"Радио Всем", №23, декабрь 1928 год, стр. 615-616

О РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО РАДИОКРУЖКА

И. И. М-в

До самого последнего времени работе школьного кружка, а также и вообще работе среди юных радиолюбителей почти не уделялось внимания. В задачу этой статьи входит обсуждение некоторых вопросов, связанных с постановкой работы школьного радиокружка и его программой.

В настоящее время, когда среди школьников наблюдается большой интерес к радиотехнике, надо всячески способствовать этому, организуя радиолюбительские кружки и оказывая помощь советами и указаниями. Как показала пратика, наиболее плодотворно кружок юных радиолюбителей работает обычно в том случае, когда во главе его стоит школьный работник-физик. Если в столице или большом городе есть возможность обратиться за советом по интересующему радиолюбителя вопросу в консультацию или же к кому-либо из специалистов, то в провинции единственным таким лицом является преподаватель физики. В большинстве случаев школьные физики — сами радиолюбители и для них, при наличии еще вдобавок специальной радиолитературы, не может представлять затруднение руководство работой такого кружка.

Используя оборудование физического кабинета, руководители школьных кружков могут демонстрировать на занятиях кружка ряд опытов, которые в достаточной степени помогут разобраться в основах радиотехники и сделают занятия кружка живыми и интересными. Понятно, что программа опытов зависит главным образом от степени оборудования физического кабинета и от инициативы руководителя кружка. При среднем оборудовании кабинета и наличии достаточно подготовленных кружковцев можно организовать лабораторные работы, уделяя побольше внимания всевозможным измерениям, с которыми радиолюбителю постоянно приходится иметь дело в своей практике.

Переходя к вопросу о составе кружка, следует отметить, что в кружок, как правило, должны приниматься школьники в возрасте не менее 12 лет. Актив кружка должны составлять радиолюбители, уже построившие себе приемники и имеющие уже некоторые знания. Этот актив должен помогать младшим товарищам путем консультации и помощи в сборке и ремонте их приемников. Помимо этого, в задачу актива, должна входить установка и обслуживание школьной радиоустановки, а также постройка приемника для подшефной деревни.

Исправно работающая школьная установка, построенная в кружке, является прекрасным средством для вовлечения в работу новых членов кружка. Кроме того для этой же цели в высшей степени полезно устраивать коллективное слушание, демонстрируя различные самодельные приемники и указывая на их достоинства и недостатки.

Большой интерес со стороны юных любителей вызовет устройство время от времени «радиовыставки», на которую выставляются как готовые приемники, так и отдельные детали к ним. Особенно удачные конструкции необходимо как-либо премировать, опубликовывая фамилии и портреты премировавных в стенной газете.

В высшей степени благоприятно для работы кружка наличие отдельной комнаты для занятий, где можно оставить собранную ту или иную схему недоконченной, не боясь, что кто-нибудь будет трогать и сведет на-нет начатую работу. В этой комнате надо оборудовать рабочий стол с тисочками и набором инструментов, как-то: стамесками, сверлами, подпилками и пр., завести паяльную лампу и т. д. Очень удобно устроить здесь распределительный щит с постоянным и переменным током, иметь на щите измерительные приборы, плавкие предохранители, рубильники и т. п.

Установить дежурство членов кружка в мастерской; надо, чтобы ее двери были открыты не только в дни беседы руководителя, но и по вечерам, когда, в свободное от занятий время школьники хотят поработать: просверлить в панельке отверстия для клемм и гнезд, проверить, почему не работает собранный приемник, смерить напряжение батареи и пр.

Ниже мы приводим примерную программу работы школьного радиокружка, рассчитанную на школьника в 12—14 лет и старше, знакомого уже с началами физики. Что касается более юных радиолюбителей, то с ними вряд ли представляется возможным вести регулярные занятия, ограничиваясь лишь общим ознакомлением их с принципами передачи и приема, а также помогая им в постройке приемника.

Предлагаемая программа, рассчитанная на 10—13 полуторачасовых бесед, разделяет каждую беседу на три части, соответственно помечаемые в дальнейшем цифрами I, II и III. Рубрика I содержит общую и теоретическую часть, II — перечень демонстраций и III — посвящена практической работе. В скобках помещены вопросы, постановка которых может быть осуществлена с более подготовленными кружковцами.

1-я беседа. I. Что такое радио. Чудеса радио. Политическое и общественное значение радио. Радиофикация и радиолюбительство. Работа радиолюбителя одиночки и в радиокружке.
II. Демонстрация диапозитивов, различных приемников и громкоговорителя.

2-я беседа. I. Принципы передачи и приема. Понятие об устройстве приемника. Как устроить антенну.
II. Демонстрация зуммерной установки и клопфера, антенных изоляторов и грозового переключателя.
III. Составление сметы на подвеску антенны и на другие материалы, необходимые для работы кружка.

3-я беседа. I. Основные сведения по электричеству. Атомы и электроны. Положительное и отрицательное электричество. Электрический маятник. Электрическая емкость. Конденсаторы. Напряжение, сила тока и сопротивление. Закон Ома.
II. Демонстрация простейших опытов со статическим электричеством. Способы определения полярности. Опыты с электроскопами и электростатической машиной, лейденская банка. Опыты с гидравлической моделью.
III. Пайка проводов различными способами. Изготовление конденсаторов.

4-я беседа. I. Источники тока. Магнетизм. Электромагнитная индукция. Самоиндукция, Электромагниты. Телеграф, телефон и микрофон. Электрический звонок.
II. Демонстрация элементов и аккумуляторов. Соединение их в батареи. Опыт Фарадея. Опыты с магнитами. Электромагнит. Ознакомление с электрическим звонком, микрофоном и телефоном.
III. Устройство зуммера из звонка. Намотка катушек самоиндукции различными способами.

5-я беседа. I. Колебания и волны. Период и частота. Резонанс. Механические аналогии.
II. Демонстрация резонанса. Демонстрация с пружинкой и гирькой.
III. Сборка приемника.

6-я беседа. I. Основы радиопередачи. Открытие Герца и Попова. Разряд конденсатора. Различные виды генераторов колебаний.
III. Изготовление различных гальванических элементов.

7-я беседа. I. Радиоприем. Простейший приемник. Детектор и его роль. Настройка приемника. Различные схемы приемников.
II. Демонстрация различных приемников и органов настройки.
III. Чтение схем. Прием передачи. Суррогатные антенны.

8-я беседа. Достоинства и недостатки различных схем. Болезни приемника. Повторение пройденного.

9-я беседа. I. Первое знакомство с электронной лампой. Различные типы ламп. Работа лампы.
II. Демонстрация различных ламп и их применения.
III. Изготовление реостатов накала и различных сопротивлений.

10-я беседа. I. Усилитель низкой частоты и его включение к детекторному приемнику. Регенеративный приемник.
II. Демонстрация деталей усилителей низкой частоты и регенератора.
III. Сборка усилителя низкой частоты и работа с ним.

11-я беседа. I. Основные радиоизмерения.
II. Демонстрация волномера и работа с ним.
III. Сборка регенератора и работа с ним.

12-я беседа. I. Повторение пройденного.
II. Консультация.
III. Изготовление волномера и его градуировка.

Предлагаемая программа работы школьного кружка является ориентировочной и схематичной, поскольку рамки журнальной статьи не позволяют остановиться более подробно на целом ряде существенных вопросов и их детализировать. В зависимости от подготовленности кружковцев программа работы может быть расширена и изменена в ту или иную сторону. Заканчивая программу на первых работах с электронной лампой, мы полагаем, что дальнейшая работа кружка, уже ничем не отличается от программы любого кружка и может быть намечена руководителем.

В программе, в рубрике практических работ, сознательно пропущена подвеска антенны, поскольку эта работа должна быть выполнена вне плана в первую очередь. Приэтом с точки зрения предосторожности было бы целесообразно передать эту работу на сторону или же вставить ее в один из ближайших праздников, посвятив ей несколько часов.

Что касается книг и пособий для школьного радиокружка, то интересующихся этим вопросом мы отсылаем в отдел «Библиография» в настоящем номере журнала.


Hosted by uCoz