказал существенное влияние на некоторое снижение розничных цен.

  4. Что работа Госшвеймашины в деле сбыта радиоизделий встречала на своем пути затруднения, являвшиеся следствием отсутствия данных о емкости рынка и выработанных методов изучения этого рынка.

  5. Выявившееся за последние месяцы улучшение в деле выполнения Госшвеймашиной заказов потребителей.

  6. Правильность взятой Госшвеймашиной линии по согласованию ряда вопросов своей деятельности с организациями ОДР.

  7. Что, с другой стороны, торговая деятельность Госшвеймашины ограничивалась крупными городскими центрами при отсутствии с ее стороны каких-либо попыток к продвижению радиопродукции на периферию и особенно в деревню.

  8. Отсутствие равномерности в распределении радиоизделий по товаропроводящей сети Госшвеймашины, создававшей в некоторые периоды недостаток радиоизделий в одних пунктах при наличии их избытка в других, что объясняется недостаточной изученностью спроса в районах своей деятельности.

  9. Отмечая почин Госшвеймашины в деле индивидуального кредитования потребителей, вместе с тем признать это кредитование недостаточным, не получившим дальнейшего развития и сопровождавшимся высоким процентом стоимости кредита.

  10. Недостаточное внимание Госшвеймашины к постановке дела монтажа, ремонта, зарядных баз и технической консультации в районах своей деятельности.

  11. Что Госшвеймашина, положив в основу своей деятельности обслуживание радиослушателей, не уделяла достаточного внимания интересам радиолюбителей в отношении снабжения их радиодеталями.

    Считать необходимым, в интересах развития радиолюбительства, проявление со стороны Госшвеймашины большей настойчивости в отношении промышленности для наибольшего обеспечения радиолюбителей деталями.

  12. Констатируя, что запоздания промышленности в поквартальной сдаче радиопродукции по заключенным с Госшвеймашиной договорам создало последней ряд затруднений на рынке, вместе с тем указать, что имевшее место аннулирование заказов как со стороны Госшвеймашины, так и со стороны промышленности не может быть признано нормальным способом для разрешения подобного рода затруднений.

  13. Принимая во внимание, что для бесперебойной работы производства и торговли необходимо заблаговременное обеспечение промышленности своевременными заказами, считать абсолютно недопустимым имеющий сейчас место отказ Госшвеймашины от заключения твердых договоров с радиопромышленностью.

    Признать, что отказ Госшвеймашины от дачи твердых заказов промышленности неминуемо должен привести к острому кризису на рынке и к срыву производства, задерживая его рост и лишая перспектив развития.

  14. Что директива Главметалла Госшвеймашине о переходе на систему комиссионных договоров с радиопромышленностью фактически сводится к свертыванию Госшвеймашиной своей торговли, лишая, промышленность базы производства.

  15. Считая необходимым широкое вовлечение кооперации в дело торговли радиоизделиями, признать, однако, что до тех пор, пока радиоторговля кооперации не станет твердо на ноги, ни о каком сокращении радиоторговой деятельности Госшвеймашины не может быть и речи.

  16. В интересах дальнейшего развитий радиоторговли и продвижения ее к низовым звеньям Советского союза, считать необходимым использование существующей торгово-технической и монтажной сети ГЭТа и сети агентств Наркомпочтеля.

  17. В целях пропорционального распределения радиопродукции по всей территории Союза считать необходимым распределение районов деятельности между всеми торгующими организациями, избегая сосредоточения в одном пункте параллельно торгующих организаций и в то же время всемерно стремясь к наибольшему охвату низовой периферии.

  18. Считая применение широкого кредитования особенно насущной задачей в деле снабжения радиоаппаратурой широких масс трудящихся, в особенности крестьянства, признать необходимым создание для этой цели специального денежного фонда.

  19. Принимая во внимание заявление Госшвеймашины о невозможности отвлечения средств на радиоторговлю от своих основных заданий, считать необходимым возбудить перед соответствующими органами ходатайства о специальном финансировании радиоторговли.

  20. Констатируя, что правильное планирование производства и торговли возможно лишь на основе изучения и знания емкости рынка, считать необходимым обратить на это особое внимание всех производственных, торговых, общественных и регулирующих организаций.


1) См. №№ 10 и 11 "Радио всем".

2) Имеющихся около 10% радиозайцев также нужно отнести к городам.


Hosted by uCoz