"Радио Всем", №16, август 1928 год, стр. 417-418

ОРГАНИЗАЦИЯ РАДИОСВЯЗИ В АРКТИКЕ.

И. Халепский.

Современные достижения в радиотехнике знаменуют собою применение за последние два года коротких волн в радиотелеграфии и радиотелефонии. Существенное преимущество в использовании коротких волн в сравнении с длинными заключается в том, что сравнительно малыми мощностями порядка 10—20 клв. при благоприятных условиях представляется возможным радиотелеграфировать в любую географическую местность земного шара, тогда как для осуществления этой задачи на длинных волнах требовалась мощность в антенне десяток сотен киловатт. Вопрос о применении радиопередатчиков коротких волн имеет свою историю с 1917 года. Во время империалистической войны французы пытались построить передатчики для очень коротких волн порядка 1—2 метра с целью замены световых сигналов как средства связи на боевых линиях. Однако, окончательных успехов в этом направлении не получили.

За последние 3—4 года мы наблюдали большие исследовательские работы в Англии изобретателем Маркони в области использования и применения коротких волн порядка 18—20 метров для целей трансатлантических радиосвязей. 1926—27 г. знаменует собою большие достижения в области коротких волн изобретателем Маркони, который установил вполне законченной конструкции 2 передатчика 80 и 20 клв. на волне от 18 до 20 метров для связи Лондона с Буэнос-Айресом, организовав между двумя этими пунктами коммерческую связь. Наряду с техническими достижениями в вопросе коротких волн в Западной Европе, нашими советскими научными учреждениями и промышленностью велась также большая работа как в области исследовательской, так и конструктивной. Результатом наших достижений почти одновременно с передатчиками Маркони появился наш советский профессиональный передатчик радиостанции СОК, мощностью порядка 10 клв, на волне 37 метров. Одновременно, при содействии правительственных законоположений, которые дали возможность широко вовлечь в работу членов ОДР СССР в области применения коротких волн, Союз обогатился сотнями радиолюбительских установок, прекрасными операторами, что несомненно позволило поставить дело в короткий период на столь высокую техническую ступень.

Ответственный экзамен в области применения и использования коротких волн как в области профессиональной, так и всей нашей радиообщественности имел место в экспедиции по спасению экипажа дирижабля «Италия», которая была снаряжена Комитетом помощи Осоавиахима в составе двух ледоколов «Красин», «Малыгин» и одного корабля гидрографического управления. Экспедиция в составе указанных кораблей потребовала современных радиотелеграфных средств связи. Схема связи должна была быть осуществлена в следующем порядке: связь между собою, связь с пловучей базой итальянцев «Читта ди Милано» и наконец прямая радиотелеграфная связь Комитета помощи Осоавиахим (Москва) через радиостанцию Сокольники с ледоколом «Красин» и «Малыгин». Кроме того, в задачу всех трех кораблей входило связаться с экипажем потерпевшего аварию дирижабля. Срок выполнения столь ответственной и трудной задачи был дан минимальный — 48 часов. В эти 48 часов надлежало дать радиостанцию мощностью около 1 клв. на волне 35—36 метров для ледокола «Малыгин», ибо последний в начале снаряжения экспедиции занимал центральное место по спасению экипажа дирижабля «Италия». На «Персей» требовалась радиостанция на коротких волнах мощностью порядка 50—60 ватт. И, наконец, впоследствии на ледокол «Красин» потребовалась коротковолновая радиостанция от 50 до 200 ватт.

(Увеличить)

Для выполнения данной задачи были мобилизованы силы Научно-испытательного института связи РККА и Секция коротких волн ОДР. Научно-испытательный институт связи в течение 36 часов смонтировал заново коротковолновый радиопередатчик и отправил его для ледокола «Малыгин», кроме того приспособил уже имевшийся передатчик на 50 ватт для «Персея». Секция коротких волн ОДР выделила лучших своих радиолюбителей, операторов-коротковолновиков для ледоколов «Малыгина», «Красина» и «Персея». Ледокол «Красин» обслуживался исключительно коротковолновой радиолюбительской станцией. На «Персее» была оставлена также профессиональная, но ограничились только радиолюбительской, что касается «Малыгина», то радиолюбительская установка была взята как запасная на случай аварии с первой. В процессе работы экспедиции во льдах мы имели непрерывную прямую связь «Малыгина» с Сокольнической радиостанцией. Данная линия связи являлась чем-то вроде основной оси связи. Все свои директивы Комитет помощи имел возможность давать непосредственно на ледокол «Малыгин», который, имея мощную коротковолновую установку, имел уверенную связь со всеми тремя кораблями и пловучей базой «Читта ди Милано». Донесения и информации с «Малыгина» получались своевременно за исключением тех моментов когда внимание «Малыгина» было устремлено во время полетов т. Бабушкина и радиосвязи между кораблями. Что касается ледокола «Красин», с последним также была прямая связь, но в данном случае не было той регулярности, какую имел «Малыгин», что нужно отнести за счет перегрузки радиосвязи как между нашими ледоколами, так и пловучей базой «Читта ди Милано», а кроме того с радиостанцией дирижабля «Италия» для выяснения точного местоопределения находящихся людей, которых ледокол «Красин» спас. Кроме того, на ледокол «Красин» в области радиосвязи была возложена ответственная задача во время полетов т. Чухновского и главным образом в момент его вынужденной посадки. Тов. Чухновский находился несколько дней во льдах, оторванный от ледокола «Красин», но радиосвязи с ним не потерял, что несомненно облегчило его быстрое нахождение ледоколом «Красин». Как известно, ледокол «Красин» был включен и отправлен в экспедицию гораздо позднее, чем «Малыгин» и «Персей». Для ледокола «Красин», так же как и для «Малыгина», НИИО РККА была заново построена коротковолновая радиостанция такого же вида как для «Малыгина», но так как вышедший в океан ранее «Персей», имея коротковолновую любительскую радиостанцию, которая оправдала себя, во избежание перегрузки и обременения людьми ледокола «Красин», приготовленная радиостанция была оставлена и ограничилась только радиолюбительской установкой. Организация связи на коротких волнах в полярных странах в столь широком масштабе, нужно считать, была осуществлена впервые. Как не безизвестно, короткие волны весьма капризны с точки зрения их прохождения в зависимости от тех или иных атмосферных и других условий там, где они применяются. Атмосферные условия и состояние эфира Арктики, которые во всяком случае нельзя считать благоприятными с точки зрения использования радио как средства связи, усложнялись еще тем, что связь требовалась между пунктами, находящимися в различных климатических условиях, т. е. северный полюс и Москва. Однако, благодаря исключительному техническому обслуживанию радиоспециалистов и радиолюбителей своих передающих устройств как на самолетах, так и на кораблях, с одной стороны, и с другой — особо удачно установленной короткой волны на радиостанциях «Малыгин», «Красин», «Сокольники», представилось возможным выполнить возложенную задачу по радиосвязи и тем самым обеспечить руководство экспедицией со стороны Комитета помощи Осоавиахима. Все, что сделано в этом вопросе НИИС'ом РККА и нашей радиообщественностью, заставило капиталистический мир, который не склонен восхвалять наши технические достижения, признать, что в области радиосвязи и радиотехники мы стоим на должной высоте. Реакционный орган «Нью-Йорк Геральд», «Трибюн» в связи со спасением группы Вильери о работе радиосвязи в нашей экспедиции пишет следующее: «Радиосвязь между отдельными частями советской экспедиции была поставлена образцово, что следует подчеркнуть, ввиду того, что радиосвязь между пароходом и самолетом в полярных условиях чрезвычайно затруднена. Американцы не осведомлены о том, что СССР обладает радиоэкспертами наивысшей квалификации. После революции новые отрасли знаний и в особенности радио, приковали к себе советских научных деятелей. Нищета и изолированность ставили на пути советских радиоспециалистов, как и других советских ученых, огромные преграды, однако препятствия лишь воодушевляли их и еще больше совершенствовали знания, и, таким образом, мы видим безымянных героев, сумевших поставить радиослужбу советской спасательной экспедиции на недосягаемую высоту».

Этот первый боевой экзамен нашей радиотехники и всей нашей радиообщественности является несомненным прочным фундаментом в области использования и применения коротких волн. Выполненная задача говорит нам о том, что мы находимся на одинаковой технической ступени в этом вопросе с Западной Европой. Экспедиция в Арктике дала нам поверку нашей технической материальной части, с одной стороны, и технического персонала по обслуживанию — с другой. Опыт применения коротких волн в столь исключительной обстановке, которая имела место, сейчас перед нами выдвигает ряд новых моментов в использовании коротких волн в связи с мешающими атмосферными условиями, магнитными бурями, которые имели место во время работы экспедиции и нарушали радиосвязь. В настоящее время эти вопросы находятся в центре внимания радиотехнической научной мысли и всей нашей радиообщественности. Не подлежит никакому сомнению, что по возвращении экспедиции весь материал будет проработан самым тщательным образом, и сделаны надлежащие выводы, дабы радиосвязь на коротких волнах вообще и в частности в Арктике поставить еще на более высшую техническую ступень.


Hosted by uCoz